Темы дня

«Надо отталкиваться от реальности»: Игорь Володин рассказал, как живётся уральской столице с новым бюджетом

Игорь Володин

В марте прошлого года во время объезда отдалённых территорий города Игорь Володин говорил о том, что нужно больше уделять внимание их развитию. В этом году в бюджете заложены первые деньги на эти цели. Фото: пресс-служба думы Екатеринбурга

Уральская столица больше месяца живёт не только по новому календарному, но и по новому финансовому году. Начал исполняться принятый думой бюджет, вокруг которого шли бурные дискуссии. В чём особенность главного финансового документа этого года и какие статьи расходов стали приоритетными, рассказал председатель думы Екатеринбурга Игорь ВОЛОДИН.

По 50 млн на спорт и городские окраины

– Игорь Валерьевич, чем бюджет этого года отличается от прошлогоднего?

– Основные показатели бюджета изменились, но не кардинально. Если по цифрам – доходы уральской столицы в этом году составят 47,4 млрд рублей (40,9 млрд рублей – в 2019 году. - Прим. ред.), расходы – 49,2 млрд рублей (43,13 млрд рублей – в 2019 году. – Прим. ред.), а дефицит – 1,8 млрд рублей (2,22 млрд рублей – в 2019 году. – Прим.ред.). Бюджет – социально направленный, как и в прошлом году. Но есть отличия по некоторым статьям расходов. Например, впервые выделяются деньги на мероприятие «Спорт – в каждый двор» – 50 млн рублей. Деньги пойдут на создание спортивных площадок во дворах – в этом году их появится 15.

По сравнению с прошлым годом значительно сократилось финансирование сферы здравоохранения. Но усилиями депутатов удалось увеличить расходы на эту сферу: по 100 млн рублей выделено из муниципальной и областной казны. Выделены средства на развитие отдалённых территорий города – 50 млн рублей. Конечно, эта цифра небольшая, но раньше даже этих денег не было.

– Большая часть бюджетных денег снова идёт на образование?

– Да. До 2025 года по указу президента мы должны перевести наши школы на односменный режим обучения. На данный момент в Екатеринбурге строится 10 школ (в прошлом году – 8) – таких темпов никогда не было. Более 50 процентов образовательных учреждений сегодня нуждаются в реконструкции. На все эти цели привлекаем средства из регионального и федерального бюджетов: в прошлом году эта цифра составила 1,3 млрд рублей, в этом году деньги также будут выделяться. Сейчас определяется размер финансирования.

Напомню, что с сентября ряд школ перейдут на пятидневное обучение (вплоть до 7-го класса). Эту инициативу одобрили психологи. И 90 процентов родителей во время анкетирования также поддержали идею. По моей инициативе в управлении образования создана рабочая группа, которая готовит рекомендации для школ по переходу.

– Дефицит в 1,8 млрд рублей – насколько эта сумма критична для города?

– Сейчас расходы превышают доходы, но дефицит не критичный. Регулярно поступают субсидии из регионального и федерального бюджетов. Идёт экономия средств по итогам торгов. К тому же в прошлом году вырос размер НДФЛ – поступления от него составили 9,2 млрд рублей. И неналоговых поступлений стало больше. Пока никаких проблем город не испытывает. Можно сказать, что к концу года дефицит практически аннулируется.

– Депутаты на комиссиях неоднократно высказывались, что недовольны доходами муниципальных предприятий. Как будете работать в этом направлении?

– Мы занимаемся этим вопросом. Смотрим ликвидность предприятий, изучаем, почему такая маленькая доходность, чем они занимаются. Активизировались и в работе с клубами по месту жительства. Мы посмотрели – на них выделяется полмиллиарда. Нужно понять, насколько они востребованы. К нам поступили сигналы, что в составах клубов есть «мёртвые души» – люди, которые посещают их только на бумаге. Будем наводить порядок.

– Дума добилась полноценного участия в разработке и финансировании муниципальных программ, чего раньше не было. Депутаты уже включились в процесс?

– Да, если раньше с бюджетом работала только администрация, а дума только в конце года формировала бюджет, то сейчас она уже включилась в работу. Депутаты, даже не вынося программу на думу, могут одобрить документ, предлагаемый администрацией, внести в него дополнения или предложения. Или отказать в принятии.

Также сегодня, на общем заседании думы, депутаты приняли поправки в регламент думы и наделили дополнительными полномочиями председателя думы и его заместителя. У нас не было прописано, что спикер думы и его заместитель могут собирать комиссии и участвовать в них с правом решающего голоса. Теперь я или мой заместитель в любой момент могут созвать любую комиссию. Это позволит, в том числе, исключить заминки в бюджетном процессе в летний период, когда часть депутатов находится в отпусках и есть трудности со сбором кворума.

– Деньги на развитие отдалённых территорий выделены – что дальше? Будет разработана новая муниципальная программа? Получится ли освоить бюджетные средства до конца года?

