Юлия Лаврикова: «Будущее – за равномерным развитием региона»

Юлия Лаврикова

Юлия Лаврикова считает, что развитие дорог местного значения будет повышать инвестиционную привлекательность региона. Фото: Предоставлено институтом экономики УрО РАН

К концу прошлого года все городские округа и муниципальные районы области утвердили свои стратегии социально-экономического развития. О том, как шла работа над этими документами и как в соответствии с ними будут развиваться территории, «Областной газете» рассказала директор Института экономики Уральского отделения РАН Юлия ЛАВРИКОВА.

Нужно поддерживать точки роста на Севере

– Юлия Георгиевна, какова роль Института экономики в подготовке стратегий?

– Институт всегда принимал активное участие в научном обеспечении разработки стратегий социально-экономического развития муниципальных образований. Во-первых, речь идёт как о формировании методологии стратегического планирования, так и о разработке самих стратегических документов. В качестве примера можно привести Стратегический план развития Екатеринбурга до 2015 года и его последующие актуализации.

Второе направление работы института – активное научное сопровождение процесса разработки стратегий других муниципальных образований. Например, Алапаевского, Камышловского, Невьянского городских округов, Верхнего Дуброво, Заречного и других. В 2017–2018 годах была проведена детальная экспертиза разработанных муниципалитетами стратегий развития до 2035 года, проводились семинары и консультации с главами.

– Что ждёт нас по итогам реализации этих муниципальных стратегий?

– С точки зрения пространственного развития, будущее за более равномерным развитием региона. Сейчас у нас более 75 процентов экономической активности сосредоточено в Екатеринбурге и вокруг него. Поэтому нужно поддерживать точки роста в Краснотурьинске, Верхней Салде, Серове. Это будет стабилизировать развитие территорий вокруг таких городов, закреплять каркас расселения, занятости, доходов населения.

– Какие основные направления развития промышленности сейчас можно выделить? Условно говоря, чем и в каких муниципалитетах выгоднее заниматься: добычей и переработкой полезных ископаемых, заготовкой и переработкой древесины, развитием наукоёмких производств или чем-то другим?

– Экономическая основа муниципалитетов часто очень инерционна, она связана с наличием тех или иных ресурсов. На севере, северо-востоке и востоке леса обуславливают наличие лесодобывающей и лесоперерабатывающей промышленности. Такая направленность и будет сохраняться за этими муниципалитетами. Центр и запад области – это наличие обрабатывающих производств, развитого машиностроения, агропромкомплекс, чёрная и цветная металлургия. На юге области – в Каменске-Уральском и Ревде – в большей степени развита цветная металлургия.

И эта структура так или иначе сохранится за муниципалитетами. Акцент делается на качественном изменении специализации. Например, если взять Верхнюю Пышму, то до недавнего времени это был монопрофильный город, где приоритетная отрасль – цветная металлургия с невысокой степенью переработки металла. Сейчас город активно развивается в сторону высоких переделов. Изменение структуры промышленности происходит за счёт прихода новых предприятий, таких как АО «Екатеринбургский завод обработки цветных металлов», Уральский филиал ООО «Компания Металл Профиль», а также расширения имеющихся – ООО «Уральские локомотивы».

При глубокой переработке требуются высококвалифицированные кадры. Верхняя Пышма стала наращивать специализацию и в этой сфере: от школьных кванториумов до корпоративного университета, который готовит высококвалифицированные кадры для промышленных предприятий. В качестве результата такой переориентации экономики муниципалитета можно увидеть рост уровня затрат на инновации в Верхней Пышме за пять лет более чем в четыре раза!

Отчего зависит наполняемость бюджета?

– Сегодня ведущие промпредприятия активно занимаются повышением производительности труда и автоматизацией производства. Как это скажется на трудовых ресурсах?

– Автоматизация предъявляет более высокие требования к квалификации персонала. В то же время она приводит к сокращению занятости. И здесь важно иметь развитую систему переподготовки кадров.

Государство способствует этому через фонды производительности труда, повышения занятости. Сейчас служба занятости Свердловской области активно включилась в нацпроект по переподготовке кадров. Часть переобучившихся открывают свое дело, часть – идут в те сферы, где существует дефицит кадров, например, в швейное производство, что формирует базу для развития отечественного рынка потребительских товаров.

Хорошо, что у нас ряд металлургических и машиностроительных предприятий успел перестроиться до 2014 года, и они освоили высокотехнологичное производство Индустрии 4.0. Сложнее с оборонкой, госзаказ должен сокращаться, и предприятиям ОПК придётся научиться выпускать продукцию для свободного рынка. Сегодня там не хватает специалистов по маркетингу, кто умел бы продвигать продукцию на рынке.

– Как стратегическое развитие скажется на наполняемости бюджетов муниципальных образований? Нужно ли будет корректировать налоговую политику, чтобы деньги от предприятий, работающих на территории муниципалитетов, не уходили из них?

– Сейчас у муниципалитетов основные собственные источники бюджета – это земельный налог и налог на имущество физлиц. В Екатеринбурге они составляют только десять процентов доходной части бюджета, в Нижнем Тагиле – всего четыре процента, в Серове – менее трёх. Большая часть бюджета – это трансферты из вышестоящих бюджетов. Получается, что наполняемость бюджета никак не зависит от экономического развития муниципалитета. То есть нет вот этой логики: ты хорошо развиваешься, привлекаешь инвесторов на территорию, и у тебя растёт доходная часть.

При наличии политической воли необходимо менять федеральное законодательство: либо, чтобы большая часть отчислений от работающих предприятий оставалась в городах и в то же время уменьшалась доля трансфертов . Либо, чтобы стимулировать муниципалитеты, которые активно и успешно занимаются своим экономическим развитием, в то время как сейчас действует принцип бюджетного выравнивания муниципалитетов.

– Кстати об инвесторах. Как их сегодня можно привлечь в муниципалитеты?

– Часто ссылаются на «калужское чудо», когда в Калужской области произошёл бум инвестиций. Но там к инвесторам – индивидуальный подход, их опекают и благодаря системе кураторства решают за них многие бюрократические вопросы. У нас пока такого системного подхода не создано. Хотя, конечно, в этом направлении работают отдельные министерства, Союз промышленников и предпринимателей Свердловской области, Уральская торгово-промышленная палата и другие.

Есть и конкретные шаги, которые необходимы для инвестиционной привлекательности муниципалитетов. Например, большое значение будет иметь проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги». В России большая часть дорог – дороги местного значения, и их развитие необходимо для обеспечения отраслей трудовыми ресурсами и сбыта продукции местной индустрии: строительной, лесной и других.

Подготовлено в соответствии с критериями, утверждёнными приказом Департамента информационной политики Свердловской области от 09.01.2018 №1 «Об утверждении критериев отнесения информационных материалов, публикуемых государственными учреждениями Свердловской области, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляет Департамент информационной политики Свердловской области, к социально значимой информации».

  • Опубликовано в №27 от 14.02.2020 
Областная газета Свердловской области