Темы дня

Три вопроса о стратегиях в Свердловской области

Общероссийский форум стратегического развития «Города России 2030: территория проектов»

В форуме помимо Александра Высокинского (за трибуной) и глав других городов принимали участие члены Совета Федерации и депутаты Госдумы, полпред Президента РФ в УрФО Николай Цуканов и представители региональных органов власти. Фото: Галина Соловьёва

Сегодня в Екатеринбурге стартует Общероссийский форум стратегического развития «Города России 2030: территория проектов». На дискуссионной площадке, которая ежегодно собирает представителей власти и экспертов из разных регионов, всегда отмечают, что Средний Урал и, в частности, Екатеринбург – лидеры в стратегическом планировании. Это, очевидно, видят и читатели «Облгазеты», которые не раз звонили в редакцию с прикладными вопросами об отраслевых стратегиях, опубликованных на страницах издания. Самые популярные вопросы мы адресовали экспертам.

Почему стратегии рассчитаны до 2030 и 2035 годов?

Стратегическим планированием наш регион всерьёз занялся около пяти лет назад. В середине 2015 года появился специальный закон (№ 45-ОЗ), который определил порядок и ответственных за создание таких документов и их воплощение в жизнь. А в конце 2015 года, когда правительство региона возглавлял нынешний губернатор Оренбуржья Денис Паслер, был утверждён порядок принятия решений о разработке, формировании, утверждении и реализации отраслевых и межотраслевых стратегий социально-экономического развития области (№ 1093-ПП). А также – Стратегия социально-экономического развития региона на 2016–2030 годы. Позже этот период планирования – 15 лет – был закреплён в уже упомянутом постановлении.

Затем в правительстве начали определяться с приоритетными целями и задачами по развитию разных сфер жизни свердловчан и приступили к разработке отраслевых и межотраслевых стратегий. Документы должны были быть тесно связаны с тем, что ранее было прописано в региональной стратегии – по сути, дополняли и конкретизировали её.

– Поэтому в целях построения эффективно функционирующей системы стратегического планирования, было принято решение, что отраслевые и межотраслевые стратегии социально-экономического развития области разрабатываются на период до 2035 года, – сообщил «Облгазете» замминистра экономики и территориального развития области Андрей Корюков. Он также отметил, что аналогичный горизонт планирования заложен и в Стратегии социально-экономического развития РФ, проект которой недавно подготовили в федеральном Минэкономразвития.

Параллельно к разработке стратегий подключились муниципалитеты, которым также предстояло определиться со своими приоритетами развития и якорными проектами. Правда, для них период планирования был ограничен 2030 годом – как для аналогичного областного документа.

– Тот факт, что отраслевые стратегии рассчитаны до 2035 года, а стратегия социально-экономического развития области и аналогичные документы в муниципалитетах ограничены 2030 годом – вполне обоснован. Планы в отраслевых стратегиях – это точки максимум, которые были намечены с учётом меняющихся трендов в разных отраслях. К моменту формирования стратегии развития региона до 2040 года мы будем понимать, что достижимо, а что нет, где нужно корректировать вектор, – пояснил «Облгазете» президент Уральской ТПП, член Совета стратегического развития Андрей Беседин.

Как узнать, что построят в моём городе?

Перед министерством экономики встала задача – сделать так, чтобы все принятые документы были максимально увязаны между собой. Например, чтобы сельхозпроект, который работает и на развитие агропромкомплекса и конкретного города, был учтён в обоих документах. Поэтому все муниципальные, отраслевые и межотраслевые стратегии с 2018 года начали подробно обсуждать на заседаниях уже упомянутого Совета стратегического развития, в состав которого входили представители власти, общественности, бизнеса, науки и СМИ. Такой формат работы зародился во времена работы нынешнего мэра Екатеринбурга Александра Высокинского заместителем губернатора области. За более чем полтора года были разработаны и рассмотрены 72 стратегии развития муниципалитетов, а также 22 проекта отраслевых и межотраслевых стратегий.

С учётом того, что текст муниципальных стратегий «Облгазета» не публикует (хотя журналисты неоднократно рассказывали о долгосрочных планах руководителей территорий), основная часть вопросов всё-таки касается отраслевых и межотраслевых стратегий. Чаще всего читатели интересуются, где им найти в таких документах, в каком году и на каком месте будет построен тот или иной объект. Поясняем: в большинстве случаев такой информации в отраслевых стратегиях не найти, за исключением крупнейших инвестпроектов с указанием примерных сроков строительства или ремонта. Чуть более подробную информацию можно найти в стратегиях муниципальных образований. Но за конкретикой лучше обращаться к госпрограммам, которые указаны в тексте стратегий.

– Стратегии определяют основные цели, направления и долгосрочные приоритеты развития. Государственные программы в этой системе являются действенным инструментом по достижению поставленных целей, – пояснил Андрей Корюков.

Кто контролирует выполнение стратегий?

И ещё один распространённый вопрос, который мы слышим от читателей – где гарантии того, что всё запланированное будет выполнено, если к окончанию периода планирования многие мэры и министры, назначенные ответственными за реализацию, покинут персональные посты?

– Созданная система документов стратегического планирования (стратегии развития региона, отраслей и муниципалитетов, где сформированы единые цели) не привязана к конкретным исполнителям – руководителям министерств и ведомств, главам, – отметил замминистра.

Между тем в ежегодном режиме исполнители стратегий отчитываются о проведённой работе. В частности, для исполнителей отраслевых и межотраслевых стратегий такой экспертной площадкой для отчётности остаётся Совет стратегического развития.

– Я присутствую на контрольных мероприятиях, где отчитываются представители правительства. В среднем поставленные показатели выполняются на 80–85 процентов, – отмечает Андрей Беседин. – Во время принятия стратегий обговаривалось, что в них могут вноситься изменения. Хорошо, что такие документы не являются догмой, и можно оперативно реагировать на изменение федеральных трендов, внося небольшие корректировки. Только через какое-то время можно понять, насколько мы достигаем поставленные нами цели.

Между тем

Приветствуя участников форума, Александр Высокинский подчеркнул, что со многими из них он работал в сфере стратегического планирования.

– На прошлых форумах мы обсуждали методологию и социальные показатели стратегического планирования. Этот форум посвящён, в том числе и реализации национальных проектов. Если посмотреть логику формирования нацпроектов, то все они разделены по отраслям. Люди живут в территориях, а не в отраслях, поэтому нацпроекты должны быть трансформированы на территориях. Жителю нашей страны интересно, как будет развиваться здравоохранение, но ещё интереснее, как будет меняться поликлиника за углом.

Подготовлено в соответствии с критериями, утверждёнными приказом Департамента информационной политики Свердловской области от 09.01.2018 № 1 «Об утверждении критериев отнесения информационных материалов, публикуемых государственными учреждениями Свердловской области, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляет Департамент информационной политики Свердловской области, к социально значимой информации».

  • Опубликовано в №209 от 14.11.2019
Областная газета Свердловской области