Шопинг на карантине

26 марта 2020, 17:01
В связи с тем, что ряд компаний перевели своих сотрудников на дистанционный режим работы, в России повысился спрос на интернет-покупкиФото: Павел Ворожцов

В связи с тем, что ряд компаний перевели своих сотрудников на дистанционный режим работы, в России повысился спрос на интернет-покупкиФото: Павел Ворожцов

На прошлой неделе в России случился настоящий бум интернет-продаж – сначала в Москве и Санкт-Петербурге, а затем и в других городах страны. Связано это с тем, что ряд компаний перевели своих сотрудников на дистанционный режим работы, а те, кто вернулся из-за рубежа, вынуждены оставаться дома на карантине. Эксперты в сфере онлайн-торговли отмечают, что пик ещё впереди. Особенно с учётом того, что 25 марта глава государства Владимир Путин объявил следующую неделю нерабочей, попросив россиян поберечь себя и побыть дома. Какие товары россияне сейчас покупают не вставая с дивана, и готовы ли компании, в том числе – свердловские, играть по новым правилам?

Тапочки, памперсы и ноутбуки

Самыми мобильными оказались крупные компании. Ряд российских интернет-магазинов ввели бесплатную доставку на время эпидемии, снизили минимально возможные чеки заказов для пенсионеров и даже запустили горячие линии. Многие объявили «кибер-дни»: покупаешь онлайн – получаешь скидку. Впрочем, позже выяснилось, что даже большие компании не могут справиться с возникшим ажиотажем. «Высокий спрос! Чтобы справиться с нагрузкой, доставляем товары только от 999 рублей», – сообщается на сайте одного из крупных интернет-магазинов.

По словам президента Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), представляющей интересы крупных российских онлайн-магазинов, Артёма Соколова, на прошлой неделе в четыре раза увеличилось число заказов продуктов питания, востребованы детское питание и подгузники. Продажи ноутбуков выросли в два раза, люди чаще стали покупать офисные аксессуары, которые требуются для работы из дома – гарнитуры, клавиатуры, мышки.

– За последнюю неделю количество доставок до дверей выросло в 2,5 раза. Каждый четвёртый заказ на сегодняшний день приходит в постамат – этот способ выдачи заказа позволяет не зависеть от времени доставки, – приводит цифры директор по связям с госорганами в Ozon Сергей Кучушев. – Если раньше люди брали 4–5 товаров, то сейчас – 7–8. В три раза вырос спрос на книги, востребованы товары для спорта дома.

По данным АКИТ, до пандемии объём реализации товаров в интернете составлял 6 процетов от всех розничных продаж в России Фото: Галина Соловьёва

– Люди действительно восприняли призыв сидеть дома всерьёз, – соглашаются в пресс-службе AliExpress Россия, где за февраль и начало марта продажи выросли на 20 процентов. – Многие покупают домашнюю одежду – особенно футболки и тапочки (количество покупок выросло на 60%), товары для ремонта и строительства (на 30 процентов), игрушки для детей (до 80 процентов), товары для саморазвития и хобби.

Компания уже заявила о том, что в связи с увеличением онлайн-заказов планирует обнулить комиссию для российских продавцов. В этом случае Россия станет первой страной присутствия AliExpress, в которой будет действовать нулевая комиссия.

Кстати:

На волне ситуации с коронавирусом в сфере онлайн-торговли грядут и другие изменения.

Так, 17 марта Президент РФ Владимир Путин подписал указ, разрешающий дистанционную продажу безрецептурных лекарств. 31 марта депутаты Госдумы повторно во втором чтении рассмотрят законопроект об онлайн-продаже лекарств и внесут в него несколько рецептурных препаратов. Благодаря документу, доставку препаратов смогут осуществлять обычные курьерские службы и сотрудники без специального фармацевтического образования, как пояснил председатель Госдумы Вячеслав Володин. Сейчас же аптеки могут предлагать только онлайн-бронирование лекарств с последующим их выкупом их в самом аптечном пункте. На эту услугу спрос на Среднем Урале, к слову, тоже вырос в 1,5–2 раза.

Между тем «ОПОРА РОССИИ» направила в Минфин письмо с просьбой ускорить принятие законопроекта, разрешающего онлайн-торговлю алкоголем сразу всем производителям спиртного – нынешний документ, который находится на рассмотрении Госдумы, предлагает наделять компании таким правом поэтапно.

Есть контакт? Нет контакта!

