«Дон Кихот»: сны о чём-то большем

Спектакль «Дон Кихот» в Екатеринбургском театре кукол

Дон Кихот и его верный оруженосец Санчо Панса Фото: Евгения Плясунова

Два месяца назад спектакль Екатеринбургского театра кукол «Дон Кихот» стал обладателем Гран-при международного фестиваля «Петрушка Великий». Три недели назад постановку назвали в числе соискателей национальной театральной премии «Золотая маска». 

И если первое можно скептически списать на некоторую помощь «домашних стен» (сам театр фестиваль и проводит, и строгое авторитетное международное жюри, как ни крути, не может не подпасть под обаяние уральского гостеприимства), хотя и там «Дон Кихот» был наряду с питерской «Комнатой Герды» на голову выше остальных, то номинация на «Золотую маску» – это уже абсолютно независимый знак высочайшего качества.

В эти дни Театр кукол показал «Дон Кихота» впервые после триумфа на «Петрушке Великом». Хорошая возможность ещё раз посмотреть спектакль и окунуться в тот мир фантазий, который стал плодом сотворчества екатеринбургских кукольников и режиссёра Виктора Плотникова – человека с челябинской пропиской и мировой востребованностью. Пожалуй, самая его известная работа – это сценография «сНежного шоу», созданного четверть века назад Вячеславом Полуниным. «Дон Кихот» – первый спектакль Плотникова в Екатеринбурге. 

Первоисточник – «Дон Кихот» Сервантеса – книга, можно сказать, мифическая. Все про неё знают, но мало кто действительно читал, а уж тем более дочитал до конца два увесистых тома довольно занудного повествования. Но даже если вы знаете самые базовые моменты про Рыцаря Печального Образа, его возлюбленную Дульсинею Тобосскую, коня Росинанта и верного оруженосца Санчо Пансу – этого вполне достаточно. Как бы крамольно это в истории про Дон Кихота ни выглядело, но даже знаменитая битва с ветряными мельницами осталась за кадром.

История Дон Кихота для создателей спектакля и труппы театра – это лишь отправная точка для того, чтобы ринуться в свободное плавание собственных ассоциаций. Цитируя одного рок-гуру, спектакль «Дон Кихот» – это сны о чём-то большем, нежели странствия нелепого подражателя и продолжателя рыцарства. И как то ли навязчивый рефрен этих снов, то ли знак периодического пробуждения – разделяющее отдельные сцены основного действия соперничество двух юношей-акробатов с грозным минойским быком. В цирке эта роль отбивки досталась бы ковёрным клоунам, но тут спор человека и грозного быка как выражения непреодолимой природной стихии становится отдельным увлекательным сюжетом. 

Председатель жюри нынешнего «Петрушки Великого» поляк Марек Вашкель назвал Екатеринбургский кукольный театр одним из немногих в мире, кому по силам осуществить самую технически сложную постановку. И «Дон Кихот» позволяет этот уровень сполна продемонстрировать. Если знакомый с детства «кукольный театр» с ширмой, перчаткой и шариком на указательном пальце – это уже по определению сказка, то «Дон Кихот» – это абсолютная фантасмагория, в которой не знаешь, что откуда появится в следующую секунду и во что превратится. Появление на сцене Дульсинеи Тобольской (так в спектакле) заканчивается цветопадом, но есть в вонзающихся в сцену тюльпанах что-то зловещее от безжалостных стрел, и совсем не амуровых.

И когда зритель уже вроде бы готов ко всему, он получает настоящий взрыв – гигантских размеров светящийся Дон Кихот – богомол неумолимо нависает над зрительным залом.

А будут ещё шестирукие бородатые матроны, ходячее небо, весьма фривольные люди-лодки и многое другое. Пытаться понять происходящее на сцене с позиции здравого смысла – затея безнадёжная. А вот если поймать нужную волну, то можно уплыть достаточно далеко, прислушиваясь к звукам, где среди испанских мотивов вдруг проскальзывают грузинские, а потом и вовсе «Во поле берёзонька стояла, а на ветке с укулеле таракан»…

В общем, версия «Дон Кихота» от Виктора Плотникова и Екатеринбургского театра кукол вряд ли поможет нерадивым студентам-филологам перед сессией узнать краткое содержание романа Сервантеса. А любители театральных экспериментов наверняка получат удовольствие.  

  • Опубликовано в №216 от 23.11.2018 

Сюжет

"Золотая маска" - 2019
Всё о 25-й российской национальной театральной премии «Золотая маска».

Областная газета Свердловской области