Театр оперы и балета — триумфатор «Золотой маски». Позади — Большой и Мариинка

В Москве объявили лауреатов российской национальной театральной премии «Золотая маска». Фото: Алексей Кунилов

В Москве объявили лауреатов российской национальной театральной премии «Золотая маска». Фото: Алексей Кунилов

В Москве объявили лауреатов российской национальной театральной премии «Золотая маска». В числе победителей — Екатеринбургский театр оперы и балета. Члены жюри высоко оценили спектакль «Ромео и Джульетта», назвав его лучшим балетом года. Также лауреатом «Золотой маски» стал солист Игорь Булыцын за роль Меркуцио.

Всего на участие в XXIII «Золотой маске» было подано более 900 заявок — в отборе приняли участие 130 городов, 614 драматических спектаклей и 325 постановок музыкального театра. Свердловские коллективы были представлены в этом году исключительно Екатеринбургским театром оперы и балета, но зато сразу в 12 номинациях. По количеству выдвижений впереди был только Большой театр. Но, помня прошлый год, когда наш театр претендовал на призы аж в 15 номинациях, а в итоге получил лишь две — и те второстепенные, в сезоне нынешнем критики с оптимистическими прогнозами были уже значительно осторожнее.

«Ромео и Джульетта» от хореографа-постановщика Вячеслава Самодурова. Меркуцио в исполнении Игоря Булыцына

Лучший балет года — «Ромео и Джульетта» от хореографа-постановщика Вячеслава Самодурова. И самая яркая роль — Меркуцио в исполнении Игоря Булыцына (на фото слева). Фото: Татьяна Андреева

На протяжении последних лет свердловчане уже как-то привыкли: если в афише «Золотой маски» есть балет Вячеслава Самодурова — значит, призам быть. Многое из того, что он делает, если не сказать всё, ценится и зрителями, и экспертами. В первую очередь потому, что это действительно интересная хореография, современная подача — то, чему в следующем сезоне будут подражать в других театрах страны, а может, и за её пределами. Недаром Екатеринбург называют очагом нового балетного театра. Вот и «Ромео и Джульетта», несмотря на известный всем классический сюжет, сделан для зрителя, готового к экспериментам. И перед решением жюри всё же были сомнения: а оценят ли они смелую, даже андеграундную постановку? Оценили, да ещё как. Позади остались — внимание! — три балета Большого театра и один Мариинского — спектакли двух ведущих театров страны.

 «Травиата» американского режиссёра Роберта Уилсона и дирижёра Теодора Курентзиса в Пермском театре оперы и балета

Пожалуй, самая громкая оперная премьера сезона — «Травиата» американского режиссёра Роберта Уилсона и дирижёра Теодора Курентзиса, поставленная в Пермском театре оперы и балета. Фото: Пермский театр оперы и балета

Второй успех — не менее удивительный, поскольку в номинации «Лучшая мужская роль» мы привыкли видеть исполнителей заглавных партий, что вполне логично. Но в этом году от нас на «Золотую маску» был выдвинут не только Александр Меркушев, который исполняет роль Ромео, но и Игорь Булыцын, играющий Меркуцио. Именно играющий, а не танцующий. Не так часто в балетной постановке увидишь такой накал страстей и столь яркие эмоции танцоров. Вот и после спектакля свердловская публика аплодисментами особенно выражала свою благодарность и восхищение именно Меркуцио. А следом за публикой это сделали и судьи — для Игоря Булыцына это первая в карьере «Золотая маска».

Досье "ОГ"

Вячеслав Самодуров — хореограф-балетмейстер. Окончил Санкт-Петербургское хореографическое училище имени А.Я. Вагановой, по окончании солист Мариинского театра. С 2011 года — художественный руководитель балета Екатеринбургского театра оперы и балета. Лауреат «Золотой маски – 2014» в номинации «Лучший балетмейстер-хореограф» за постановку «Вариации Сальери», лауреат «Золотой маски — 2015» за балет «Цветоделика». Лауреат премии губернатора Свердловской области в области литературы и искусства за 2014 и 2016 годы.

Игорь Булыцын — родился в Уфе, окончил Башкирское хореографическое училище им. Р. Нуриева. По распределению попал в Башкирский театр оперы и балета, но спустя две недели его пригласили в Екатеринбург. Лауреат премии губернатора Свердловской области в области литературы и искусства за 2016 год.

