Экспорт посылок через Кольцовскую таможню вырос в 4 раза

17 февраля 2020, 12:06
Анатолий Тимощенков сообщил, что с 2013 года ежегодный пассажиропоток в Кольцово превышает два миллиона человек. Фото: Павел Ворожцов

Анатолий Тимощенков сообщил, что с 2013 года ежегодный пассажиропоток в Кольцово превышает два миллиона человек. Фото: Павел Ворожцов

25 лет назад в аэропорту Кольцово была создана таможня – её юбилей отметили 17 февраля. На сегодняшний день это единственная авиатаможня в Уральском регионе и одна из крупнейших российских таможен. О работе Кольцовской таможни «Облгазете» рассказал её начальник Анатолий ТИМОЩЕНКОВ.

– Анатолий Александрович, расскажите, в чём специфика Кольцовской таможни?

– Специфика в том, что в её составе – три поста: пассажирский, грузовой и открытый в 2015 году почтовый таможенный пост. Сегодня Кольцовский почтовый пост является одним из лидеров в России по объёму пересылаемых МПО – международных почтовых отправлений. Если в 2018 году мы оформили порядка 72–74 млн МПО, то в 2019-м – около 52 млн таких почтовых отправлений. Казалось бы, снижение, но мы так не считаем. В весовом выражении – рост почтовых отправлений на 30 процентов: посылки стали более объёмными и тяжёлыми. Раньше у нас практически все почтовые отправления шли на импорт, а сейчас уже два года растёт количество МПО, идущих на экспорт. В 2019 году экспорт посылок и бандеролей увеличился в четыре раза по сравнению с предыдущим годом и достиг 17 тысяч почтовых отправлений.

– Я правильно понимаю, что основной торговый оборот у нас – с Китаем?

– Да, все направления импорта у нас идут из Китая. Почта России сейчас активно работает с двумя интернет-площадками – это AliExpress и Joom. Почту доставляют тремя способами: 44 процента – авиацией, 41 процент – автомобильным транспортом. И ещё 15 процентов приходится на новую мультимодальную схему: посылки везут на пароме до Владивостока, потом оттуда – железной дорогой до Екатеринбурга, а из Екатеринбурга уже автомобильным транспортом доставляют к нам в Кольцово. Все эти отправления приходят к нам, несмотря на то, что идут разными путями.

– Как за время работы Кольцовской таможни изменились пассажиропоток и торговый оборот в зоне вашей деятельности?

– В 1996 году пассажиропоток был около 300 тысяч человек, в 2008-м – более одного миллиона, с 2013-го – стабильно превышает два миллиона. В 1996 году торговый оборот составил 75 млн долларов, в 2019-м он достиг отметки 573 млн долларов.

Начальник Кольцовской таможни Тимощенков Анатолий Александрович
Фото: Павел Ворожцов

– Чем ещё занимается Кольцовская таможня?

– Одной из главных задач таможенной службы является сбор и перечисление платежей в федеральный бюджет. В 1996 году мы оттолкнулись от плана по таким платежам в 116 млн рублей, вместе с ростом экономики региона и страны поднимался и план по перечислению, таким образом, в 2016 году таможня перечислила уже более пяти миллиардов рублей. Мы взяли цифры за 2016 год, потому что это цифра за 20 лет. За все 25 лет существования таможни план по перечислению платежей не был ниже 100 процентов.

Отметим, что поскольку налоги и пошлины поступают от участников внешнеэкономической деятельности, такой объём перечислений показывает их динамику, то, как развивается регион.

Стоит отметить, что внешнеэкономическая деятельность у нас – импортоориентированная. Лидер по импорту – Китай, также наш регион приобретает товары в Германии, США, Нидерландах (оттуда идёт больше всего цветочной продукции). Также у нас активно осуществляется торговля со странами СНГ, Африкой. Самая дальняя точка, кстати, куда летают самолёты из Кольцово – это Северная Африка, Тунис.

Начальник Кольцовской таможни Тимощенков Анатолий Александрович
Фото: Павел Ворожцов

– А какие сейчас требования существуют для физических лиц по ввозу и вывозу валюты?

– Свободное перемещение без декларирования любой валюты через таможню не должен превышать в эквиваленте 10 тысяч долларов США, денежные средства свыше этой суммы необходимо продекларировать, но пошлина с неё не взимается. С 4 февраля этого года действуют правила, по которым при декларировании свыше 100 тысяч долларов необходимо предоставить обоснование легитимности происхождения этих денег.

– Сколько сейчас у вас сотрудников?

– Таможня начала работу четверть века назад со 135 сотрудниками, в 2019 году численность наших таможенников выросла вдвое. Максимальное количество сотрудников было в 2018 году – 320 человек. А после создания Уральской электронной таможни и передачи декларационного массива с октября 2018 года часть должностных лиц перешла служить в Уральскую электронную таможню. Кольцовская таможня при этом стала таможней фактического контроля.  

 Начальник Кольцовской таможни Тимощенков Анатолий Александрович
Фото: Павел Ворожцов

– У вас ведь проходят службу не только люди, но и четвероногие таможенники?

– Да, у нас есть кинологическое подразделение, в составе которого находятся восемь собак, преимущественно породы малинуа – это бельгийская овчарка. Все собаки аттестованы и находятся на довольствии. Они могут по запаху находить оружие и запрещённые вещества, натренированы также и на поиск денежных знаков. Срок службы собак – восемь лет, потом мы находим животному владельца либо, что часто случается, кинолог, работавший с собакой, берёт её к себе. Если собаку никто не забирает, она находится у нас на довольствии пожизненно, и живёт здесь же, в таможне, в специальном помещении, но, как правило, брошенным пёс не остаётся.

– Как вы боретесь с коронавирусом?

– Основной координатор борьбы с вирусом – Роспотребнадзор, но мы с ним действуем единой командой. Между всеми государственными контрольными органами и администрацией пункта пропуска имеется отлаженная схема взаимодействия, каждая служба несёт свою ответственность за ситуацию, действует чётко и выполняет свои функции.

Начальник Кольцовской таможни Тимощенков Анатолий Александрович
Фото: Павел Ворожцов

Как это было?

Кольцовская таможня образовалась 17 февраля 1995 года на базе Кольцовского таможенного поста Екатеринбургской таможни. Первые рейсы из Екатеринбурга за границу совершались в начале 1990-х годов. До этого, при Советском Союзе, они осуществлялись через Московский авиаузел. Что интересно, первое обслуживание свердловских зарубежных рейсов проводили сотрудники Домодедовской таможни.

После стали активно развиваться туристическое направление и бизнес. Появились такие направления, как Египет и Турция, и в 1993 году было принято решение создать Кольцовский таможенный пост Екатеринбургской таможни, который осуществлял бы таможенные операции в отношении физических лиц и грузов, прибывающих на территорию Российской Федерации и убывающих с неё.

Первоначально численность Кольцовской таможни была 135 человек. Со временем бизнес региона рос. В 2009 году, в связи с проведением саммита ШОС, в Кольцово был построен новый грузопассажирский терминал.