Онлайн-корзины уральцев ничем не отличаются от списков покупок в столичных городах. В первую очередь мы запасаемся продуктами. В интернет-магазине «Яблоко» отмечают, что за две недели спрос на доставку вырос в три раза: люди скупают пресловутые гречку и туалетную бумагу. Такой же рост – в официальном интернет-магазине сети супермаркетов «Кировский» «Да-Март».

– Раньше обрабатывали около 50 заявок за день, сейчас около 140, – говорит основатель интернет-магазина «Да-Март» Дмитрий Углов. – В основном заказывают товары длительного хранения – консервы, крупы, сахар, муку, а также бытовую химию и средства обработки. Услуга бесконтактной доставки (когда клиенты просят оставить товар и чек у дверей) доступна, но пока не очень популярна. Думаем, что в связи с предстоящими длинными выходными пик онлайн-заказов ещё впереди, и готовимся к нему. В короткие сроки предстоит обеспечить достаточное количество машин и курьеров, чтобы клиентам не приходилось ждать своей очереди.

Интересно:

На этой неделе АКИТ обратилась к мэру Москвы Сергею Собянину с просьбой разрешить курьерам во время карантина использовать полосы для общественного транспорта и при доставке заказов парковаться на местах для инвалидов, расположенных во дворах.

Готовые блюда теперь тоже заказывают чаще. К слову, именно в этом сегменте раньше всего появилась услуга бесконтактной доставки до дверей. Как это происходит?

– Заказали пиццу. Пришёл курьер, не проходя в квартиру, принял оплату по карте, затем достал пиццу и положил её на термосумку, – рассказала жительница Екатеринбурга Алиса Половникова. – Я растерялась, а он объясняет: у нас, мол, теперь бесконтактная доставка, возьмите коробку сами.

В пресс-службе компании по доставке еды Delivery Club «Облгазете» сообщили, что Екатеринбург стал лидером по использованию бесконтактной доставки среди городов РФ. Каждый восьмой житель уральской столицы предпочитает не взаимодействовать с курьером напрямую.

– Мы заранее внедрили эту функцию, чтобы и курьеры, и пользователи привыкли к тому, как она работает, и при этом не испытывали дискомфорта. Если эпидемиологическая ситуация потребует того, чтобы бесконтактная доставка использовалась повсеместно, мы готовы быстро перейти на такой режим работы, — комментирует операционный директор Delivery Club Мухит Сейдахметов.

В Яндекс.Еде все заказы доставляются бесконтактно по умолчанию. Курьеры получили рекомендации по профилактике вирусных заболеваний, средства дезинфекции они могут бесплатно получить в офисах курьерских служб.

– Также увеличилось количество заявок на подключение к сервису от ресторанов. Только за последние сутки (по данным на 25 марта. – Прим. ред.) к Яндекс.Еде подключились около 200 ресторанов – в 6 раз больше, чем в обычный день в феврале, а общее количество ресторанов на платформе достигло 16 тысяч, – прокомментировали в компании. – Рестораны не исключают возможность, что им придётся работать только на доставку. Поэтому мы приняли решение запустить ускоренную процедуру обработки таких заявок.

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

Данные статистики Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека:

471 270 подтверждённых случаев (прирост за сутки 48 537 случаев)

112 599 человек в мире выздоровели и выписались из больниц (на 4 894 человека больше за последние сутки)

21 273 заболевших скончались (прирост за последние сутки на 2 474 случая)

840 россиян в 56 регионах заразились (на 182 случая больше за последние сутки). 38 человек выписаны. Больше всего заражений (546) – в Москве

20 человек заразились коронавирусом в Свердловской области (на 7 случаев больше за последние сутки)

Ещё одна тенденция – перераспределение спроса между офисами и спальными районами. И ещё один любопытный и малообъяснимый факт. В нескольких заведениях общепита, имеющих собственные службы доставки, поделились наблюдением: клиенты стали чаще заказывать «домашнюю еду», чем пиццу и роллы. Хотя вроде бы имеют возможность готовить дома.

Эксперты отмечают, что перед российской интернет-торговлей стоит глобальный вызов. Чтобы удовлетворить возросший спрос потребителей, компании увеличивают штат курьеров и размер автопарков, предлагают новые акции и условия доставки, а также объединяются с другими фирмами. Для интернет-площадок это хороший способ зарекомендовать себя и развиться, но что будет после того, как пандемия пойдёт на спад?

– Офлайн никогда не сможет быть заменён онлайном – это миф, – резюмирует Артём Соколов. – Те покупки, которые были сделаны в этот ажиотажный период – той же бытовой техники и электроники, означают лишь то, что эти люди не купят эти товары дальше в течение года. Всплеск сегодня – не значит большой скачок завтра.