Александру Гаврилову 95! Полёт нормальный...

Сегодня, в свой юбилейный день рождения, Почетный гражданин Новоуральского городского округа Александр Гаврилов снова выйдет к зрителям. Фото: НОВОУРАЛЬСКИЙ ТЕАТРО МУЗЫКИ, ДРАМЫ И КОМЕДИИ

Сегодня, в свой юбилейный день рождения, Почетный гражданин Новоуральского городского округа Александр Гаврилов снова выйдет к зрителям. Фото: НОВОУРАЛЬСКИЙ ТЕАТРО МУЗЫКИ, ДРАМЫ И КОМЕДИИ

Сегодня он выйдет на сцену в «Пире во время чумы». До боли актуальный ныне «Пир…» объединил весь молодой состав труппы, однако когда Новоуральский театр музыки, драмы и комедии размышлял, ставить ли Пушкина и как, решающим было участие в спектакле корифея театра – Александра Гаврилова. Сыграть священника с праведным призывом «очнуться», прекратить кощунственный пир с максимумом правды мог только он. Поэтому режиссёр спектакля, театр и зрители ждут именно его выхода. Всегда. Но сегодня – как никогда. Нынешний вечер, по сути, бенефис. Гаврилов выйдет на сцену в свой день рождения. Ему – 95.

… Пару лет назад театр в очередной раз пытался двинуть Александра Васильевича на звание. В ответ прилетело: нет известности, нет гастролей в Москве… Столбенеешь от логики чиновников: стало быть, актёрки, порхающие из сериала в сериал, достойны (они-то сплошь заслуженные и народные), а артист, служащий российскому театру без малого семь десятилетий, – извините, нет? Сегодня в России среди занятых в репертуаре, продолжающих играть корифеев сцены старше него (на год) лишь Этуш. Патриархи! Да разве дело только в театральном стаже?!

Была, была в его жизни Первопрестольная. Он родом оттуда! Была театральная студия Москвы, где пятиклассником он сыграл свою первую роль в «Как закалялась сталь». Да как сыграл! Увидев Гаврилова на сцене, знаменитая Софья Гиацинтова подошла к нему: «Мальчик, а не хотите в настоящем театре играть?..». И великая Алла Тарасова по-своему благословила его на театральную стезю. После одного из спектаклей их студии она, приглашённая на просмотр, по-матерински коснулась мальчишеской щеки: «Шура, старайся!..» И во ВГИКе он мог учиться – Сергей Герасимов приглашал к себе на курс.

"Холопка". Фото: Архив Новоуральского театра музыки, драмы и комедии

Но он окончил ГИТИС. Уже после войны. Учился театральному делу вместе с Анатолием Эфросом, Роланом Быковым. В театрах (Магаданский музыкально-драматический, Гомельский драматический) играл в пьесах Тренёва, Арбузова, Розова, Маяковского, Островского. В 1957-м пригласили в Новоуральск на роль Нагульнова в «Поднятой целине». Здесь и остался. И сыграл Иоганна Вайса в «Щите и мече», Актёра в «На дне», Хлудова в «Беге»… Более 200 ролей!

"Цыган-премьер". Фото: Архив Новоуральского театра музыки, драмы и комедии

В последние годы иногда донимает давление. Но театр не хочет отпускать его. Коллеги многократно убеждались: с выходом Гаврилова на сцене меняется атмосфера, все начинают играть чуть иначе, классом выше. «По уровню актёрской игры ему нет равных, – говорит завлит театра Евгений Гаглоев. – Лицедейство? Транс? Погружение в образ? Как ни назови, всё – приметы классической русской актёрской школы, которая, увы, сходит на нет и жива только в тех, кто был выучен профессии по-другому». Критерий вроде тот же, по Станиславскому: «Верю» или «Не верю». Но глубины, то самое «погружение в образ» – разные…

В 90 лет он сыграл… Евгения Онегина. Такой был режиссёрский ход. Оригинальный и даже оправданный. Онегин — на склоне лет. Постарел. Сник. И вот в уединении, которого он так жаждал в молодости, без друзей и родных, он вспоминает (ретроспективой разворачивается «роман в стихах») и с горечью осознаёт: как же плохо распорядился он своей жизнью… В отличие от партнёров, у него роль без слов — никто не отважился «дописать за Пушкина», попасть в тон и ритм знаменитой онегинской строфы. Для Гаврилова в этом была даже своя актёрская «замануха». И всё же иронизировал он тогда, «хорошо бы со словами».

