Каким будет внешний облик Екатеринбурга к 2041 году?

Набережная

Сегодня в Екатеринбурге можно увидеть и памятники архитектуры прошлых веков, и небоскрёбы, и здания необычной формы. Фото: Галина Соловьёва

Мэрия Екатеринбурга приступила к разработке нового Генерального плана развития города. Его смело можно назвать документом будущего уральской столицы, ведь горизонт планирования рассчитан аж до 2041 года. На что опираются чиновники в застройке уральской столицы? Будет ли город разрастаться вширь или все градостроительные перспективы сконцентрированы вокруг центра? И зачем разрабатывать новый Генплан взамен уже действующего? Ответы на эти вопросы «Облгазете» дал заместитель главы Екатеринбурга по вопросам капитального строительства и землепользования Алексей БИРЮЛИН.

Сохраняя габариты

– Алексей Владимирович, в какие документы стоит заглянуть жителям, чтобы узнать, каким станет Екатеринбург через пять или десять лет?

– Основных документов два – существующий Генеральный план развития Екатеринбурга и новая стратегия развития города, разработанная на его основании. Генплан принят до 2025 года, а стратегия утверждена городской думой в мае 2018 года до 2030 года. Поэтому возникла необходимость актуализировать Генплан. В обсуждении документа принимают участие архитекторы и строители, представители власти и общественности. Теперь горизонт планирования – до 2041 года. Это требование Градостроительного кодекса России.

– Чем новый Генплан будет отличаться от предыдущего?

– Прежде всего, подходом к транспортной инфраструктуре. В действующем Генплане предусматривалось строительство большого количества транспортных развязок. Это финансово затратный и экстенсивный способ решения проблемы пробок. Развязка помогает увеличить пропускную способность перекрёстка, но через пару лет количество машин вырастет, и этой развязки снова будет не хватать. Бороться надо не со следствием, а с причиной – излишним автомобилепользованием. А для этого нужно развивать общественный транспорт, создавать удобную среду для пешеходов и велосипедистов – этому и отдан приоритет. В новых микрорайонах сделать это легче: пример тому – Академический. В старых районах надо искать варианты. Например, вписывать в существующую застройку велосипедную инфраструктуру.

– Сегодня много спорят о том, надо ли сохранять компактность города. Должен ли он расти вширь?

– Мы считаем, что город должен развиваться в нынешних габаритах, иначе придётся тратить огромные ресурсы, чтобы обеспечивать новые территории инженерной инфраструктурой, транспортом, социальными объектами. Внутри Екатеринбурга есть территории, которые можно использовать более эффективно: обновлять жилой фонд, благоустраивать общественные пространства, максимально использовать потенциал действующих школ и детских садов. Как пример – школы № 40 и № 41: старые здания демонтировали, а на их месте будут построены новые, с большей вместимостью.

Принцип полицентричности города однозначно сохраняется. Сегодня Екатеринбург разделён на 57 планировочных районов. И такая система позволяет видеть проблемы каждого района: сколько людей там живёт, сколько жилья необходимо построить, какова потребность в учебных заведениях и прочее. Эта аналитика и ляжет в основу нового Генплана.

– А как быть с зелёными зонами города, которые в последнее время стали предметом пристального внимания общественности?

– Создание водно-зелёного каркаса Екатеринбурга – ещё один приоритет в новом Генплане. Это единая система общественных пространств – парков, скверов, бульваров, набережных. Как они будут меняться и где ещё появятся благоустроенные зелёные зоны отдыха – всё это учитывается в документе. Главные принципы – комфорт горожан, экологичность, идентичность существующему ландшафту. Недавно губернатор региона Евгений Куйвашев поручил провести конкурс проектов по благоустройству набережной реки Исеть на всём её протяжении. Это основная градостроительная ось, вокруг которой создаются места отдыха и досуга жителей. Проекты благоустройства отдельных участков набережной есть. Но их нужно интегрировать в общую концепцию – либо дорабатывать, либо исключить совсем и разработать новые. Это серьёзная задача.

