Темы дня

Полмира за три дня: в Екатеринбурге стартуют «Безумные дни»

Уральский молодёжный симфонический оркестр

Программу «Безумный дней» в апреле объявляли на ЖД вокзале, где выступал Уральский молодёжный симфонический оркестр (на фото). 11 июля там же выступит Любительский духовой оркестр. Фото: Владимир Мартьянов

В пятницу, 12 июля, в столице Урала начнутся «Безумные дни». Юбилейный, пятый музыкальный фестиваль пройдёт с небывалым размахом: 120 концертов на девяти площадках. В гости организаторы ждут более 35 тысяч любителей музыки.

Когда пианист Денис Мацуев в конце июня приезжал в Екатеринбург, он пошутил, что в музыкальном плане в нашем городе «всегда безумные дни». В каждой шутке, как известно, есть доля правды. Но коль уж в столице Урала всегда безумные дни, то сам фестиваль – апогей музыкального безумия.

В 2019 году тема «Безумных дней» – «Музыка странствий». Организаторы сделали упор на так называемые «путевые заметки» композиторов. Поэтому можно выбрать, например, страну и сконцентрироваться на ней. Или отправиться в музыкальное путешествие и за три дня посетить пол земного шара, не покидая Урал.

К примеру, не секрет, что Пётр Ильич Чайковский хоть и с отъездами, но пару лет прожил в Италии, сочинив «Воспоминания о Флоренции», «Итальянское каприччио» и другие произведения. Мендельсон написал «Итальянскую» симфонию. Равель, Лист, Глинка вдохновлялись Испанией, как и Римский-Корсаков, написавший «Испанское каприччио». Хотя, в отличие от Глинки, Николай Андреевич в Испании никогда не был, и до конца не известно, почему великий композитор вдруг решил посвятить своё сочинение стране с Пиренейского полуострова.

Все эти произведения, в числе прочих, можно будет услышать на фестивале. В исполнении музыкантов из девяти оркестров, четырёх хоров, десятков ансамблей и солистов из Франции, Португалии, Японии, Армении, Аргентины, Великобритании и, конечно, России. Сами же организаторы отмечают, что хотят привлечь на фестиваль множество слушателей.

Рустем Хасанов
Первый заместитель директора Свердловской государственной филармонии по творческой деятельности Рустем Хасанов ещё в апреле рассказывал, что у фестиваля очень обширная программа Фото: Владимир Мартьянов

– Конечно, мы хотим большего: когда будем проводить двадцатый фестиваль, то посмеёмся, как начинали с тысячи, а году к 2026-му, возможно, дойдём и до 145 тысяч участников, – рассказывал в апреле текущего года директор Свердловской государственной академической филармонии Александр Колотурский. – «Безумные дни» стремятся к привлечению большего количества слушателей, поэтому фестиваль ориентирован в первую очередь на тех, кто не ходит в концертные залы постоянно.

В этом году «Безумные дни» продлятся три дня и пройдут 12, 13 и 14 июля. Площадок будет девять – Свердловская филармония (два зала), Зал Маклецкого, Учебный театр ЕГТИ, Театр юного зрителя (два зала), Дом музыки, Камерный театр и клуб «Дом печати». Кроме того, впервые фестиваль пройдёт в области – четыре концерта состоятся 14 июля в Инновационном культурном центре в Первоуральске. Все билеты стоят по 200 рублей.

Однако, кто вдруг решил обзавестись билетами в последние дни, всё чаще видит на сайте грустную пометку: «Все билеты проданы». Продажи стартовали в апреле, и не нужно ещё раз говорить, что свободные места разлетались как горячие и вкусные пирожки.

А как иначе? В этом году выступит обладатель Гран-при Международного конкурса имени П.И. Чайковского этого года, французский пианист-виртуоз Александр Канторов. В финале конкурса он исполнил сверхсложный Второй фортепианный концерт Чайковского, который 13 июля сыграет на сцене Свердловской филармонии вместе с Уральском академическим филармоническим оркестром под управлением Дмитрия Лисса. За день до этого Канторов исполнит Рахманинова и Сен-Санса. Увы, но билетов на эти два концерта уже не купить…

Продолжая разговор о пианистах, на фестиваль также приедет Котаро Фукума – победитель и призёр многих международных конкурсов. В возрасте 20 лет он занял первое место и выиграл спецприз им. Шопена на престижном Международном конкурсе пианистов в Кливленде. Фукума специализируется на современных композиторах. В частности, он стал первым в мире, кто исполнил произведения Тору Такемицу, Муцуо Шишидо, Рено Ганю, Тьерри Юйе, Франческо Милиты, Тьерри Эскейша. На концерте в Екатеринбурге Фукума сыграет творения Шопена, Моцарта, Листа, а также как раз Такемицу и его «For Away».

Выступит в столице Урала и знакомая свердловчанам по прошлым «Безумным дням» Анн Кеффелек – одна из ведущих пианисток своего поколения. Она исполнила и записала все фортепианные произведения Мориса Равеля. Кеффелек победительница престижнейших конкурсов пианистов в Мюнхене (1968) и Лидсе (1969). Фрагменты из произведений Моцарта в её исполнении звучат в фильме Милоша Формана «Амадей». Билеты на её выступление ещё можно успеть купить.

Незнаменитых музыкантов на «Безумных днях» и не бывает – для участия в фестивале приезжают лучшие солисты, ансамбли, оркестры. Практически про каждого можно написать отдельную статью, если не исследование. Приятно, что большой ажиотаж вызывают и местные коллективы и исполнители, которые активно представлены в программе – Екатеринбургский камерный оркестр «B-A-C-H» под управлением Николая Усенко, хор «Доместик», Уральский государственный русский оркестр, Гарри Агаджанян и многие другие. Кстати, выступит и Военный оркестр штаба Центрального военного округа.

А музыкальное путешествие, к слову, начнётся… на вокзале. В четверг, 11 июля, накануне фестиваля «Музыка странствий» зазвучит на железнодорожном вокзале. Гостей города встретит Любительский духовой оркестр Свердловской филармонии под управлением художественного руководителя и дирижёра, заслуженного артиста России Юрия Бучукова. Вечером на перроне зазвучат вальсы и самые известные марши.

Полную программу "Безумных дней" можно посмотреть по ссылке.

  • Опубликовано в №120 от 11.07.2019 под заголовком «Полмира за три дня»
Областная газета Свердловской области