Место действия оперы – Освенцим 14 фото

,
  • Опубликовано в №017 от 02.02.2016

Екатеринбургский оперный впервые презентовал в понедельник сценическое решение оперы Моисея Вайнберга «Пассажирка». Премьера состоится 15 сентября 2016 года, и это будет первое театральное исполнение оперы в России! Вдвойне знаменательно, что в годовщину начала Великой Отечественной войны театр представит произведение, ретроспективно восстанавливающее трагические события в Освенциме.

…1950-е. Океанский лайнер. Комфорт и респектабельность. Но жена немецкого дипломата вдруг теряет покой, обратив внимание на одну из пассажирок. Так в безмятежной обстановке мирного времени встретились бывшая надзирательница СС и бывшая узница концлагеря…

Тадэуш Штрасбергер. Фото: Алексей Кунилов

Опера Вайнберга практически неизвестна в России, хотя написана почти полвека назад и в своё время вызвала абсолютное профессиональное восхищение Дмитрия Шостаковича. Постановочная группа во главе с режиссёром Тадэушем Штрасбергером (он же и художник-сценограф), а также сам театр рассматривают «Пассажирку» не просто как очередную российскую премьеру, а возвращение миру творчества талантливого композитора. «Пассажирка» Вайнберга в Екатеринбурге – пик масштабного проекта, который, по сути, уже начался на международной конференции «Россия-Польша – музыкальный диалог» с участием политической элиты двух стран, а завершится представлением «Пассажирки» на сцене Большого театра.

Тадэуш Штрасбергер: «Уже во втором акте на сцене появятся печи крематория. И ощущение пустоты и одиночества, как у вашего Тарковского».

Ещё здравствует, хотя и в весьма почтенном возрасте, польская писательница, узница Освенцима Зофья Посмыш, чья повесть легла в основу либретто оперы. Тадэуш Штрасбергер встречался и беседовал с ней, несколько дней был на месте трагических событий в Освенциме. А фотографии, сделанные в Освенциме, стали лейтмотивом сценографии. В частности, занавес – почти документальное воспроизведение на ткани изображения одной из стен концлагеря.

– Это не «Дон Жуан» и не «Травиата», – говорит Тадэуш Штрасбергер. – Мы предлагаем зрителям не развлечение, а на основе частной истории задаться почти философским вопросом о цинизме геноцида, о войнах, которые приводят мир на край бездны…

Областная газета Свердловской области
Фото: Алексей КуниловФото: Алексей КуниловФото: Алексей КуниловФото: Алексей КуниловФото: Алексей КуниловФото: Алексей КуниловФото: Алексей КуниловФото: Алексей КуниловФото: Алексей КуниловФото: Алексей КуниловФото: Алексей КуниловФото: Алексей КуниловФото: Алексей КуниловФото: Алексей Кунилов