Золотой юбилей: в регион приехала 50-я «Маска»!

В Москве объявили лауреатов юбилейной национальной театральной премии «Золотая маска»

В Москве объявили лауреатов юбилейной национальной театральной премии «Золотая маска». Копилка свердловских театров пополнилась тремя наградами. Фото: Яна Белоцерковская / Наталья Шадрина / Александр Козик

В Москве на исторической сцене Большого театра прошла церемония награждения юбилейной Национальной театральной премии «Золотая маска». В Екатеринбург в этот раз отправились три награды: две увёз спектакль «Орфей и Эвридика» Свердловской музкомедии, одну – театр «Урал. Опера. Балет» за постановку «Пахита». В Год театра и 25-летия «Маски» у Свердловской области свой театральный праздник: теперь у нас ровно 50 «Масок»!

Больше, чем церемония

Последний раз «Маска» вручалась на исторической сцене Большого пять лет назад, в 2014 году. Год назад церемония проходила на Новой сцене, а до этого – на сцене Музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко… И вот – вновь Большой.

Уже за час до начала церемонии театр заполнялся гостями. Актёры, драматурги, режиссёры, художники прогуливались по залам Большого, желали друг другу удачи, позировали на камеры… Комментарии давали неохотно – напряжение буквально чувствовалось в воздухе. «Золотая маска» за четверть века из небольшой премии для театров Москвы выросла в крупнейший всероссийский проект со множеством собственных программ, но самое главное – смогла не потерять престиж ни среди классических театров, ни среди современных и экспериментальных. Со сцены во время церемонии звучало много слов о роли «Маски» для России, для коллективов… Но по-настоящему значимость этой премии для любого театрального деятеля сильнее всего чувствуется именно в эти минуты томительного ожидания начала церемонии. Это – не сыграть. Даже легендарным актёрам.

Журналисты «Облгазеты» работали на месте событий и провели прямую трансляцию из Большого театра.

Случайных людей на церемонии нет никогда. В зрительном зале – эксперты, театральные коллективы, руководство театров, заслуженные работники сцены… В продажу обычно поступает несколько билетов, но их моментально скупают. И это – тоже не случайные зрители: сама церемония награждения для человека, далёкого от театра, довольно скучное зрелище. Судите сами – на сцене вручалась 41 «Маска», и чтобы не затягивать церемонию, пауз между вручениями не делают. «Маска», благодарности, следующая номинация, повисает напряжение, овации… Но именно это – самое ценное. Все спектакли уже сыграны, а самые важные эмоции на этой сцене не пропишешь в сценарии. В ложах искушённая публика спорит о том, кто получит награду – две пожилые пары рядом с нами буквально сцепились, обсуждая, какой спектакль достойнее театрального золота в главной номинации – драме. Они по косточкам разбирали каждую актёрскую работу.

Ещё одна популярная тема для обсуждения – Кирилл Серебренников и его судьба. Это, по сути, был его первый большой выход в свет. Федеральные журналисты считали секунды до момента, когда он наконец появится для официального фото с наградой. Но прессу тут же огорчили – Серебренникову по закону запрещено давать интервью и какие-либо комментарии. После победы его спектакля «Нуреев» он вышел абсолютно счастливый, заснял на смартфон свою команду с «Маской» и даже журналистов (видимо, он и правда очень соскучился по обществу), после чего стремительно покинул зал.

Кирилл Серебренников на вручении Золотой маски
Кирилл Серебренников (второй слева) дважды выходил за наградами: он получил «Маску» за лучший балет – «Нуреев» Большого театра (на фото он с командой спектакля) и ещё одну награду – как лучший режиссёр в драматическом театре за спектакль «Маленькие трагедии» Гоголь-центра. Фото: Наталья Шадрина

Сильная доля

На церемонию приехала большая свердловская команда – министр культуры региона Светлана Учайкина, директор Музкомедии Михаил Сафронов, директор Инновационного культурного центра Николай Михайлов, а также номинанты.

В представлении столичной публики Урал стал музыкальным центром страны. Причём Урал в широком смысле слова – всё-таки в опере и балете сегодня нас обходит Пермь с Теодором Курентзисом: и в этом сезоне Пермский театр оперы и балета получил две награды за «Жанну на костре». Но и наш театр выглядит довольно сильно, особенно работы Вячеслава Самодурова. А вот в мюзикле и оперетте сегодня с нами мало кто может соперничать: все знаковые работы Музкомедии почти стопроцентно попадают под прицел экспертов «Маски» и получают свои награды. Здесь сложилась своя школа, и она заметна на музыкальной карте страны.

