Стану официальным самозанятым. Что дальше? «Облгазета» проанализировала плюсы и минусы нового налогового режима

С начала года в Свердловской области зарегистрировано 4,5 тысячи самозанятых. По предварительным оценкам, эксперимент может заинтересовать от 30 тысяч до 50 тысяч свердловчан. Фото: Алексей Кунилов

С начала года в Свердловской области зарегистрировано 4,5 тысячи самозанятых. По предварительным оценкам, эксперимент может заинтересовать от 30 тысяч до 50 тысяч свердловчан. Фото: Алексей Кунилов

Прошёл месяц с момента, как Средний Урал присоединился к эксперименту с выводом самозанятых из тени. В правительстве региона рассчитывают, что официальными самозанятыми могут стать от 30 до 50 тысяч человек, но пока на новый налоговый режим перешли только 4,5 тысячи свердловчан. Почему люди не спешат легализоваться – разбиралась «Облгазета».

Что такое официальная самозанятость?

В законе о самозанятых определения того, кто такие самозанятые, нет. Предполагается, что это лица, которые получают доход от собственной деятельности и при этом не имеют ни работодателя, ни наёмных работников. Такой деятельностью может быть, например, репетиторство, фотографирование на свадьбах или изготовление кулинарной продукции.

Уплата специального налога на профессиональный доход даст возможность осуществлять эту деятельность легально.

Что предлагает государство?

Новым налоговым режимом могут воспользоваться как физические лица, так и индивидуальные предприниматели, которые ведут трудовую деятельность в регионе – участнике эксперимента.

При переходе в официальный статус самозанятые, которые работают с физлицами, будут платить 4 процента со своих доходов, а работающие с юрлицами и ИП – 6 процентов. Это единственный налог, который должен уплатить официальный самозанятый, если заработал до 2,4 млн рублей в год. Если прибыль выше – физическое лицо должно будет уплатить от суммы сверхдохода НДФЛ, а ИП – налог на прибыль, НДС и другие взносы.

Помимо этого, каждый самозанятый может получить налоговый вычет в размере 10 тысяч рублей. Даётся он один раз и расходуется постепенно путём снижения ставки (с четырёх до трёх процентов и с шести до четырёх процентов).

– Данный специальный налоговый режим предоставляет комфортные условия для ведения законной профессиональной деятельности. Физическое лицо, вставшее на учёт в качестве самозанятого, выписывая чек через мобильное приложение «Мой налог», делает свой доход легальным, и соответственно может не волноваться, что такую деятельность назовут незаконной, – объясняет начальник отдела налогообложения юридических лиц Управления федеральной налоговой службы России по Свердловской области Юлия Смирягина.

В чём плюсы?

Уже на старте эксперимента в Свердловской области стало понятно, что законопослушные физлица, которые работают как самозанятые и хотят выйти из тени, – есть.

– Долго ждала начала эксперимента у нас в области, на учёт встала уже 2-го января. Сейчас я могу открыто давать рекламу и не бояться, что чем-то недовольная клиентка может на меня нажаловаться в налоговую, – рассказывает мастер маникюра из Нижнего Тагила Марианна Исханова. – У многих сейчас такая позиция: «Мне никто не оплачивал обучение, не покупал материалы, не искал клиентов. Мне государство не помогает, и я никому ничего не должна». Но мы все пользуемся медициной, вызываем пожарных, ездим по дорогам. Тем более что сумма налога не кажется мне обременительной.

Чего опасаются люди?

Другая часть самозанятых (и физлиц, и предпринимателей) относятся к идее легализации скептически. В тени они спокойно работают на себя и не платят вообще никаких налогов.

– 4 процента налога – это вроде выгодно, но нет никаких гарантий, что через какое-то время они не превратятся в 24 процента, – делится опасениями фотограф из Екатеринбурга Валерий Беляков. – А выйти из тени можно только один раз, работать тихо после этого уже не получится.

Начальник отдела налогообложения юрлиц УФНС по Свердловской области Юлия Смирнягина пояснила «Областной газете», что эксперимент проводится до конца 2028 года. То есть в ближайшие 8 лет государство гарантирует, что ни налоговая ставка, ни предельный уровень дохода в 2,4 млн рублей в год меняться не будут.

Будут ли у самозанятых пенсии и больничные?

Обязанности платить фиксированные взносы на пенсию и страхование у официальных самозанятых не предусмотрено, следовательно, трудовой стаж у них не идёт. Если другой работы у человека не было, то получать он будет только социальную пенсию по старости. Она выплачивается в размере прожиточного минимума (в Свердловской области в 2020 году он составляет 9 тысяч 311 рублей). Если хочется получать в будущем больше, можно делать за себя взносы на добровольное  пенсионное страхование.

То же самое и с больничными листами – они самозанятым (даже официальным) не оплачиваются. Единственный вариант исправить положение – заключить договор добровольного медицинского страхования.

Среди самозанятых на Среднем Урале сегодня много представителей индустрии красоты. Фото: Павел Ворожцов

Цифры

Поскольку в Свердловской области эксперимент стартовал месяц назад, данных о том, представители каких сфер чаще всего переходят в официальные самозанятые, пока нет. Но по опыту регионов, где эксперимент стартовал раньше (Москва, Московская и Калужская области, Республика Татарстан), выделяются шесть основных сфер работы официальных самозанятых:

  •  такси – 18 процентов
  •  сдача в аренду квартиры – 9,8 процентов
  •  консультирование – 8,5 процентов
  •  строительство – 7,1 процентов
  •  репетиторство – 5,7 процентов
  •  маркетинг и реклама – 4,8 процентов

Что если вы не согласились?

Сейчас уральские налоговики ставят перед собой цель проводить именно разъясняющую работу. Целенаправленно нелегальных самозанятых пока (пока!) никто не ищет. Хотя, конечно, среди нелегальных самозанятых ходит много «пугалок». Например, они боятся, что из-за регулярного поступления денежных средств у них могут заблокировать банковскую карту. Кроме того, у нелегальных самозанятых нет возможности спокойно рекламировать свои услуги.

Стоит помнить и то, что уже сейчас за уклонение от налогов есть ответственность. 

– Предположу, что после оценки результатов эксперимента может быть ужесточена борьба с теневыми предпринимателями, которые, несмотря на лёгкость и дешевизну перехода на самозанятость, решат этого не делать, – считает Уполномоченный по правам предпринимателей в Свердловской области Елена Артюх.

Резюме

Подводя итог, отметим, что переход на новый вид налога сегодня объективно выгоден индивидуальным предпринимателям, которым государство даёт возможность снизить налоговую нагрузку (сейчас минимум для этой категории – 6 процентов).

Для самозанятых-физлиц ситуация выглядит менее привлекательной. Государство предлагает им отдавать по 4 процента своих доходов, но взамен не предлагает никаких «пряников». Чтобы заинтересовать их в выходе из тени, государству стоит задуматься над дополнительными привилегиями для них или жёстче щёлкнуть кнутом.

Подготовлено в соответствии с критериями, утверждёнными приказом Департамента информационной политики Свердловской области от 09.01.2018 №1 «Об утверждении критериев отнесения информационных материалов, публикуемых государственными учреждениями Свердловской области, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляет Департамент информационной политики Свердловской области, к социально значимой информации».

  • Опубликовано в №25 от 12.02.2020
Областная газета Свердловской области