В пятницу, 12 июля, в столице Урала начнутся «Безумные дни». Юбилейный, пятый музыкальный фестиваль пройдёт с небывалым размахом: 120 концертов на девяти площадках. В гости организаторы ждут более 35 тысяч любителей музыки.
Когда пианист Денис Мацуев в конце июня приезжал в Екатеринбург, он пошутил, что в музыкальном плане в нашем городе «всегда безумные дни». В каждой шутке, как известно, есть доля правды. Но коль уж в столице Урала всегда безумные дни, то сам фестиваль – апогей музыкального безумия.
В 2019 году тема «Безумных дней» – «Музыка странствий». Организаторы сделали упор на так называемые «путевые заметки» композиторов. Поэтому можно выбрать, например, страну и сконцентрироваться на ней. Или отправиться в музыкальное путешествие и за три дня посетить пол земного шара, не покидая Урал.
К примеру, не секрет, что Пётр Ильич Чайковский хоть и с отъездами, но пару лет прожил в Италии, сочинив «Воспоминания о Флоренции», «Итальянское каприччио» и другие произведения. Мендельсон написал «Итальянскую» симфонию. Равель, Лист, Глинка вдохновлялись Испанией, как и Римский-Корсаков, написавший «Испанское каприччио». Хотя, в отличие от Глинки, Николай Андреевич в Испании никогда не был, и до конца не известно, почему великий композитор вдруг решил посвятить своё сочинение стране с Пиренейского полуострова.
Все эти произведения, в числе прочих, можно будет услышать на фестивале. В исполнении музыкантов из девяти оркестров, четырёх хоров, десятков ансамблей и солистов из Франции, Португалии, Японии, Армении, Аргентины, Великобритании и, конечно, России. Сами же организаторы отмечают, что хотят привлечь на фестиваль множество слушателей.
– Конечно, мы хотим большего: когда будем проводить двадцатый фестиваль, то посмеёмся, как начинали с тысячи, а году к 2026-му, возможно, дойдём и до 145 тысяч участников, – рассказывал в апреле текущего года директор Свердловской государственной академической филармонии Александр Колотурский. – «Безумные дни» стремятся к привлечению большего количества слушателей, поэтому фестиваль ориентирован в первую очередь на тех, кто не ходит в концертные залы постоянно.
В этом году «Безумные дни» продлятся три дня и пройдут 12, 13 и 14 июля. Площадок будет девять – Свердловская филармония (два зала), Зал Маклецкого, Учебный театр ЕГТИ, Театр юного зрителя (два зала), Дом музыки, Камерный театр и клуб «Дом печати». Кроме того, впервые фестиваль пройдёт в области – четыре концерта состоятся 14 июля в Инновационном культурном центре в Первоуральске. Все билеты стоят по 200 рублей.
Однако, кто вдруг решил обзавестись билетами в последние дни, всё чаще видит на сайте грустную пометку: «Все билеты проданы». Продажи стартовали в апреле, и не нужно ещё раз говорить, что свободные места разлетались как горячие и вкусные пирожки.
А как иначе? В этом году выступит обладатель Гран-при Международного конкурса имени П.И. Чайковского этого года, французский пианист-виртуоз Александр Канторов. В финале конкурса он исполнил сверхсложный Второй фортепианный концерт Чайковского, который 13 июля сыграет на сцене Свердловской филармонии вместе с Уральском академическим филармоническим оркестром под управлением Дмитрия Лисса. За день до этого Канторов исполнит Рахманинова и Сен-Санса. Увы, но билетов на эти два концерта уже не купить…
Продолжая разговор о пианистах, на фестиваль также приедет Котаро Фукума – победитель и призёр многих международных конкурсов. В возрасте 20 лет он занял первое место и выиграл спецприз им. Шопена на престижном Международном конкурсе пианистов в Кливленде. Фукума специализируется на современных композиторах. В частности, он стал первым в мире, кто исполнил произведения Тору Такемицу, Муцуо Шишидо, Рено Ганю, Тьерри Юйе, Франческо Милиты, Тьерри Эскейша. На концерте в Екатеринбурге Фукума сыграет творения Шопена, Моцарта, Листа, а также как раз Такемицу и его «For Away».
Выступит в столице Урала и знакомая свердловчанам по прошлым «Безумным дням» Анн Кеффелек – одна из ведущих пианисток своего поколения. Она исполнила и записала все фортепианные произведения Мориса Равеля. Кеффелек победительница престижнейших конкурсов пианистов в Мюнхене (1968) и Лидсе (1969). Фрагменты из произведений Моцарта в её исполнении звучат в фильме Милоша Формана «Амадей». Билеты на её выступление ещё можно успеть купить.
Незнаменитых музыкантов на «Безумных днях» и не бывает – для участия в фестивале приезжают лучшие солисты, ансамбли, оркестры. Практически про каждого можно написать отдельную статью, если не исследование. Приятно, что большой ажиотаж вызывают и местные коллективы и исполнители, которые активно представлены в программе – Екатеринбургский камерный оркестр «B-A-C-H» под управлением Николая Усенко, хор «Доместик», Уральский государственный русский оркестр, Гарри Агаджанян и многие другие. Кстати, выступит и Военный оркестр штаба Центрального военного округа.
А музыкальное путешествие, к слову, начнётся… на вокзале. В четверг, 11 июля, накануне фестиваля «Музыка странствий» зазвучит на железнодорожном вокзале. Гостей города встретит Любительский духовой оркестр Свердловской филармонии под управлением художественного руководителя и дирижёра, заслуженного артиста России Юрия Бучукова. Вечером на перроне зазвучат вальсы и самые известные марши.
Полную программу "Безумных дней" можно посмотреть по ссылке.
- Опубликовано в №120 от 11.07.2019 под заголовком «Полмира за три дня»