Жюри фестиваля «Петрушка Великий» не смогло выбрать одного победителя

Спектакль «Комната Герды» театра «Особняк» из Санкт-Петербурга получил Гран-при фестиваля. Фото: пресс-служба фестиваля «Петрушка Великий»

Спектакль «Комната Герды» театра «Особняк» из Санкт-Петербурга получил Гран-при фестиваля. Фото: пресс-служба фестиваля «Петрушка Великий»

Уникальный случай – сразу два спектакля стали обладателями Гран-при девятого международного фестиваля «Петрушка Великий», завершившегося в Екатеринбурге, – «Комната Герды» питерского театра «Особняк» и екатеринбургский «Дон Кихот».

Программа фестиваля оказалась очень сбалансированной с точки зрения зрителя. Были спектакли и «для развлечься», и «для подумать», и, как говорил популярный в XIX веке, а ныне почти забытый Фаддей Булгарин – для того, чтобы, «развлекая, поучать».

Как, например, представление «Блок-театр» Роозы Халме из Финляндии. Это даже не спектакль, а урок фантазии – деревянные блоки разной конфигурации через мгновение превращаются в людей, животных, птиц, машины, самолёты, дома – всё, что угодно. И особый восторг у самых смелых из юных зрителей – тех, кто получает возможность сделать что-то своими руками.

По мнению театральных критиков, спектакли «Дон Кихот» (на фото вверху) и «Комната Герды» (на фото внизу) могли бы претендовать на главные призы и на крупных зарубежных фестиваля. Фото: пресс-служба фестиваля «Петрушка Великий»

– Независимо от возраста и страны, все дети склонны фантазировать, – рассказывает Рооза. – Иногда я даже вижу у них какие-то фигуры, которые потом использую в своих выступлениях.

В Финляндии Рооза Халме выступает в том числе и перед детьми с особенностями развития, в домах престарелых. В обоих случаях это получается своеобразная и очень эффективная терапия.

Награды фестиваля

Гран-при:

«Комната Герды», театр «Особняк», Санкт-Петербург

«Дон Кихот», Екатеринбургский театр кукол

Основные дипломы:

Остроумное решение классического произведения – спектакль «Пиковая дама», театр «Кукольный формат», Санкт-Петербург

Работа режиссёра – Олег Жюгжда, спектакль «Лафертовская маковница», Рязанский театр кукол

Актёрский ансамбль – спектакль «Лафертовская маковница», Рязанский театр кукол

Работа актёра – Алиса Олейник, спектакль «Комната Герды», театр «Особняк», Санкт-Петербург

Новые грани сценических возможностей – спектакль «Прошу разрешения на жизнь», театр «Карабаска», Пермь

Лауреат в номинации «Признание зрителей»:

Алиса Олейник, спектакль «Комната Герды», театр «Особняк», Санкт-Петербург

Специальные дипломы:

За поиск сценического воплощения симфонической сказки С. Прокофьева режиссёру спектакля «Петя и Волк» Сергею Ягодкину, Магнитогорский театр куклы и актёра «Буратино».

За верность исторической правде создателям спектакля «И дольше века длится день», Музей истории ГУЛАГа и творческое объединение «Таратумб», Москва.

За актёрский дуэт в спектакле «Дон Кихот» Алле Антиповой и Герману Варфоломееву, Екатеринбургский театр кукол

Актёрскому ансамблю спектакля «Цыплёнок», театр «Karlsson Haus», Санкт-Петербург

Золотомасочный спектакль «И дольше века длится день», представленный московским Музеем истории ГУЛАГа и творческим объединением «Таратумб», – совсем не детский, а местами просто жуткий. И вовсе не потому, что куклы какие-то страшные. Диалог следователя (актёра) с подследственным (маленькой, с минимумом движений куклой) невероятно ярко подчёркивает беззащитность и бессилие человека перед безжалостной репрессивной машиной.

– Книгу Чингиза Айтматова, по которой сделан спектакль, пока не читала, но теперь хочу прочитать, – делится впечатлением участница самодеятельного театра «Чародеи» из Югорска Анна Мишакова. – Тяжёлый спектакль, но интересный, заставляет о многом задуматься.

Юные актёры из Югорска вместе со своим руководителем Ниной Титовой уже второй раз приезжают на фестиваль как зрители, чтобы посмотреть лучшие работы, что-нибудь перенять у мастеров кукольного театра. Как знать, может быть, когда-то и сами выступят на «Петрушке Великом».

«Антология» Театральной компании Жорди Бертрана из Барселоны – по сути очень похожа на легендарный образцовский «Необыкновенный концерт». С той лишь разницей, что там было полтора десятка актёров и ещё около двадцати человек, работавших над спектаклем (сценаристы, режиссёры, художники по костюмам, конструкторы), а тут один Жорди Бертран – звезда мирового кукольного театра – заставляет замирать от восторга зрителей абсолютно любого возраста. Его марионетки танцуют, играют джаз, показывают фокусы и даже выдувают мыльные пузыри. Быстро забываешь, что на сцене человек и кукла, потому что это, скорее, равнозначные партнёры, каждый из которых понимает другого с полуслова.

