Время собирать «Маски»

В Москве были объявлены номинанты на театральную премию «Золотая маска» сезона 2018/2019. В этом году у театров Свердловской области 23 номинации, из которых больше всего отмечаний у спектакля «Пахита» театра Урал Опера Балет. Фото: Александр Исаков

В Москве были объявлены номинанты на театральную премию «Золотая маска» сезона 2018/2019. В этом году у театров Свердловской области 23 номинации, из которых больше всего отмечаний у спектакля «Пахита» театра Урал Опера Балет. Фото: Александр Исаков

В Москве в Музыкальном театре им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко были объявлены номинанты на национальную театральную премию «Золотая маска» сезона 2018/2019. В этом году у театров Свердловской области 23 номинации. Это второй по количеству результат за всю фестивальную историю наших коллективов. 

Действительно, очередной рекорд свердловским театрам в этом году побить не удалось – напомним, в прошлом сезоне наш регион был представлен в 33 номинациях. В 2015 году у Свердловской области была 21 номинация (и на тот момент это был рекорд), поэтому нынешний результат не может не радовать. И вообще, эта «Золотая маска» будет особенной – во-первых, фестиваль юбилейный – 25-й. Во-вторых, вручаться награды будут в Год театра. А это значит, что все номинанты, а уж тем более лауреаты обязательно войдут в историю. 

В последние несколько лет свердловские коллективы на «Золотой маске» очень широко представлены именно в категории «Музыкальный театр». И традиционно лидером по числу номинаций стал Екатеринбургский театр оперы и балета, который теперь носит название Урал Опера Балет. У этого коллектива десять номинаций – все за балет Сергея Вихарева и Вячеслава Самодурова «Пахита». Изначально хореографом-постановщиком был один Сергей Вихарев, но так случилось, что он ушёл из жизни в июне 2017 года. Завершить работу взялся худрук балета театра Вячеслав Самодуров. Новая «Пахита» (поставленная к 200-летию со дня рожденияМариуса Петипа) сталане реконструкцией, а, скорее, интерпретацией классического балета. Постановка поделена на три временные группы: в первой – эпоха Наполеона, во второй — времена немого чёрно-белого кино, а в третьей зритель видит современную историю. Более того, композитор Юрий Красавин специально для спектакля создал свободную оркестровую версию исторической партитуры – за что тоже оказался среди номинантов. Так же, как лучшая исполнительница женской роли в балете на награду претендует уже знаменитая танцовщица Мики Нисигути. Девушка приехала из Японии в Россию, чтобы стать балериной. В екатеринбургский театр её пригласили пять лет назад, за это время она уже становилась номинанткой «Маски» за роль Герды в «Снежной королеве». В этом году она в дуэте с Алексеем Селивёрстовым приняла участие в проекте «Большой балет» (будет показан в 2019 году на канале «Россия – Культура»). А поскольку Алексей тоже номинирован на премию, можно предположить, что ребята в этом проекте победили, ведь в паре сошлись сразу две звезды. Но не будем забегать вперёд, вернёмся к «Маске» и её рекордам. 

В этом году безоговорочным лидером по количеству номинаций на премии стал Пермский театр оперы и балета под чутким руководством маэстро Теодора Курентзиса. Только у одного этого коллектива 25 претендентов на заветную награду. Причём в опере труппа будет соревноваться в том числе сама с собой – номинированы сразу две постановки «Жанна на костре» и «Фаэтон». Хотим мы того или нет, но оперный центр сегодня всё-таки не в Екатеринбурге и даже не в Москве – он совершенно точно в Перми, где делают самые смелые эксперименты, где чувствуют пульс сегодняшнего дня, где творят настоящее искусство. Можно и нужно ли их догонять? Не знаем. Но ехать и смотреть – обязательно. 

Сцена из спектакля "ПИЧ", "ТанцТеатр" Фото: Пресс-служба "ТанцТеатра"

Ожидаемо экспертный совет не обошёл вниманием и современный уральский танец. Здесь три номинации у свердловского «ТанцТеатра» и их спектакля «ПИЧ». Эта постановка тоже отчасти посвящена Петипа, творчество которого расцвело под влиянием музыки Петра Ильича Чайковского (ПИЧ). И тут нужно сказать – если вы привыкли, что «Золотая маска» – это априори знак качества, и всё, что эксперты отправили в список финалистов – необходимо смотреть, то с балетом «ПИЧ», на наш взгляд, ситуация иная. Далеко не всем он придётся по душе. Французский постановщик Мартен Арьяг следует за событиями из биографии Чайковского, интерпретируя и переосмысливая их по-своему. Главный герой  периодически появляется в платье, якобы именно в нём он чувствует себя по-настоящему защищённым – намёк на гомосексуализм композитора. И эту мысль, к сожалению, пронесут через весь спектакль, и не замечать её у зрителя не получится. А жаль, потому что в постановке действительно потрясающая хореография – современная, яркая, дерзкая. Самая первая сцена, где появляется женщина в белоснежном платье с великолепной короной на голове, напоминающая Одетту из «Лебединого озера», просто завораживает, вводит публику в транс. Но это волшебство вскоре будет разрушено… На «Золотую маску» номинирован и исполнитель главной партии Илья Манылов. В рамках своей роли этот танцовщик почти гениален – на сцене есть он, а уже потом все остальные – по исполнению, актёрскому мастерству, умению увлечь публику в свою историю. Как зрители мы остались где-то на перепутье – принять этот спектакль не получается, но и не восхититься отдельными его составляющими нельзя. 

