Капитан, улыбнитесь! Своими правилами жизни делится Пётр Стражников

Пётр Стражников у руля фестиваля «Петрушка Великий-2020». Фото: Павел Ворожцов

Пётр Стражников у руля фестиваля «Петрушка Великий-2020». Фото: Павел Ворожцов

Сегодня 65 лет исполняется директору Екатеринбургского театра кукол Петру Стражникову. Пётр Степанович отдал театральной сфере больше 40 лет. Но нынешний год, несомненно, стал одним из самых непростых – переезд коллектива на время капремонта в другое здание, затянувшаяся коронавирусная пауза, первый в области проведённый после пандемии фестиваль («Петрушка Великий») – и это, конечно, далеко не всё. И как много в такие периоды зависит от капитана, с которым Театру кукол повезло.
В канун юбилея Пётр Стражников поделился с «ОГ» – благодаря чему удаётся сохранять спокойствие, откуда черпает вдохновение и что ждёт от нового десятилетия.

Абсолютно согласен с тем, что театр кукол продлевает молодость. Общаясь всю жизнь с самой замечательной категорией зрителей, видимо, заряжаешься их энергией. И потом, как рядом с молодыми, сильными, крепкими можно позволить себе выглядеть плохо? Знаете, ни дня не проходит, чтобы кто-то на многочисленных встречах, совещаниях не испортил настроение. Но есть формула, которой я пытаюсь по жизни придерживаться. Скорее всего, она библейская. В любой ситуации держи себя в радости. Мне она помогает.

У меня есть другая жизнь, в которую я не всегда пускаю людей. Это авторская песня. После тяжёлого трудового дня прихожу домой, поужинал, беру гитару и ухожу куда-нибудь в уголок. Гитара – моя спутница по жизни. Для моего удовольствия и частого неудовольствия жены (смеётся). Моё вдохновение. Сколько себя помню – всегда пел. Сначала один, потом в хоре, потом всяко-разно. И когда учился в Горьковском театральном училище (по первому образованию я актёр), начал писать песни. Нет, стихи я сочинять не умею – к счастью или к сожалению, господь так щедро таланты не раздаёт. Я беру стихи очень хороших поэтов – из сотни, а может и большего количества выбираешь одно-два, которые гармонирует с твоей душой. А мелодия приходит самопроизвольно…

«Так нацарапай с улыбкой пера: «благодарю, что не умер вчера». В последнее время пою песню на слова «Заповеди» Андрея Вознесенского. Это хоть и немного печальные строки, но соответствует моему возрасту. Вообще не так давно открыл для себя этого поэта совсем с другой стороны. Оказалось, Вознесенский-шестидесятник и Вознесенский последних десятилетий жизни – два абсолютно разных человека, и последний мне очень близок. Также совершенным открытием стал Борис Рыжий. На его стихи у меня порядка двух десятков (а может, и больше) песен. Это мой поэт по настроению, мироощущению. Как и Александр Башлачёв. Оба ушли из жизни очень рано и почти одинаково. Не знаю, возможно, это неумение жить в жестоком, очень несправедливом мире. Но чтобы перейти на мажор, скажу, что одна из любимых моих песен – «Капитан, капитан, улыбнитесь». Не моя, конечно, но именно с ней иду по жизни.

Один из самых счастливых случаев – встреча с Булатом Окуджавой. В 97-м году мы выступали на «Золотой Маске» в Москве, тогда наш театр, кстати, привёз вообще первую «Маску» в область за спектакль «Картинки с выставки». Оказалось, что жена Булата Шалвовича – Ольга – большая любительница кукол. Она пришла к нам на спектакль, а после сказала, что влюбилась в наш театр, в куклы, которые, создал Андрей Ефимов, и пригласила к себе домой. Мы пошли втроём – Андрей, его жена Лариса и я. Это было за полгода до ухода Булата Окуджавы, он тогда уже болел, но сидел с нами, угощал всякими приготовлениями… Было очень неожиданно, откровенно. Я дорожу этой встречей, домой привёз подписанный им сборник стихов и подаренные кассеты.