Интервью

Лариса Барыкина, музыковед, многолетний эксперт премии «Золотая маска»:

— Мы, конечно, очень рады за балет, но в опере, увы, при четырёх номинациях у нас ни одной «Маски»…

— Это достаточно предсказуемый результат, даже по прогнозам нам было ясно, что «Ромео и Джульетта» — лучший балет во всей конкурсной программе этого года. А вот оперная афиша была невероятно сильной, и там, конечно, были свои фавориты, но наша «Кармен» там не отличилась. В любом случае я поздравляю наш город с такими результатами.

— Одна из самых громких премьер года, на наш взгляд, постановка Пермского театра оперы и балета имени П.И.Чайковского «Травиата» Теодора Курентзиса. На этот спектакль в Пермь съехалась самая изысканная публика со всей страны. Но лучшей оперой жюри назвали спектакль «Роделинда».

— «Травиата» получила три индивидуальных «Маски», что очень закономерно. Во-первых, отмечен дирижёр — Курентзис, который сделал музыку главным действующим лицом спектакля. Во-вторых, Надежда Павлова — певица, которая является восходящей и уже можно сказать состоявшейся звездой российской сцены. В-третьих, Роберт Уилсон, получивший «Маску» как художник по свету. И не надо считать, что эта номинация — какое-то снисхождение, потому что то, что он делает как художник по свету, феноменально. Свет для «Травиаты» ставится около пяти дней. Что касается номинации «Лучший спектакль», то в жюри «Маски» есть такая тенденция, что хочется поощрить гораздо больше людей и спектаклей, чем возможно. А «Роделинда» — тоже очень сильная опера, поэтому то, что награды поделили именно так — нормально. Хотя, конечно, соглашусь с вами, что главным событием в опере прошлого сезона все называли именно «Травиату».

— Судя по результатам этого года и предыдущих с дирижёрами Теодором Курентзисом (опера) и Павлом Клиничевым (балет), который долгое время работал в Екатеринбургском театре оперы и балета и продолжает с ним сотрудничать, практически невозможно конкурировать?

— Ну как сказать, судя по номинации, у Курентзиса много конкурентов. А вот то, что эксперты предложили Павлу Клиничеву — он представлен в номинации один, но трижды — это некий прикол, потому что три раза с разными сочинениями — смешно. И тут два варианта: либо он получает, либо никто. На моей памяти, когда я была в жюри, был примерно такой случай: один дирижёр был номинирован дважды. Но тогда конкурса не случилось, никто не был награждён, потому что это не совсем нормально. Я вообще считаю, что дирижёрская номинация в опере и в балете должна быть объединена.

— Тогда кому бы из двоих творцов отдали «Маску» этого года?

— Курентзису — в любом случае. Потому что он представил невероятную, выдающуюся и совершенно сногсшибательную работу. Сыграть «Травиату», которые многие уже знают наизусть — лично я её слышала раз 50 в разных трактовках, — сыграть её так, будто это свежая новая музыка, и ты её никогда не слышал — невероятное, феноменальное искусство. Курентзис его продемонстрировал. А всё остальное лежит в рамках хорошего профессионального исполнения.

Поздравляем!

Врио губернатора Свердловской области Евгений КУЙВАШЕВ поздравил артистов Екатеринбургского государственного академического театра оперы и балета с победой на премии «Золотая маска»:

«Благодарю хореографа-постановщика Вячеслава Самодурова и артиста балета Игоря Булыцына, ставших лауреатами главного театрального конкурса страны. Триумф «Ромео и Джульетты» — это, конечно, заслуга всего коллектива театра, профессиональное признание высокого качества уральской балетной школы. Сегодня по количеству престижных профессиональных наград Екатеринбургский театр оперы и балета на равных соперничает с ведущими театрами страны. Благодарю коллектив театра за весомый вклад в укрепление доброй славы Свердловской области как крупнейшего культурного центра страны, гармоничное сочетание новаторства и классики, воспитание хорошего вкуса у театральной публики», — говорится в поздравительной телеграмме.

  • Опубликовано в №70 от 21.04.2017 под заголовком «Позади — Большой и Мариинка»

Сюжет

«Золотая маска» — 2018
Всё о 24-й Российской Национальной театральной Премии «Золотая Маска».

Областная газета Свердловской области