Темы дня

Философия райкоопа

В Свердловской области потребкооперация обслуживает 80 процентов сельского населения. Фото: Павел Ворожцов

В Свердловской области потребкооперация обслуживает 80 процентов сельского населения. Фото: Павел Ворожцов

Из всех видов кооперации — сельскохозяйственной, кредитной, сбытовой, жилищной и других, наиболее популярна в нашей стране сегодня кооперация потребительская. Об истории, сегодняшнем дне и перспективах такой формы торговли и производства – наш материал.

Разбудили не только Герцена...

Считается, что первое потребительское общество в России, «Большая артель», основала в марте 1831 года в Петровском заводе (Забайкалье) группа высланных туда декабристов, среди которых были Дмитрий Завалишин, Иван Пущин, Александр Одоевский, Пётр Муханов. Чтобы создать себе уровень жизни, близкий к тому, к которому привыкли в столицах, сосланные дворяне нанимали местного жителя, который привозил им нужный товар из более крупного поселения, чем то, в котором они жили. Со временем и заказчики, и доставщик стали докупать ещё и дополнительные товары для продажи в своём селе.В основе своей эта схема действует и сейчас: в райкоопах работают местные жители, которые закупают (либо производят), привозят и продают товары своим односельчанам.

От порождения нужды – к доктрине продовольственной безопасности

Потребкооперация в нынешнем своём виде в нашей стране существует с апреля 1924 года.Во времена НЭПа активнее развивалась кооперация мелких производителей, прежде всего кустарных артелей, стремящихся восполнить тотальный дефицит товаров. В более позднее время её развитие пошло в сторону торговли и заготовительной деятельности.

– Потребкооперация – дитя нужды, – считает председатель совета Свердловского облпотребсоюза Виктор Волянский, – она появилась для выживания в условиях ограниченности ресурсов. Тем не менее она выдержала проверку временем. В годы войны, например, она очень много помогала фронту, да и в мирные времена продолжает играть существенную роль в обеспечении людей  необходимыми товарами.

Потребкооперация сегодня — это именно форма обслуживания сельских жителей. Во-первых, потому, что не всякий сетевой магазин зайдёт в деревню, в которой проживает даже две тысячи человек, не говоря о поселениях с ещё меньшим числом жителей. Во-вторых, товары, особенно продовольственные, в кооперативных магазинах могут отличаться в лучшую сторону от предлагаемых теми же сетевиками, особенно если потребительское общество сотрудничает с заготконторами и перерабатывающими цехами.

Это особенно актуально в условиях, когда Россия ужесточает требования к поступающему на внутренний рынок продовольствию и реализует доктрину продовольственной безопасности, целью которой является защита граждан от некачественных продуктов.

Виктор Волянский уверен, что потребкооперация на селе имеет в нашей стране хорошие перспективы для развития, но сегодня основной её проблемой является нехватка кадров, поскольку близлежащие города вытягивают из сёл рабочую силу. Бывает, что в селе сложно найти даже продавца или водителя, не говоря уже о таких специалистах, как, например, программист.

Для сельских магазинов потребкооперации бывает сложно найти продавца Фото: Галина Соловьёва

Опубликовано в №119 от 4.07.2020.

Областная газета Свердловской области