Тот самый «Евгений Онегин». Фото: Архив Новоуральского театра музыки, драмы и комедии

Случилось. В 95 играет «Сон смешного человека» по Достоевскому. По сути – моноспектакль. Больше часа на сцене, всё держится на одном исполнителе. Воспоминания героя, его терзания. И – открытие: даже в несовершенном мире лучше сеять любовь и добро, чем наоборот… Актёру непросто физически и эмоционально. Но даже не пробуйте сочувствовать Гаврилову. В ответ услышите: жаль, что мало таких ролей.

За без малого семь десятилетий сыграно более 200 ролей. Каждая – ещё одна прожитая жизнь. Судьбы. Тексты. Слова, слова... У Гаврилова, кстати, до сих пор потрясающая память

От винта!

В День Победы он, случается, достаёт свою лётную книжку. Перелистывает. Как правило – в одиночку. Хоть и смилостивилась судьба и после войны вернула его на сцену, в театр, Гаврилов остаётся непубличным человеком. Не очень разговорчивым. Родные сетуют: «Про войну слова не вытащишь. Разве что какой-нибудь военный фильм заставит вдруг его что-нибудь вспомнить…» Ну, или вот эта лётная книжка. Чернила потускнели от времени, но до сих пор читаются записи про все 78 боевых вылета лётчика-истребителя Гаврилова. Девять из них – сопровождение бомбардировщиков на Берлин, где он и встретил Победу.

Боевые награды Александра Гаврилова:

  • Ордена Отечественной войны I и II степеней
  • Медаль «За освобождение Праги»
  • Медаль «За взятие Берлина»
  • Медаль Жукова

Бедный Павел, обманутый Лир...

Понимаю, что могу разбередить душу, и всё же задаю вопрос о неслучившемся на сцене – образах, которые хотелось сыграть, но…

После небольшой паузы:

– Король Лир и Павел I. Характеры для актёра очень заманчивые. Мощные. Трагические…

А ведь он может сыграть их. В жанре «Театр одного актёра». У Александра Гаврилова есть дар, редкий даже у больших артистов. Дар художественного слова, выразительной декламации. Слышали бы вы, как однажды в Доме актёра он читал известное «Нас не нужно жалеть…» Семёна Гудзенко. Зал встал, аплодируя.

Высший пилотаж – когда артист способен создать полноценный образ только голосом, когда в нём, в голосе, концентрируются все исполнительские возможности и выразительные средства. Искусство звучащего слова, взращенное в России такими мастерами, как Закушняк, Яхонтов, Журавлёв, Качалов, Остужев, Ильинский, Коонен, Кторов, Мордвинов, сегодня почти утрачено. В частности – оттого, что не востребовано.

И Александр Васильевич говорит: «А для кого создавать эти образы? Где представить? «В стол» не хотелось бы…» Но идеей, похоже, загорелся.

А он правда может. Вот в середине октября Новоуральский театр открывает концертом 68-й сезон, и Александру Васильевичу предложено прочесть то, что коллеги уже слышали и любят в его исполнении – монолог Белинского о театре. Почти слышу, как это будет: «Любите ли вы театр так, как я люблю его, то есть всеми силами души вашей, со всем энтузиазмом, со всем исступлением, к которому только способна пылкая молодость…»

Про молодость в свои 95 не каждому дано сказать правдиво, органично. У Гаврилова получится.

  • Опубликовано в №183 от 06.10.2018
Областная газета Свердловской области