Темы дня

Бродяга с севера 7 фото


Сергей Макурин – спасатель из Краснотурьинска, участник общественного поисково-спасательного отряда. А ещё – фотограф. Оттуда, где редко удаётся побывать даже самым смелым туристам, Сергей привозит снимки, от которых захватывает дух. И оценили это не только друзья и знакомые нашего земляка, но и жюри одного из самых престижных международных фотоконкурсов. Сергей поделился с «ОГ» секретами своего успеха, а также рассказал, что необязательно за яркими впечатлениями ехать за границу – ведь на Урале находится большое количество впечатляющих мест, куда ещё не протоптана туристическая тропа..

Досье «ОГ»

  • Сергей Макурин родился 7 февраля 1968 года в Карпинске. Живёт в Краснотурьинске. Спасатель II класса в Карпинском поисково-спасательном отряде. Член Союза фотохудожников. В 2013 году прошёл в финал Всероссийского фотоконкурса «Best of Russia» – 2013» («Лучшие фотографии России»). В том же году вышел в полуфинал в международном конкурсе природной фотографии «Золотая черепаха». В 2012, 2013 и 2014 годах – финалист и участник итоговой выставки в международном конкурсе северных и арктических фотографий Global Arctic Awards (два года подряд – обладатель серебряной медали конкурса).
  • Фото: Леонид Шуклин

– Когда мне нужно было придумать ник на фотосайте, я даже не задумывался – назвался бродягой с севера, – рассказывает Сергей. – Мне часто приходится бродить в поисках кадра одному. На самом деле по духу я, скорее, южный человек – очень люблю тепло, обожаю ездить в Среднюю Азию. Но по иронии судьбы живу на севере, путешествую чаще зимой и в самые холодные районы. И с годами понимаю, что всё-таки север я люблю больше.

– Сергей, расскажите, с чего началось ваше увлечение фотографией и чем вас так притягивают самые отдалённые уголки Урала и нашей страны?

– С детства я занимаюсь спортивным туризмом. И однажды понял, что из походов могу что-то приносить – стал фотографировать… Потом эти снимки наши знакомые даже дарили друг другу. А со временем моё увлечение туризмом переросло в профессию – я начал водить туристические группы, а затем и вовсе перешёл в службу спасения. Вот и фотография осталась со мной на всю жизнь. И теперь перед тем как отправиться в путешествие, ставлю себе цель – сделать определённые кадры, чтобы делиться своими впечатлениями со зрителями.

– В основном вы снимаете Север. Есть ещё любопытные места, где пока не успели побывать?

– Мир – велик, и посмотреть хочется все. Раньше мне было проще: за год я совершал по 6–7 серьёзных экспедиций. Объездил такие районы, как Кузнецкий Алатау, Восточный Саян, Крым, архипелаг Северная Земля. В советское время сложно было выбраться за границу, поэтому ездили по нашей стране. А сейчас получается вы­ехать всего лишь раз или два в год. В декабре вот вернулся из Гималаев. Я там был в первый раз: горы как горы, а вот народы, которые там живут – шерпы, непальцы – вот это действительно интересно… Я был по-настоящему удивлён – казалось бы, такие бедные, но при том настолько добрые, настолько счастливые люди. Им ничего не надо – живут и радуются, нашей умытой Европе есть чему у них поучиться. А теперь мечтаю съездить в Северную Норвегию, поснимать полярное сияние – знаменитые Лофотены. Или же к нам в Мурманскую область, где места не менее красивые, просто их нужно уметь показать, преподнести…

– Снимать вам приходится в очень сложных климатических условиях…

– Конечно, зимняя съёмка требует определённой подготовки: я соорудил свою систему с батареями – использую аккумулятор с видеокамеры, в кофр кладу специальную грелку. И потом нужно бережно относиться к технике – постоянно заносить аппаратуру с мороза в тепло нельзя, иначе она вберёт в себя слишком много влаги, поэтому приходится жить на улице.

– На фотографии «Ночное рандеву», за которую вы и получили серебряную медаль в этом году, изображены вы сами… Работаете только в одиночку?

– Сегодня техника это позволяет. На аппарате есть программируемый тросик – я устанавливаю штатив, выстраиваю композицию, представляю, куда поставить человека – вот вся технология. Конечно, удобнее, когда у тебя есть напарник. У меня много работ снято с помощью команды – друзей, которые помогают в походах, съёмках. Три года назад со мной с удовольствием ходил мой сын, который был и статистом, и оруженосцем, и моделью. Это моя фишка – считаю, что на фоне великолепной природы должен присутствовать человек: во-первых, чтобы зритель видел масштаб тех же скал, а во-вторых, человеческая психология такова, что на месте героя на фото он обязательно будет представлять себя – так ему легче будет фантазировать, додумать историю, о которой я хотел рассказать. Но только представьте – ночь, мороз 30 градусов, и когда я в это время ухожу из палатки, чтобы пофотографировать, далеко не все из группы меня понимают и могут пойти со мной…

– Такому опытному туристу, да ещё и спасателю, наверное, все нипочём… Но попадали ли вы во время съёмок в экстремальную ситуацию?

– Для меня экстремальная ситуация – это когда уже абсолютно всю группу охватывает паника. Сложные ситуации в моей жизни бывали, но так, чтобы поддаться панике – слава богу, нет. Однажды я ушёл поснимать полнолуние на Главном Уральском хребте – я был совсем один и вдруг услышал, как достаточно близко от меня воет волк. Я быстро начал собирать рюкзак, но потом понял, что если волк решит напасть, убежать я всё равно не успею… Махнул рукой и продолжил съёмку.

Досье «ОГ»

Global Arctic Awards – международный фотографический конкурс.

