В Екатеринбурге показывают один из лучших спектаклей «Мастерской Петра Фоменко»

На сцене Свердловского театра драмы – золотомасочный спектакль «Сон в летнюю ночь» «Мастерской Петра Фоменко» . Фото: Лариса Герасимчук

На сцене Свердловского театра драмы – золотомасочный спектакль «Сон в летнюю ночь» «Мастерской Петра Фоменко» . Фото: Лариса Герасимчук

В среду и четверг на сцене Свердловского академического театра драмы большое событие – знаменитая «Мастерская Петра Фоменко» представляет спектакль «Сон в летнюю ночь» по одноимённой комедии Уильяма Шекспира. В главном хите «Мастерской» последних лет сплошь звёзды – Ирина Горбачёва, Галина Тюнина, Андрей Казаков, Кирилл Пирогов.

«Мастерская Петра Фоменко» – увы, нечастый гость в Екатеринбурге, оттого более желанный. Театр приезжал в столицу Урала в 2008 и 2011 годах, и те гастроли запомнились зрителям надолго.

– В Екатеринбурге живёт очень хорошо подготовленный зритель, прекрасно разбирающийся и, в отличие от Москвы, неперекормленный, – отметил директор театра Андрей Воробьёв. Перед спектаклем он вместе с артистами пообщался с журналистами. – Люди идут в театр не для того, чтобы их обслужили, а для того, чтобы получить удовольствие. Они готовы и умеют работать сердцем и душой.

В этот раз на сцене Свердловской драмы только один спектакль («Зато два раза!» – отшутился Андрей Воробьёв) – «Сон в летнюю ночь». Конечно, велик соблазн назвать его одной из лучших работ театра. Наверное, так и есть. Но у «Мастерской Петра Фоменко» плохих спектаклей не было никогда. Слишком велик уровень мастерства был у Петра Наумовича и его учеников и коллег.

Непревзойдённые «ремесленники»: Андрей Казаков (слева) в роли ткача Ника Мотовило и Кирилл Пирогов (справа) в образе починщика мехов Фрэнсиса Дудки. Фото: Василь Ярошевич

Спектакль режиссёра Ивана Поповски был представлен публике в 2015 году. В 2016-м спектакль получил главную театральную премию страны – «Золотую маску» в одной из, наверное, самых главных номинаций: «Драма – Спектакль большой формы».

– Это технически сложный и очень интересный спектакль, – отметил режиссёр. – Это Шекспир. Эта пьеса не может не нравиться. Но очень мало случаев не только в России, но и в мире, когда пьеса действительно получается на сцене. Её интересно читать, но на сцене всегда возникают подводные камни. Это был первый спектакль, который я ставил после ухода из жизни Петра Фоменко. Было трудно выбрать, что же именно ставить. На нас была большая ответственность. И я понял, что не надо пытаться ставить и делать как Фоменко. Всё равно бы не получилось. Но мне было важно сохранить в воздухе «его» и оставить «себя».

В свою очередь, заслуженная артистка Российской Федерации Галина Тюнинаисполнительница ролиИпполиты – отметила, что работать над таким спектаклем действительно трудно.

– Сложно сочинять и работать над ним, – рассказала актриса. – И вместе нам, артистам, тоже было непросто. Поскольку в этом спектакле удивительным образом сталкивается группа старших артистов и молодых. Опыт и какое-то веселье. И поэтому, наверное, родилась новая команда театра. И мне этот спектакль очень дорог.

Вот и на сцене замечаешь какую-то неуловимую, кажется, грань. С одной стороны, видишь и иронию, и веселье, а с другой – действительно сложную и запутанную историю. Или как отмечают сами создатели: «В хаосе игры, в ночном мороке стирается черта между сном и явью. Ощупью находятся – и раздвигаются – границы мира, огромного, непостижимого».

  • Опубликовано в №176 от 27.09.2018 под заголовком «Сон в летнюю ночь»: сохранить «его» и оставить «себя»
Областная газета Свердловской области