Внесезонный «Щелкунчик»

Екатеринбургский театр юного зрителя, спектакль «Щелкунчик»

То ли во сне, то ли наяву Мари Штальбаум, оказавшись в королевстве Щелкунчика, витает в зефирных облаках. Фото: Павел Ворожцов

Сегодня и завтра Екатеринбургский театр юного зрителя представляет свою весеннюю премьеру – спектакль «Щелкунчик» по сказке Эрнста Теодора Амадея Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король».

Те, кто хотя бы приблизительно знаком с первоисточником, а благодаря балету Чайковского история эта ещё более известна, наверняка удивятся: с чего вдруг классическая рождественская история стала весенней премьерой? Вопрос совершенно правомерный, но режиссёр спектакля Василий Сенинотвечает на него с нескрываемым раздражением:

– Очень глубокий вопрос, мне нужно над ним подумать… Я не знал, что в театре существует сезонность. Это же не овощебаза.

Впрочем, нарушение привычной «сезонности» – не единственный разрыв шаблона, предпринятый режиссёром и всей творческой группой, работавшей над этой постановкой. «Щелкунчик» Василия Сенина категорически не вписывается в каноны детского спектакля (его возрастная аудитория обозначена как «8+»). Кажется, что маски, появляющиеся на сцене, и более взрослым зрителям потом долго ещё могут сниться в кошмарных снах. Да и то, как расправляются в итоге с мышами, выглядит, с поправкой на театральную условность, довольно реалистично.

Режиссёр же категорически настаивает на том, что традиционный рафинированный «детский спектакль» современной юной аудитории будет неинтересен, скучен. Более того, такие спектакли не научат детей ничему, кроме лицемерия, потому как в реальной жизни, благодаря всевозможным гаджетам, они уже знакомы и с более жёсткими реалиями. Опираться тут на мнение режиссёра, пусть и именитого, и плодовитого, но детский спектакль ставившего всё-таки впервые, стоит, наверное, с оглядкой. Тут, скорее, более компетентным является позиция Евгении Умниковой – директора ТЮЗа, а в прошлом педагога с большим стажем. У неё возражений нет, значит, так тому и быть.

 Екатеринбургский театр юного зрителя, спектакль «Щелкунчик»
Мышиный король против Щелкунчика — главная битва спектакля. Фото: Павел Ворожцов

Если же оставить в стороне вопрос с аудиторией, то в целом надо признать, что спектакль получился великолепный: сценография (Василий Сенин), костюмы (Ольга Никитина), хореография (Анна Ерёменко), свет (Евгений Захаров) создают, скорее, не сказочную, а фантастическую, временами даже зловещую, в общем, настоящую гофмановскую атмосферу. В музыкальном оформлении использованы как классические мелодии Чайковского, так и современные мотивы, которые довольно органично вплёл композитор Александр Жемчужников. Интересно, что в одной из сцен – путешествии в сказочное королевство Щелкунчика – для видеопроекции использованы рисунки екатеринбургских школьников.

 Екатеринбургский театр юного зрителя, спектакль «Щелкунчик»
Фото: Павел Ворожцов

И на фоне всего этого визуального и звукового великолепия рассказывается вечная история – о добре и зле, о любви и ненависти. Интересна она будет и тем, кто хорошо знает о том, что случилось с дочерью советника медицины Мари Штальбаум, её крёстным Дрессельмейстером и его племянником, потому как каждое режиссёрское прочтение, как и каждое актёрское воплощение, привносят свои интонации. Там действительно есть над чем задуматься, хотя временами зрителю уж очень всё подробно объясняется, так что не остаётся простора для собственной фантазии. А этим не в последнюю очередь и прекрасен театр. И уж тем более много открытий сделают для себя те зрители, по преимуществу, наверное, всё-таки юные, кто будет с интересом следить и за неведомым прежде сюжетом.

Через две недели Екатеринбургский ТЮЗ отметит 89-й день рождения, но, несмотря на столь солидный возраст, театр, как и его основной зритель, по-прежнему юн. А главное – открыт для интересных творческих экспериментов.

  • Опубликовано в №45 от 15.03.2019 
Областная газета Свердловской области