Пляска смерти – не в этот раз

  Анна Поздняк
сцена из спектакля «Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли?»

По сюжету романа, если один из танцевальной пары выбывает из конкурса, второй должен найти ему замену за 24 часа. Фото: Вадим Балакин, Свердловский театр драмы

Свердловский театр драмы представил премьеру спектакля «Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли?». К постановке коллектив готовился достаточно долго, проводились предпремьерные показы. Также в этом спектакле впервые задействован новый мультимедийный экран, который появился в театре совсем недавно.

Режиссёром выступил Алексей Бадаев – генеральный директор театра. Это его вторая работа в качестве режиссёра-постановщика, ранее в своём же театре Бадаев поставил спектакль «Только для женщин», премьера которого состоялась в 2017 году. При этом у гендиректора пока что нет режиссёрского образования, сейчас он завершает обучение в ЕГТИ на режиссёрском курсе. За его спиной два диплома – филологического факультета УрГУ, а также продюсерского факультета Петербургской госакадемии театрального искусства.

За основу постановки был взят одноимённый роман Хораса МакКоя. И хотя экранизация Сидни Поллака 1969 года превзошла популярность своего литературного родителя, на киноверсию Алексей Бадаев оглядываться не стал, а текст и вовсе собственноручно перевёл заново. Но для начала стоит напомнить сюжет романа.

Америка. 1930-е годы. Период Великой депрессии. Традиция танцевальных марафонов, положенная ещё в благополучные 20-е годы, превратилась в изнуряющие многомесячные пляски на своих же костях. Тем не менее тысячи американцев желали участвовать в марафоне. Ведь можно было получить не только главный приз – 1000 долларов, баснословные для того времени деньги, но и обеспечить себя ночлегом и питанием до тех пор, пока ты сможешь держаться на ногах.

Так думали и главные герои Глория (Татьяна Малинникова) и Роберт (Евгений Кондратенко). Спектакль начинается с песни Глории, она стоит на возвышении, на неё направлен единственный прожектор. Приём смотрится эффектно: одинокий луч света будто бы отделяет главную героиню от остального мира, подчёркивает её инаковость. Хотелось бы отметить работу московского художника по свету Тараса Михалевского, неоднократного номинанта на «Золотую маску». Это не первая его работа в Свердловском театре драмы, Михалевский также участвовал в создании «Дней Турбиных», «Головлёвых» и других спектаклей.

Находкой также стала и музыкальная составляющая постановки. Из уст героини звучат тексты песен известных рок-групп – «Пластмассовая жизнь» «Сплин» и «Опиум для никого» «Агаты Кристи». Они отлично передают настроение Глории: она склонна к декадентским мыслям, постоянно говорит о смерти и остра на язык.

Жанр спектакля обозначен как «данс макабр», что переводится как «пляска смерти». Пляски получились, но не смертельные. Ведущий марафона Рокки (Илья Порошин) сообщает зрителям, что участники танцуют на протяжении 200 часов, но глядя на лица и движения актёров, поверить в это крайне сложно. Спектакль о танцах, как и полагается, наполнен хореографическими номерами. Но из-за их сложности и выверенности зрителю трудно представить то, что марафон продолжается вот уже несколько недель.

В постановке задействован большой экран, подаренный театру министерством культуры Свердловской области. В основном он служит для того, чтобы демонстрировать американскую хронику 30-х годов. Также время от времени на экран транслируется происходящее на сцене в реальном времени. Но в данном случае крупные планы не заостряют внимание на эмоциях героев, а скорее отвлекают.

Однако интересный приём использован в сцене убийства покровительницы пары Глории и Роберта – миссис Лейден (Татьяна Голубева). На экране – видео, на котором жертва лежит посередине абсолютно белой комнаты, а вокруг неё кружатся пары. При этом съёмка ведётся сверху. Это контрастирует с реальностью, ведь основная сцена с бесконечными плясками – полностью чёрная. Выходит, смерть в предлагаемых обстоятельствах – нечто светлое, это выход.

В итоге этот танцевальный марафон – аллегория современной жизни с её быстрым темпом. Спектакль заставляет задуматься – не становимся ли мы загнанными собой же лошадьми?

  • Опубликовано в №173 от 24.09.2019 
Областная газета Свердловской области