«Здесь должны звучать лучшие голоса»

Юсиф Эйвазов, Анна Нетребко, Ядер Биньямини и Эльчин Азизов (слева направо) подарили настоящий праздник. Фото: Алексей Кунилов

Юсиф Эйвазов, Анна Нетребко, Ядер Биньямини и Эльчин Азизов (слева направо) подарили настоящий праздник. Фото: Алексей Кунилов

В минувшую пятницу в Екатеринбурге торжественно открыли Конгресс-центр МВЦ «Екатеринбург-ЭКСПО» . Под стать размаху новой площадки был не менее роскошный концерт: звёзды мирового уровня – оперные певцы Анна Нетребко и Юсиф Эйвазов – в сопровождении Уральского академического филармонического оркестра исполнили  арии из произведений Бизе, Верди, Пуччини, Кальмана, Дворжака… Зал рукоплескал стоя.

Открытие – процесс торжественный и не безошибочный. Поэтому по нему никогда нельзя полностью делать выводы. Не зря в русском языке существует присказка – первый блин комом. Нет, открытие Конгресс-центра не прошло комом, некоторые недостатки, огрехи, замеченные гостями, можно простить. Уверены, сами организаторы обратили на них внимание и в будущем учтут.

Главные звёзды вечера – Анна Нетребко и её супруг и партнёр Юсиф Эйвазов прибыли в Екатеринбург за несколько дней. За день до концерта Анна Нетребко отметила, что в зале шикарная акустика. Оставалось оценить всем остальным зрителям.

Анна Нетребко
Анна Нетребко исполнила отрывки из произведений Чилеа, Пуччини, Верди, Легара, Ардити, Дворжака и Кальмана. Фото: Алексей Кунилов
Юсиф Эйвазов
Юсиф Эйвазов наслаждался происходящим. Фото: Алексей Кунилов

Если театр начинается с вешалки, то Конгресс-центр начинается… с парковки. Да, это немаловажный момент для огромной площадки на несколько тысяч мест. На въезде появилась внятная схема, табло с количеством парковочных мест (всего их 6000). Ещё один важный момент – пропускная система. Запустить почти 4000 человек без очереди – вещь нереальная. Правда. И если в небольших (!) очередях ходили недовольные разговоры, мол, в Европе не так, то заверим – бывает ещё хуже. Если вы когда-нибудь посещали крупные европейские театры, то наверняка видели, что очереди там больше. Это нормальное, совершенно обыденное явление. В пятницу работала электронная система проверки билетов. Люди двигались быстро, и хоть небольшие пробки и возникали, но испортить настроение перед концертом никто не успел.

Общая площадь Конгресс-центра – 41 600 м2, четыре надземных и один подвальный этаж. Внутри дышится легко, много места, удобные переходы и навигация. Конечно, ещё чувствуется запах «нового помещения», но это, впрочем, тоже можно простить: многофункциональный объект был возведен за суперкороткий срок – всего за два года.

Анна Нетребко и Юсиф Эйвазов не то что впервые приехали в Екатеринбург – они впервые выехали за пределы Москвы и Санкт-Петербурга. Больше в нашей стране они ещё нигде не выступали. Понятно, что посмотреть на звёзд мировой оперы стоит дорого, цены на билеты кусались. В последний день билеты продавали от 5 до 47 тысяч рублей. В итоге свободные места остались.

На открытие собрался местный истеблишмент, уральские министры, чиновники, деятели культуры и искусства. Многие пришли парами, с детьми. Атмосфера была непринуждённая. В ожидании выступления гости прогуливались по этажам, общались, ели и пили. Сразу в нескольких местах были открыты точки питания, где можно было вполне за умеренную плату взять небольшие закуски и напитки, как алкогольные, так и без. Затем по громкой связи людей пригласили в зал.

Само концертное пространство действительно сделано со вкусом. Дизайнеры зала попытались отразить в замысловатых изгибах на стене и потолке рельеф Уральских гор. Кресла удобные, сцену видно. Что ещё нужно? Сам зал вмещает 4000 мест. В случае необходимости его можно трансформировать и увеличь до 5000.

– Это зримое олицетворение огромного потенциала Свердловской области и нашего постоянного стремления к созидательному процессу, – отметил в приветственном слове глава региона Евгений Куйвашев. – Это настоящий подарок жителям Екатеринбурга и Свердловской области в год 85-летия региона. Уверен, что Конгресс-центр станет одной из самых востребованных площадок для проведения различного уровня мероприятий. Концертный зал нашего Конгресс-центра – один из лучших в России и в мире. Уверен, он достоин быть главной сценой для выступления выдающихся артистов и творческих коллективов. Именно здесь должны звучать лучшие голоса и величайшие музыкальные произведения.

Губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев
Евгений Куйвашев на открытии отметил, что конгресс-центр станет одной из самых востребованных площадок для проведения различного уровня мероприятий. Фото: Алексей Кунилов

После выступления Евгения Куйвашева на сцену поднялись музыканты. Тут собравшихся ждал сюрприз – к Анне Нетребко и Юсифу Эйвазову присоединился солист Большого театра Эльчин Азизов.

