Классическая версия «Турандот» актуализировала нашу общую проблему – жестокосердие человека и века

Свой, изнутри персонажа, взгляд на главную героиню оперы у Ирины Риндзунер (на снимке): «Турандот боится не мужчин – она боится проявления полноты чувств, которые скрываются  в ней». Калаф – солист Геликон-оперы Алексей Косарев. Фото:  Ольга Керелюк

Свой, изнутри персонажа, взгляд на главную героиню оперы у Ирины Риндзунер (на снимке): «Турандот боится не мужчин – она боится проявления полноты чувств, которые скрываются в ней». Калаф – солист Геликон-оперы Алексей Косарев. Фото: Ольга Керелюк

Апологеты академизма на оперной сцене могут не волноваться. «Турандот» Пуччини, которой «Урал. Опера. Балет» открыл 107-й сезон, если и бьёт по нервам, то вовсе не модным ныне осовремениванием персонажей и сюжета. Действие, как и предписано литературным первоисточником Карло Гоцци, происходит в императорском Китае. А принца Калафа создатели спектакля и не думали обряжать в пиджак и джинсы. Внешне всё традиционно. Зато именно здесь вспоминаешь «маленькую» историческую деталь: в честь главной героини оперы назван… астероид 530. Астероид Турандот.

В истории оперы есть и другие факты, которые не позволяют отнестись к «Турандот» исключительно лишь как к произведению для услады зрителя. Факты-знаки. Факты-символы. Один из самых-самых – последнее произведение Пуччини не было дописано композитором. Сегодня в большинстве театров «Турандот» идёт с финалом Франко Альфано, дописавшего оперу на основе черновиков. Меж тем на премьере «Турандот» в 1926 году дирижёр Артуро Тосканини прервал спектакль, объявив: «Опера заканчивается здесь, потому что в этот момент Маэстро не стало». Эпизод и по сей день вызывает оцепенение. «Турандот» стала словно завещанием композитора. Или предупреждением?

Нет, у Пуччини вовсе не та принцесса Турандот, что всемирно известна и любима по версии театра имени Вахтангова. В основе, казалось бы, та же коллизия, сказка Гоцци. Только если «вахтанговская» принцесса просто не хочет замуж (и это такой простор для юмора) и потому мытарит женихов смертоносными загадками, то пуччиниевская Турандот – мстит. Помня о драме по женской линии в своём роду, ненавидя всех представителей сильного пола. А это, согласитесь, уже совсем иное «послание миру».

Опера Пуччини «Турандот» (Ирина  Риндзунер)

Третья в истории уральского театра «Турандот» появилась спустя 90 лет после первой постановки. Тогда, в 1928-м, уральцы поставили оперу Пуччини даже раньше Большого театра. Сегодня, когда мир открыт, никто не спорит о первенстве, зато в уральской «Турандот» поют приглашенные звёзды из Италии, Америки, Германии. Фото: Ольга Керелюк

Нынешняя «Турандот» – третья постановка оперы в истории уральского театра. Режиссёр Жан-Ромен Весперини из Франции, только что поставивший «Богему» в Большом театре, шедевром Пуччини дебютировал в Екатеринбурге и, что называется, «на берегу» озадачил и заинтересовал своим режиссёрским консерватизмом. Он напрочь отказался от современных аллюзий, к чему театр приучил зрителя на многих последних премьерах. Актуальные интерьеры и подтексты a la «Важно слышать, что происходит за окном» стали давно ожидаемы в «Урал. Опера. Балет». И вдруг… «Когда мы приходим в театр и видим там то, что встречаем дома и на улице, – это не интересно, – заявил режиссёр Весперини. – Я считаю себя наивным человеком: люблю сказки, с удовольствием читаю их дочке, и когда вижу, как она слушает меня с горящими глазами, полными восхищения, – для меня это бесценно. Такого же эффекта я хочу добиться для зрителей в театре».

Опера Пуччини «Турандот» (Екатеринбург 2018)

Головной убор Турандот (на снимке), авторская работа дизайнера Светланы Корбан, – самостоятельное произведение искусства. Фото: Ольга Керелюк

Театр поставил традиционную китайскую сказку. С восточной живописностью декораций и костюмов (сценография Дирка Хофакера). С ожидаемым раскладом характеров, включая второстепенных персонажей – министров Пинг, Понг, Панг. С хеппи-эндом, как положено в сказках и как дописано в опере другом Пуччини. Режиссёр, кажется, не добавляет ни йоту смыслов от себя. Иллюстрирует – и только. Как бы. Но без режиссёрских нагромождений стала отчётливее суть – конфликт героев. Стал очевидней «космизм» образа Турандот. Жестокосердие – беда вне времени. Актуальная всегда. Но не это ли бич прагматичного, не склонного к сантиментам XXI века? Уверенная в своём превосходстве, одинокая в озлобленности, Турандот (Ирина Риндзунер) калечит не только собственную судьбу. Злоба монаршей персоны выжигает и всё вокруг, опустошая сердца подданных. Находка спектакля: окружение Турандот делится равно на агрессивное воинство и поддакивающую толпу, «общественный идиотизм». Как же велика должна быть любовь Калафа, дабы смягчить сердце избранницы? Чтобы в жестокой девочке проснулась Женщина. О, это не укрощение строптивой. Тут дуэль покруче.

… Зрители всегда ждут на «Турандот» знаменитую «Nessun dorma». К сожалению, на премьере оперы хитовой арии Калафа (Алексей Косарев) не хватило того самого, ожидаемого и необходимого половодья чувств и звуков. Впрочем, разочарование с лихвой восполнил хор «Nessun dorma» в финале. Тут все акценты прозвучали. Любовь одного – сила. Любовь двоих – стихия. Она способна вернуть гармонию даже жестокому миру.

Опера Пуччини «Турандот» (Екатеринбург 2018)

Вдохновленный китайскими мотивами, художник Дирк Хофакер создал на сцене гигантскую мобильную конструкцию, которая превращается то в бамбуковые заросли, то в крепостную стену старого города, то в интерьеры императорского дворца, и дополнил картину костюмами в стиле фэнтези с ориентальными деталями. Фото: Ольга Керелюк

Премьеры «Урал. Опера. Балет»: сезон 2018/2019

  • «Приказ короля» Анатолий Королёв, балет в 2-х действиях (мировая премьера).
  • I «Урал Опера Балет Фест».
  • «Вальпургиева ночь» балет на музыку Шарля Гуно (российская премьера).
  • «Новобрачные на Эйфелевой башне» балет-фарс, Дариус Мийо, Артюр Онеггер, Жорж Орик, Франсис Пуленк, Жермен Тайфер (мировая премьера).
  • «Три сестры» Петер Этвёш, опера в трёх последовательностях (российская премьера).
  • «Дон Кихот» Людвиг Минкус. В оформлении спектакля будут использованы эскизы Константина Коровина и Александра Головина к спектаклю Большого театра 1900 года.
  • Опубликовано в №170 от 19.09.2018 под заголовком «Пойми: ты – живая!»
Областная газета Свердловской области