Если бы театра в жизни не случилось, стал бы химиком. Я закончил школу с серебряной медалью, во время учёбы принимал участие в городских, краевых конкурсах по химии. И мне пришло приглашение без экзаменов поступить в химико-технологический институт. Родители обрадовались – «ну всё, ребёнок будет человеком, с нормальной профессией». Но я уже с 7 класса решил, что буду артистом – наша семья была музыкальная, творческая, и вряд ли могло сложиться иначе. Поехал в Ленинград, но не поступил, год проработал на химическом комбинате слесарем. Дождался следующего набора, поехал уже в Горький и поступил в театральное училище. А дальше покатилось… Но двойственная природа даёт о себе знать – я достаточно организован, что мешает артисту. Могу планировать, добиваться, и как опыт показывает, заставлять других (смеётся), поэтому сейчас чувствую себя на своём месте.

Моя жизнь почему-то складывается десятилетиями. После училища десять лет по распределению работал актёром в Челябинске. В 90-м году с семьёй переехали в Свердловск – на четвёртом курсе театрального института я стал директором Театра кукол. Через десять лет ушёл в чиновники, а ещё через десять вернулся в театр. Наступает моё новое десятилетие. Сложно сказать, каким оно будет. Три года я пробивал федеральное финансирование капитального ремонта театра. Три года жизни на это ушло. В стране в нацпроект вошло не больше двух десятков учреждений – из 212 театров кукол и 107 ТЮЗов… Снаружи это должен быть настоящий кинетический театр – с движущимися фигурами, оживающими куклами, часами, флюгерами. Такого в России ещё нет, очень хочется довести ремонт до ума и сделать достойный подарок театру на 90-летие в 2022 году.

После 65 – действительно есть плюсы. На то, что это цветущий возраст, меня настраивает семья. Кстати, жена и дочь тоже принадлежат театральной сфере, сын – кино. Так вот, всю жизнь я плохо умел отдыхать. Нет, конечно, каждый отпуск мы старались куда-то ездить – Кавказ, море, Новгород, Урал. Но действительно расслабиться не получалось, всё время что-то надо было делать. Это же теперь замечаю в своих детях. Но в последние годы у нас с семьёй появилось уникальное место – мы купили дом в деревне на Урале, где треть участка – кедровый лес. Стоит только ворота открыть – тут тебе и грибы, и ягоды. А воздух можно ложкой черпать! И, конечно, баня, огородик. Раньше от этого я был далёк, а теперь только так по-настоящему удаётся «перенастроить» мозги.

На днях была встреча с французским послом, и мы разговаривали с Александром Николаевичем Колотурским (директор Свердловской филармонии -прим. «ОГ») – мы давно знакомы, дружим. Он говорит «Работа-то работа, и не знаешь, как уйти»… Конечно, рано или поздно, нужно будет уходить. Правда, я пока себе это даже представить не могу. Без забот, без поисков решений, планов – сложно… Но пока расслабиться и серьёзно об этом задуматься не дают (улыбается).

Досье "ОГ"

Пётр Стражников родился 4 октября 1955 года в селе Ивановское Кочубеевского района Ставропольского края.

В 1980 году окончил Горьковское театральное училище (отделение театра кукол), в 1992-м  - Свердловский театральный институт (факультет экономики, управления и организации театрального дела).

С 1980 по 1990 годы - актёр Челябинского областного театра кукол.

С 1990 по 2001 годы, с 2010 и по настоящее время - директор Екатеринбургского театра кукол.

С 2001 по 2010 год - замминистра культуры Свердловской области.

Вице-президент Российского центра UNIMAЗаслуженный работник культуры РФ

Подготовлено в соответствии с критериями, утверждёнными приказом Департамента информационной политики Свердловской области от 09.01.2018 №1 «Об утверждении критериев отнесения информационных материалов, публикуемых государственными учреждениями Свердловской области, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляет Департамент информационной политики Свердловской области, к социально значимой информации».

  • Опубликовано в №185 от 03.10.2020
Областная газета Свердловской области