Первой в этот вечер «Маску» получила Юлия Дякина – исполнительница роли Эвридики Свердловского театра музыкальной комедии. Юлия была самым молодым номинантом на фестивале среди всех участников. «Раз у нас есть такие результаты в оперетте, значит, наш жанр будет жить, и это самое главное!» – сказала она после вручения награды. Прямо следом за ней за наградой вышел Игорь Ладейщиков – он получил «Маску» за роль Харона в номинации «Лучшая мужская роль второго плана в оперетте/мюзикле». Это 19-я и 20-я «Маски» для театра (из них 4 награды получал балет Сергея Смирнова, но это тоже коллектив Музкомедии). Ещё одну «Маску» получил спектакль «Пахита» театра «Урал. Опера. Балет» в номинации «Специальный приз жюри музыкального театра». Номинация звучит так – «За лучшее событие в Год Мариуса Петипа». Для театра это 16-я «Маска».  Наши «золотомасочные» коллективы уже поздравили губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев, а также председатель Заксобрания области Людмила Бабушкина.

Юлия Дякина и Игорь Ладейщиков на вручении Золотой маски
Юлия Дякина и Игорь Ладейщиков, актеры театра Музкомедии. Вместе с «большой» наградой все лауреаты получают и памятные значки-«Маски». Фото: Наталья Шадрина
Солисты балета «Пахита» (слева направо) Алексей Селивёрстов, Мики Нисигути и Глеб Сагеев на вручении Золотой Маски
Солисты балета «Пахита» (слева направо) Алексей Селивёрстов, Мики Нисигути и Глеб Сагеев. Фото: Яна Белоцерковская

Таким образом, в этом году все свердловские «Маски» – у музыкальных театров. Впрочем, это не новость: год назад четыре награды (вновь Оперный и Музкомедия, а также балет «Провинциальные танцы»). С 2013 по 2017 год «Маски» в копилку области приносил только Оперный, и, кстати, нынче он отмечается восьмой год подряд. Последний раз драматический спектакль приносил нам «Золотую маску» в 2012 году – Светлана Замараева, актриса ТЮЗа, была отмечена в номинации «Лучшая женская роль». Екатеринбургский театр кукол последний раз брал награду в 2011-м. В этом сезоне наш кукольный театр вновь оказался в шаге от «Маски» – коллектив был представлен в двух номинациях с постановкой «Дон Кихот», но жюри всё же отдало предпочтение питерскому спектаклю «Комната Герды». Кстати, именно эти два спектакля поделили осенью между собой Гран-при фестиваля «Петрушка Великий».

В драме два года на «Золотой маске» честь области отстаивал Серовский театр драмы, поэтому есть надежда, что, пропустив один сезон, они вновь представят на фестиваль работу, которая заставит говорить о них критиков всей страны. А в этот раз свердловской драмы на карте «Золотой маски», увы, нет.

Одри Бонне и директор Пермского театра оперы и балета Андрей Борисов на вручении Золотой маски
«Маску» за лучшую оперу - «Жанна на костре» – получают исполнительница главной роли Одри Бонне и директор Пермского театра оперы и балета Андрей Борисов. Фото: Наталья Шадрина
Дарья Мороз на вручении Золотой маски
Знаменитая актриса театра и кино Дарья Мороз получила «Маску» за лучшую главную роль – Тузенбах в спектакле МХАТа «Три сестры». Фото: Наталья Шадрина

Слово жюри

Сразу же после завершения церемонии награждения мы пообщались с Надеждой БАБИНЦЕВОЙ – артисткой Екатеринбургского театра оперы и балета, которая в прошлом году стала обладательницей «Золотой маски» за лучшую женскую роль в опере (спектакль «Пассажирка»). Нынче Надежда вошла в жюри премии.

– Надежда, в этом году вы сменили амплуа. Каково это – оказаться по ту сторону «Золотой маски», да ещё и в юбилейный – 25-й фестиваль?

– Совершенно точно могу сказать, что в этот раз я волновалась больше, чем все годы, когда сидела в зале и ожидала свои «Маски». Это очень большая ответственность, большая страна – столько театров, режиссёров, певцов… И ты понимаешь, как сильно люди ждут вашего решения.

– Правда ли, что накануне премии жюри до трёх часов ночи сидело и решало, кому раздать награды?