  • Проект инициирован российским фотографом-путешественником и лауреатом множества международных премий Сергеем Анисимовым.
  • Ежегодно в конкурсе участвуют фотографы более чем из 30 стран мира.
  • Снимки должны быть выполнены в северных регионах или Арктике.
  • Конкурс проводится с 2012 года.
  • В 2014-м в нём поучаствовали 24 фотографа из России, среди которых лучшим был признан Сергей Макурин.
  • В состав жюри вошли три российских фотографа и четыре их коллеги из-за рубежа (Швеции, Швейцарии, Норвегии и Великобритании). В том числе оценивал работы и президент Национальной ассоциации шведских фотографов Бо Седервол.
  • Три года подряд победителем становится норвежский фотограф Аудун Рикардсен.

- Кроме пейзажных фотографий что-то ещё снимаете? В данном случае интересует может ли художник снизойти до съёмки тех же корпоративов, например?

- Иногда я снимаю в студии, иногда работаю на спортивных мероприятиях, и на корпоративах тоже. Творчество - это конечно хорошо, но когда оно приносит доход - ещё лучше. Это моя позиция: художнику необходимо, чтобы ему за творчество платили деньги. Ведь в первую очередь, это говорит о том, что раз люди готовы платить за фото, значит, у тебя на самом деле что-то получается.

Помимо этого, приятно окружающим - если семья видит, что твоё любимое  дело приносит доходы, то они начинают по-другому к этому относиться, как к чему-то полезному. К тому же продвижение проектов и своих художественных амбиций так или иначе связано с деньгами.

А пейзажная фотография - одна из тех, которой не особо заработаешь. Хотя на сегодняшний день у меня заработок на пейзажных не меньший, чем на фотосессиях. Но это  благодаря тому, что со временем уже были наработаны связи.

- А на тех же конкурсах заработать получается?

- Что касается конкурсов, то есть такие, где премии составляют и 100, и 150 тысяч рублей, но я туда, если честно, не стремлюсь. Главное тут всё-таки общение - обмен опытом, идеями именно с коллегами высокого уровня. И потом, только подумайте - 600 фотографов представляют 60 тысяч фотографий. И шанс выиграть - мизерный. Кроме того, зачастую фотографы, снимающие Север и Арктику, живут в этой местности годами - работают. Иногда я сам не понимаю, как те, кто выбирается куда-то лишь раз в год, вдруг что-то стоящее делает.

- Несмотря на тяжелые условия, в которых северным и арктическим фотографам приходится снимать, среди финалистов есть и женщины...

- Среди женщин фотографов-пейзажистов знаю немногих. Например, Татьяна Ударцева из США, у которой я многому научился - могу даже назвать её своим учителем, она  мужчинам фору даст - как в технике, так и в художественном плане. Конечно, женщинам в таких путешествиях приходится непросто. Но когда я ходил на Северную Землю в 1991 году (острова долгое время были закрыты, и мы были одними из первых туристов, кто туда попал), руководителем нашей группы тоже была женщина, когда мужчины хныкали, она даже виду, что ей тяжело, не подавала.

– В конкурсе Global Arctic Awards уже третий год подряд выигрывают норвежцы. Как думаете, чего не хватает россиянам для победы?

– Норвежцем всё-таки проще: вышел из дома, сел в лодку – поснимал китов, ночью погулял – полярное сияние запечатлел… Но уже то, что наряду с мастерами мирового уровня призовые места занимают и фотографы, которые живут где-то в Подмосковье или вот в Краснотурьинске, уже о многом говорит. На самом деле между российскими конкурсантами давно ходит такой разговор – «когда же и мы сможем взять золото»… Надо стремиться!

– Кому, как не вам, задать этот вопрос – где самое красивое место на Урале?

– Уверен, его ещё не открыли. Просто потому, что Северный Урал, в отличие от Полярного и Приполярного, где ведётся добыча полезных ископаемых, ещё практически не изучен. Там ни дорог, ни тропинок – болото и горы. Сейчас прокладывают трассу для снегоходов от Екатеринбурга до берега Северного Ледовитого океана через самые зрелищные точки нашего края – Серебрянский Камень, Конжаковский Камень, Маньпупунёр, гору Манарагу. Надеюсь, в скором времени мне доведётся заглянуть туда, где ещё не ступала нога человека…

Областная газета Свердловской области
«На всех ветрах». Главный Уральский хребет. На снимке – изба вогулов в истоках реки Лямпа. Сегодня здесь останавливаются туристы, поскольку она до сих пор отапливается и явно выигрывает в конкуренции с простыми палатками. Фото: Сергей Макурин«Когда зацветают тюльпаны». Главный Уральский хребет. «Зима - лучшее время для съёмки в удивительных местах, потому что солнце находится совсем низко над горизонтом», – рассказывает Сергей. Фото: Сергей МакуринПобеду уральцу принёс вот этот снимок под названием «Ночное рандеву». Фото: Сергей Макурин«Среди миров». Серебрянский камень. Профессионалы отмечают, что при съёмке подобных сюжетов вертикальный кадр редко бывает удачным, но в данном случае художнику удалось сотворить исключение из правила. Фото: Сергей МакуринЕго Величеству - Северу". Главный Уральский хребет. Одним из критериев при оценке фотографии на конкурсе является уникальность момента. Полярное сияние - именно такой случай. Фото: Сергей МакуринРабота Аудуна Рикардсена заняла первое место в номинации «Человек и Север». Именно с помощью этого снимка норвежец опередил Сергея Макурина. Наш земляк объясняет, что ценность этого фото именно в идее, техническое же воплощение не такое сложное. Фото: Аудун Рикардсен«Кусочек рая, затерянный в снегах». Главный Уральский хребет. В походы вместе с Сергеем ходят его друзья, которые часто являются героями фотографий. . Фото: Сергей Макурин