Словами описывать такой концерт – преступление. Да и как ты передашь в двух словах, предложениях, страницах лучшие оперные голоса мира? Пели они без микрофона. Каждый отрезок сопровождался бурными овациями, криками «браво». У самих же исполнителей с уст не сходила улыбка. Свою большую долю аплодисментов получил и Уральский филармонический оркестр, которым руководил в тот вечер дирижёр Ядер Биньямини. Не надо быть большим музыкальным экспертом, чтобы понять, что оркестр справился с высокой задачей на высший балл. Увертюра к опере «Руслан и Людмила», бесспорно, стала одним из самых запоминающихся номеров открытия.

Аккомпанировал артистам Уральский академический филармонический оркестр под руководством итальянского дирижёра из Ядера Биньямини
Аккомпанировал артистам Уральский академический филармонический оркестр под руководством итальянского дирижёра Ядера Биньямини. Фото: Алексей Кунилов

Полуторачасовой концерт завершился исполнением композиции «O Sole Mio» – это тоже был сюрприз: в программе стояла «Cantami» Игоря Крутого. Анна Нетребко, Юсиф Эйвазов, Эльчин Азизов начали петь на сцене, а затем спустились в зал, где прошли между рядами. Публика встала и после окончания разразилась горячими аплодисментами на несколько минут. Усыпанные цветами артисты, кажется, были счастливы.

Фото: Алексей Кунилов

Концерт обсуждали и после, стоя в очередях в гардероб, и, наверное, в машинах, в пробке на выезде с парковки. Но так ли были важны эти мелкие трудности? Звёзды мировой оперы открыли Конгресс-центр. Начало положено, уровень задан.

Комментарий

Дмитрий ЛИСС, художественный руководитель и главный дирижёр Уральского академического филармонического оркестра:

– Состоялось открытие Конгресс-центра – очень важное событие для нашего города и области. Замечательно, что такой зал есть, я поздравляю всех причастных к его появлению. Залов в Екатеринбурге должно быть много, и они должны быть разные. Этот – многофункциональный. Он позволяет проводить большие события – концерты рок-исполнителей, поп-исполнителей. По настоянию Анны Нетребко концерт прошёл без усиления, хотя были подготовлены микрофоны, приглашён хороший звукорежиссёр. К сожалению, я слышал много отзывов от посетителей концерта, которые жаловались на акустику зала. Жаловались на то, что было плохо слышно оркестр, что не было нужного звука. Для меня это не было сюрпризом. Посмотрев на конструкцию зала, на его размеры, на то, как устроена сцена, какие стоят кресла, я понял, что в таких условиях идеальной акустики быть не может.

Наш оркестр много гастролирует, мы играли в самых разных залах во всем мире. Постоянно выступаем в Токио, в зале International Forum на 5000 мест. Там японцы создали интересную систему искусственной акустики, когда усиление абсолютно незаметно, но создаётся ощущение, что оркестр слышно лучше. Однако даже в таком зале, при всех ухищрениях японской высокотехнологичной электроники, всё равно остаётся неудовлетворенность звуком.

В своей жизни мне не доводилось выступать в многотысячных залах, где естественная акустика позволяла бы оркестру звучать по-настоящему. Не знаю, возможно ли это. Что касается нашего Конгресс-центра, то могу сказать, что певцов было слышно относительно хорошо – они стояли на авансцене. Хотя любое напряжение голоса также было слышно и не затушёвывалось. А вот звук оркестра был неудовлетворительным, хотя музыканты играли замечательно, придраться абсолютно не к чему, но не было красок, таких, которые должны быть в зале. Акустика должна помогать музыкантам играть. К сожалению, существующих возможностей отражения звука, которые позволяли бы ему лететь в зал, было явно недостаточно. Мешал огромный короб сцены, где нет акустической раковины, мешали мягкие кресла, которые гасят звук, было явно недостаточно отражающих звук поверхностей. Не только для меня, но и для музыкантов оркестра, для слушателей была очевидна серьёзная акустическая проблема, когда вместо реверберации (объёмного эха) возникал резкий скачок, резкое отражение – короткое, будто звук дублировался.

Любого исполнителя, если это не бизнес-проект, привлекает не количество мест в зале, а акустические условия. Поверьте мне, как дирижёру с многолетним опытом и стажем, что такие залы, как зал Московской консерватории до его ремонта, зал Петербургской филармонии до его ремонта, зал Мариинского театра, выстроенный Ясухиро Тойотой, как Концертхаус в Вене, Берлинская филармония, как фантастический Тонхалле в Швейцарии – являются символами высокого искусства. После выступления в таких залах остаётся след на всю жизнь, будто прикоснулся к какому-то чуду. Они становятся символами места, символами города, символами страны. Конечно, Екатеринбург заслуживает, чтобы у нас появился такой зал, куда бы стремились попасть выдающиеся музыканты, в котором ничто не мешало бы сделать их выступления выдающимися.

  • Опубликовано в №158 от 03.09.2019 
Областная газета Свердловской области