– К этому вопросу мы сможем вернуться при корректировке бюджета в мае. Сейчас администрация разрабатывает новую программу. Депутаты должны её одобрить, и будем уже распределять денежные средства по отдалённым территориям. У нас у многих депутатов есть свои территории, которые остаются без должного внимания. 50 млн рублей – это сумма, которая выделяется на все районы города. Её реально освоить до конца года и помочь людям. Там проблемы, которые не требуют больших временных и денежных затрат – те же дороги, медицинские пункты, которых не хватает. Помещения есть – их можно переоборудовать.

Приоритетные статьи расходов:Бюджет Екатеринбурга
2019 год2020 год
Образование22,2 млрд рублей25,4 млрд рублей
Социальная политика3,9 млрд рублей3,6 млрд рублей
Здравоохранение1,5 млрд. рублей1,1 млрд рублей
Культура1,4 млрд рублей1,5 млрд рублей
Физическая культура и спорт358 млн рублей1,1 млрд рублей
Транспорт1,8 млрд рублей2,3 млрд рублей
Дорожное хозяйство5,4 млрд рублей6,8 млрд рублей
Жилищно-коммунальное хозяйство2,4 млрд рублей2,8 млрд рублей

Выводы сделаны?

– До сих пор не решён вопрос о переезде думы в новые помещения в ЦУМе. Ряд депутатов предлагают перенаправить 17 млн рублей, которые предусмотрены на эти цели в бюджете, на нужды тех же образовательных учреждений…

– Мы в любом случае переедем. Начнём с того, что здание приобреталось ещё в 2013 году. Действующая администрация заключила соглашение с компанией-собственником без участия думы. В здании проводились ремонтные работы, они шли до сегодняшнего дня. И теперь, когда помещения оборудованы под нужды думы, прошла информация, что мы никуда не поедем. Выходит, что мы все затраченные до этого бюджетные деньги выбросили в никуда. Такое ощущение, что кто-то нарочно инициировал конфликт в думе.

До того, как будет подписан акт приёма и передачи помещения, должны быть устранены все недостатки. Мы готовы отдать эти 17 млн администрации обратно, чтобы они докупили нужное оборудование, доделали всё, что нужно.

У нас четыре подразделения администрации раскиданы по городу. Часть из них заедет сюда, на наше место. Те помещения, которые освобождаются, можно точно так же сдавать в аренду или обустроить под что-то. Например, есть одно из отдельно стоящих зданий администрации, в котором можно разместить детский сад.

– Бюджет 2020 года — первый принятый бюджет нынешним составом думы. Какие выводы сделал депутатский корпус в процессе работы с документом?

– Взять на контроль именно наказы горожан. У нас до недавнего времени была администрация отдельно, а народ отдельно. Занимались крупными проектами, а жителям почти не уделяли внимания. Депутатам шли сплошные отписки. Я девять лет депутат. Уже стал приходить к исполнителям и говорить: проблемы у людей разные, а вы мне всё, как под копирку, пишете.

Многие вопросы реально решить с небольшими затратами. Например, есть в городе участки, где жители перебегают дорогу в неположенном месте, потому что до светофора идти неудобно. Чтобы установить там светофор, по нормативу должно за час пройти 90 человек, а их по факту только 70. Надо идти не от норм и правил, а отталкиваться от реальности. К некоторым школам подъехать невозможно из-за грязи. По весне там родители и дети ходят в сапогах. Значит, там нужно чаще убирать территорию, асфальтировать дороги.

Также нужно изменить подход к работе с людьми. Часто жители жалуются на грубость во время личных приёмов чиновников. Поэтому не повредят камеры видеонаблюдения. Также можно улучшить работу депутатского корпуса, увеличив количество парламентариев на постоянной основе. Сейчас у нас их трое. Остальным, чтобы вникнуть в городские проблемы, приходится надолго оставлять основную работу. Не у всех есть такая возможность.

Мнение

Максим МАРАМЫГИН, директор института финансов и права УрГЭУ, доктор экономических наук, профессор:

– Бюджет Екатеринбурга растёт ежегодно, падение было разве что в кризисный период, в 2009 году. Оценивать городской бюджет лучше по такому показателю, как бюджетная обеспеченность (количество денег, которое приходится на одного жителя). Сегодня Екатеринбург далеко не лидер в России по этому показателю. Лидеры – это Москва и северные города, среди них Салехард и Ханты-Мансийск. Там показатель бюджетной обеспеченности в несколько раз выше (!), чем у уральской столицы. Однако если сравнивать Екатеринбург с городами-миллионниками, то мы уступаем лишь Москве и Санкт-Петербургу. С каждым годом растут областные перечисления в муниципальный бюджет. Это говорит, во-первых, о снижении градуса напряжённости между муниципальными и областными властями. Лет 10 назад, в период конфронтации городской и областной власти, многие вопросы решались достаточно напряжённо. Во-вторых, нужно понимать, что мы сейчас входим в период, когда перечисления из области будут только увеличиваться в связи с подготовкой к Универсиаде в 2023 году.

Подготовлено в соответствии с критериями, утверждёнными приказом Департамента информационной политики Свердловской области от 09.01.2018 №1 «Об утверждении критериев отнесения информационных материалов, публикуемых государственными учреждениями Свердловской области, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляет Департамент информационной политики Свердловской области, к социально значимой информации».

  • Опубликовано в №25 от 12.02.2020 
Областная газета Свердловской области