Ещё одним неоднозначным, на наш взгляд, номинантом стал спектакль Свердловской музкомедии «Орфей и Эвридика». Постановка впечатляет с точки зрения сценографии – костюмы, декорации и свет продуманы до мелочей и воплощены со вкусом (сценограф – Павел Каплевич, заслуженный деятель искусств России, обладатель «Маски»). Но вот по исполнительскому мастерству эта постановка, пожалуй, не самая яркая и сильная из всего репертуара даже этого театра. 

Увы, в этом году экспертный совет прошёл мимо нашей драмы. Ни в одной из номинаций драматические театры области не представлены. Напомним, в прошлом сезоне в финале сразу в шести номинациях на награды претендовал Серовский театр драмы, и это была настоящая победа. Многие ждали, что другие театры региона подхватят в этом году их победное шествие, но не случилось. 

Театральная фантазия «Дон Кихот» – лауреат IX Международного фестиваля «Петрушка Великий», а теперь и претендент на «Золотую маску» Фото: Пресс-служба Екатеринбургского театра Кукол

КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР: повторить фурор

Впервые с 2011 года на «Золотую маску» номинирован свердловский кукольный спектакль. И это, пожалуй, лучший подарок к 86-му дню рождения Екатеринбургского кукольного театра, что состоится 6 ноября. Об успехе мы побеседовали с директором театра Петром СТРАЖНИКОВЫМ

– Пётр Степанович, последний раз театр номинировался и получал «Золотую маску» аж в 2011 году… Чего, на ваш взгляд, не хватало коллективу для успеха всё это время и что появилось теперь? 

– Однозначно могу сказать лишь то, что получать «Золотые маски» очень трудно. Мы очень гордимся тем, что в 1997 году Екатеринбургский театр кукол стал самым первым лауреатом «Золотой маски» в Екатеринбурге и вообще на Урале за спектакль «Картинки с выставки». Я помню, в городе был фурор! Нас даже духовой оркестр на вокзале встречал, только представьте… Вторая «Маска» действительно была в 2011 году. Разные компоненты, наверное, должны сложиться – репертуар, режиссёры, художники. Хотя наш театр – один из крупнейших в стране, но значит, карты не складывались. Но при этом мы номинировались на премию несколько раз – с постановками «Соловей» и «Бобок», однако вот получить награду крайне сложно. 

– И в этом году в ваших категориях – серьёзнейшая конкуренция. Причём один из спектаклей нам уже довелось видеть как раз на фестивале «Петрушка Великий» в этом году. 

– Конкуренция небывалая, потому что в этом году в нашем виде сразу десять театров будут бороться между собой за право обладания наградой – обычно три, пять. Специалисты говорят – урожайный год – и здорово! А по поводу «Петрушки Великого» – это был беспрецедентный случай, когда Гран-при присудили сразу двум работам, потому что жюри не смогло отдать предпочтение одному спектаклю. Первый – это наш «Дон Кихот», а второй – «Комната Герды» театра «Особняк» из Санкт-Петербурга. Они же теперь и будут соперничать на «Золотой маске». В Екатеринбурге жюри не смогло склонить чашу весов ни к одной из постановок, посмотрим, как сложится на этом фестивале. 

– Поставил «Дон Кихот» именитый, очень интересный режиссёр и художник Виктор Плотников. Как вам удалось заполучить его для работы в нашем театре? 

– Дело в том, что он ещё никогда в Екатеринбурге ничего не ставил. Виктор Плотников – человек мира, хоть местом его проживания и значится Челябинск. Он то в Испании, то в Германии – постоянно колесит по миру. В России он поставил всего два спектакля. А ещё он был художником знаменитого «сНежного шоу» Вячеслава Полунина. Он художник от Бога. Виктор придумал «Дон Кихот» и как художник, и как режиссёр. Это целый его мир. Размышление о жизни, смерти, мире, войне – настоящая философия. Там есть сцена, где на поле битвы встречаются два молодых короля, и, как бы играя, затевают войну: на сцене появляются два войска и огромная, пожирающая всё машина «Смерть» – очень выразительный художественный образ. Не сегодняшний ли это день? В этом спектакле потрясающие куклы, неожиданное художественное решение. Эта работа – эксперимент в чистом виде, рождалась она прямо по ходу постановки, но в течение целого года, что очень много. Зрителям мы говорим, что не нужно в нём искать логику, это некий мистический сон, через который проходит герой…

  • Опубликовано в №202 от 02.11.2018

Сюжет

"Золотая маска" - 2019
Всё о 25-й российской национальной театральной премии «Золотая маска».

Областная газета Свердловской области