– Спорили мы действительно очень долго. В каких-то вещах сходились все единогласно, где-то, наоборот, расхождения были кардинальными. А закончилось наше заседание тем, что мы ушли и не знали, кому же будут вручены награды. Ведь в финале происходит уже закрытое голосование – мы сдаём бюллетени. Поэтому, как и все номинанты, члены жюри сидели в зале и очень волновались. (К слову, секретность на «Маске» – на высоте. Результаты действительно никто не знал. «Но ведь каждая «Маска» именная», – спросите вы… Действительно. Только вот на сцене награду вручают без таблички с именем. Их прикрепляют к награде уже после вручения. Эти таблички – более 370 штук – готовят под каждого номинанта, чтобы до конца сохранить секретность. – Прим. авт.).

Продолжение комментария читайте на нашем сайте завтра

Лауреаты премии «Золотая маска» – 2019 

ДРАМА/ СПЕКТАКЛЬ БОЛЬШОЙ ФОРМЫ 

ОПТИМИСТИЧЕСКАЯ ТРАГЕДИЯ. ПРОЩАЛЬНЫЙ БАЛ, Александринский театр, Санкт-Петербург

ДРАМА/ СПЕКТАКЛЬ МАЛОЙ ФОРМЫ 

ПИАНИСТЫ, Театр «Глобус», Новосибирск

ДРАМА/РАБОТА РЕЖИССЕРА

Кирилл СЕРЕБРЕННИКОВ, «Маленькие трагедии», «Гоголь-центр», Москва

ДРАМА/ЖЕНСКАЯ РОЛЬ

Дарья МОРОЗ, Тузенбах, «Три сестры», Московский Художественный театр им. А.П. Чехова

ДРАМА/МУЖСКАЯ РОЛЬ

Камиль ТУКАЕВ, Креон, «Антигона», Камерный театр, Воронеж

ДРАМА/ЖЕНСКАЯ РОЛЬ ВТОРОГО ПЛАНА

Валерия ПРОКОП, «Время секонд хэнд», Театр драмы, Омск

ДРАМА/МУЖСКАЯ РОЛЬ ВТОРОГО ПЛАНА

Антон ПАХОМОВ, Петр Кузьмич Рязаев, «Старый дом», Центр драматургии и режиссуры, Москва

ДРАМА/РАБОТА ХУДОЖНИКА

Ксения ПЕРЕТРУХИНА, «Утопия», Театр Наций, Москва

ДРАМА/РАБОТА ХУДОЖНИКА ПО КОСТЮМАМ

Александр ШИШКИН, «Три толстяка. Эпизод 1. Восстание»/ «Три толстяка. Эпизод 2. Железное сердце», Большой драматический театр им. Г.А. Товстоногова, Санкт-Петербург

ДРАМА/РАБОТА ХУДОЖНИКА ПО СВЕТУ

Дмитрий ЗИМЕНКО (МИТРИЧ), «Розенкранц и Гильденстерн мертвы», Драматический театр им. А.С. Пушкина, Красноярск

ДРАМА/РАБОТА ДРАМАТУРГА

Михаил ДУРНЕНКОВ, «Утопия», Театр Наций, Москва

КУКЛЫ/СПЕКТАКЛЬ

ПТИФУРЫ, Театр «Кукольный формат», Санкт-Петербург

КУКЛЫ/РАБОТА РЕЖИССЕРА

Яна ТУМИНА, «Комната Герды», Театр «Особняк» и Театральная лаборатория Яны Туминой, Санкт-Петербург

КУКЛЫ/РАБОТА ХУДОЖНИКА

Кира КАМАЛИДИНОВА, «Деревня канатоходцев», Театральная компания «Открытое пространство», Санкт-Петербург

КУКЛЫ/РАБОТА АКТЕРА

Алиса ОЛЕЙНИК, Герда, «Комната Герды», Театр «Особняк» и Театральная лаборатория Яны Туминой, Санкт-Петербург

СПЕЦИАЛЬНАЯ ПРЕМИЯ ЖЮРИ ДРАМАТИЧЕСКОГО ТЕАТРА И ТЕАТРА КУКОЛ

Создателям спектакля «Родина» – «За эксперимент, ставший открытием»

Башкирскому театру драмы им. М. Гафури, Уфа – «За сценическое прочтение романа Гузели Яхиной «Зулейха открывает глаза»

ОПЕРА/СПЕКТАКЛЬ

ЖАННА НА КОСТРЕ, Театр оперы и балета им. П.И. Чайковского, Пермь

ОПЕРА/РАБОТА ДИРИЖЕРА

Филипп ЧИЖЕВСКИЙ, «Триумф Времени и Бесчувствия», Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, Москва