В общем, это тот самый случай, когда, рассказывая о фестивале, хочется сказать большинству читателей: жаль, что вы этого не видели. Не упустите шанса через два года – на десятом юбилейном «Петрушке Великом».

«Кукольный театр всё больше становится взрослым»

Сразу после церемонии закрытия девятого международного фестиваля «Петрушка Великий» на вопросы корреспондента «Областной газеты» ответил председатель жюри, польский театральный критик Марек ВАШКЕЛЬ.

– Пан Марек, когда я смотрел спектакли, представленные в программе нынешнего фестиваля, признаюсь честно, очень сочувствовал членам жюри, которым предстояло выбрать победителя.

– Действительно, было очень сложно. Ещё мы в жюри все разные, каждый имеет свой вкус, свой опыт, разные желания – одни хотят что-то новое, другие предпочитают классику. И каждый вердикт жюри – это какой-то компромисс. Мы говорим о спектаклях, которые имеют очень высокий уровень. Нам ещё повезло, что была возможность вручить два Гран-при. Это редко, но бывает на фестивалях, а на «Петрушке Великом» впервые.

– На церемонии закрытия вы сказали, что выбирали обладателя Гран-при из четырёх спектаклей. Два мы знаем, а какие ещё?

– Уровень «Петрушки Великого» в этом году был невероятно высок, много спектаклей очень хороших. Назову ещё «Лафертовскую маковницу», получившую два приза, и «Пиковую даму» – очень сильный спектакль. Просто не хватает призов для всех достойных (смеётся). Это такая несправедливость театральной жизни, что в какие-то годы есть такое количество хороших спектаклей, что сложно назначить только один, который получит Гран-при.

– Какие-то новые тенденции вы заметили на этом фестивале?

– Чтобы совсем что-то новое появилось в мире – это редкость. Я бываю на многих фестивалях, в том числе и в России, и вижу много традиционного театра, который мы все знаем и любим. А здесь появились совсем другие линии. Например, работа пермского театра «Карабаска», который пошёл иной дорогой. Это спектакль-инсталляция, открывающий возможности совсем другого диалога между актёрами и зрителями.

Или спектакль «И дольше века длится день» – это новая линия, документальный театр кукол. Он только начинается во многих странах, и это невероятно сильный способ общения со зрителями, который надо обязательно поддержать.

Екатеринбургский «Дон Кихот» – спектакль художника, у которого фантазия проявляется в картинах, в движениях, в кукольных фигурах, создаётся невероятный мир. На пальцах одной руки мы можем сосчитать артистов в других странах, которые готовы сделать что-то подобное.

Рязанская «Лафертовская маковница», о которой я уже упоминал – спектакль традиционный, но по уровню мастерства – это шедевр, это работа режиссёра, художника, композитора, актёров на невероятно высоком уровне. «Комната Герды» из Петербурга – спектакль самый модерновый, это театр предметов, которые там появляются, спектакль нелёгкий для зрителя. Он о женщине, которая мать земли, мать мира, переходящая через все эпохи. Не случайно актриса из этого спектакля получила и приз жюри, и приз зрителей.

– Не знаю, согласитесь вы или нет, но мне показалось, что зарубежные работы на нынешнем «Петрушке Великом» всё-таки несколько уступали российским.

– Так и есть. И это заметно по вердикту, который приняло наше жюри. Зарубежные спектакли тоже были очень хорошего уровня, но они камерные, на одного-двух актёров, потому что дорого, сложно привезти в Екатеринбург обширный реквизит для большого спектакля. Это очень жалко, потому что в мире тоже есть очень интересные вещи, которые хотелось бы показать в России, в том числе на таком фестивале, как «Петрушка Великий».

– Через два года получится собрать такой же сильный фестиваль?

– Знаете, всегда кажется, что работа, которую мы начинаем сейчас, это будет самое лучшее, чего мы в жизни ещё не делали. И так не только в театре, в любом жанре искусства. И сам процесс может быть прекрасный, а результат получится не такой, как мы хотели. Каждый театр делает по три-пять премьер за сезон, бывают великолепные спектакли, но бывают и не такие хорошие. Никто не знает, как будет.

Но фестиваль – это большая работа многих людей, которые смотрят спектакли. Россия очень богатая страна, в которой так много кукольников. И кукольный театр чем дальше, тем больше становится не только детским, но ещё и взрослым. Речь о серьёзных темах, которые поднимают кукольники в своих работах.

Досье «Облгазеты»

Марек ВАШКЕЛЬ

Родился в 1954 году в Белостокском районе Польши.

Историк театра кукол и театральный критик. Доктор философии. Профессор Варшавской театральной академии. Член исполнительного комитета Международного союза кукольников (ЮНИМА), а также председатель комиссии ЮНИМА по коммуникациям и образовательного совета ЮНИМА. В 2005–2012 годах был директором и художественным руководителем всемирно знаменитого Белостокского театра кукол, с 2014 по 2017 год возглавлял Анимационный театр в Познани.

Кавалер Золотого Креста Заслуги (2003 г.)

  • Опубликовано в №171 от 20.09.2018 под заголовком «Жаль, что вы этого не видели»
Областная газета Свердловской области