ОПЕРА/РАБОТА РЕЖИССЕРА

Кэти МИТЧЕЛЛ, «Альцина», Большой театр, Москва

ОПЕРА/ЖЕНСКАЯ РОЛЬ

Наталья МУРАДЫМОВА, Костельничка Бурыйя, «Енуфа», Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, Москва

ОПЕРА/МУЖСКАЯ РОЛЬ

Винс И, Удовольствие, «Триумф Времени и Бесчувствия», Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, Москва

БАЛЕТ/СПЕКТАКЛЬ

НУРЕЕВ, Большой театр, Москва

СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/СПЕКТАКЛЬ

МИНУС 16, Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, Москва

БАЛЕТ/РАБОТА ДИРИЖЕРА

Павел КЛИНИЧЕВ, «Ромео и Джульетта», Большой театр, Москва

БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/РАБОТА БАЛЕТМЕЙСТЕРА–ХОРЕОГРАФА

Юрий ПОСОХОВ, «Нуреев», Большой театр, Москва

БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/ЖЕНСКАЯ РОЛЬ

Екатерина КРЫСАНОВА, Джульетта, «Ромео и Джульетта», Большой театр, Москва

БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/МУЖСКАЯ РОЛЬ

Вячеслав ЛОПАТИН, Ученик, «Нуреев», Большой театр, Москва

ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/СПЕКТАКЛЬ

РИМСКИЕ КАНИКУЛЫ, Музыкальный театр, Новосибирск

ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/РАБОТА ДИРИЖЕРА

Валерий ШЕЛЕПОВ, «Винил», Музыкальный театр, Красноярск

ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/РАБОТА РЕЖИССЕРА

Филипп РАЗЕНКОВ, «Римские каникулы», Музыкальный театр, Новосибирск

ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/ЖЕНСКАЯ РОЛЬ

Юлия ДЯКИНА, Эвридика, «Орфей & Эвридика», Театр музыкальной комедии, Екатеринбург

ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/МУЖСКАЯ РОЛЬ

Игорь ЛАДЕЙЩИКОВ, Харон, «Орфей & Эвридика», Театр музыкальной комедии, Екатеринбург

ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/ЛУЧШАЯ РОЛЬ ВТОРОГО ПЛАНА

Агата ВАВИЛОВА, Луиза Вампа, «Граф Монте-Кристо», Театр музыкальной комедии, Санкт-Петербург

РАБОТА КОМПОЗИТОРА В МУЗЫКАЛЬНОМ ТЕАТРЕ

Владимир РАННЕВ, «Проза», Электротеатр Станиславский, Москва

РАБОТА ХУДОЖНИКА В МУЗЫКАЛЬНОМ ТЕАТРЕ

Ромео КАСТЕЛЛУЧЧИ, «Жанна на костре», Театр оперы и балета им. П.И. Чайковского, Пермь

РАБОТА ХУДОЖНИКА ПО КОСТЮМАМ В МУЗЫКАЛЬНОМ ТЕАТРЕ

Мария ТРЕГУБОВА, «Беги, Алиса, беги», Театр на Таганке, Москва

РАБОТА ХУДОЖНИКА ПО СВЕТУ В МУЗЫКАЛЬНОМ ТЕАТРЕ

Сергей ВАСИЛЬЕВ, «Проза», Электротеатр Станиславский, Москва

СПЕЦИАЛЬНАЯ ПРЕМИЯ ЖЮРИ МУЗЫКАЛЬНОГО ТЕАТРА

Творческому коллективу создателей балета «Пахита» (Альона Пикалова, Елена Зайцева, Федор Леднев, Юрий Красавин, Вячеслав Самодуров, Павел Гершензон, Сергей Вихарев), Урал Опера Балет, Екатеринбург – «За лучшее событие Года Петипа»

Спектаклю «Сны Иакова, или Страшно место» , Фонд поддержки современного искусства «Живой город» и Фонд развития исполнительского искусства Республики Татарстан «Сфорцандо», Казань – «За освоение исторического материала средствами современной композиции и режиссуры»

КОНКУРС «ЭКСПЕРИМЕНТ»

ВОЛШЕБНАЯ СТРАНА, Театр «18+», Ростов-на-Дону

  • Опубликовано в №069 от 18.04.2019 под заголовком «Золотой юбилей: в регион приехала 50-я «Маска»!»
Областная газета Свердловской области