Дело добровольное

– Весной мэрия Екатеринбурга объявила о создании нового архитектурно-градостроительного совета. Зачем он нужен?

– Ранее работали два совета – архитектурный и градостроительный, действовали как самостоятельные органы. Первый рассматривал архитектурные решения объектов капитального строительства, второй – проекты планировки и межевания территорий. Поработав в таком формате, мы поняли, что у советов много перекрёстных вопросов. Поэтому глава Екатеринбурга принял решение их объединить. Кстати, две трети состава совета – архитекторы и градостроители, и только одна треть – чиновники. Совет практически сформирован и скоро приступит к работе.

– Какими стандартами сегодня руководствуются застройщики при разработке проектов зданий? И обязаны ли они согласовывать свои планы с мэрией?

– Сегодня в правилах землепользования и застройки Екатеринбурга предусмотрен добровольный способ согласования архитектурно-градостроительного облика зданий. У застройщиков есть возможности заказать архитекторам крупные и оригинальные проекты. Задача администрации – сохранить баланс, чтобы эти проекты всё-таки вписывались в городскую среду, особенно если речь идёт об историческом центре города. Это так называемый «утюг» в границах улиц Московская – Челюскинцев – Восточная – Фурманова. И эти вопросы решаются посредством переговоров, либо в судебном порядке. На государственном уровне этот процесс, к сожалению, не урегулирован – кроме исторических поселений. Поэтому в ряде городов, как, например, в Саратове и Калининграде, уже разработаны объёмно-пространственные регламенты – документы, которые регулируют внешний облик будущей застройки. В перспективе такой документ появится и в Екатеринбурге.

Слово эксперту

Андрей МОЛОКОВ,главный архитектор Екатеринбурга:

  • О стилевом многообразии

– В Екатеринбурге есть примеры застройки 60-х – 80-х годов прошлого века: Пионерский посёлок, Парковый микрорайон, ЖБИ, Ботаника. Там архитектура серийная, одинаковая, и это минус. Сейчас застройщики от этого уходят: отдают заказы разным архитектурным бюро, приходят к стилевому разнообразию. Чем ценен наш город? Он богат своей средой, где отражены все стили, которые доминировали в то или иное время. И это разнообразие – наш визуальный комфорт.

  • О компактности города

– Екатеринбург – действительно самый компактный город-миллионник. Наш центр сформировался с самого основания города. И дальше «лучи» улиц, которые расходились, уже задали ту планировочную структуру, которая сейчас наполняется. Даже если идёт замена старого на новое, то она, как правило, не ломает общую картину. У нас сейчас застройка в новых кварталах идёт двумя путями: мы или укрупняем планировочную структуру (улочки и переулки выпадают), или пытаемся её сохранить.

  • О согласовании с мэрией

– В начале 1980-х годов проекты строительства в Екатеринбурге согласовывались с Москвой. Почему? Тогда все деньги проходили через столицу и выделялись регионам централизованно. Кто выделял, тот и проверял. Сейчас этого нет. Если говорить про муниципальные объекты, то всё согласовывается с администрацией Екатеринбурга – от концепции до завершённого проекта. Если застройщик – частный, то он ограничен параметрами своего участка. И мы смотрим, соответствует ли проект этим параметрам и вписывается ли он в окружающую среду. Всё решается на уровне архитектурно-градостроительного совета или союза архитекторов, где по инициативе застройщика ведущие архитекторы города дают ему рекомендации.

  • О сохранении фасадов

– Сегодня действует областной закон №52 – в нём прописана ответственность владельцев жилых многоэтажных зданий за изменение фасада. Есть процедура рассмотрения паспортов фасадов: администрация согласовывает эскизный проект, далее разрабатывается проектная документация и строится объект. После окончания стройки разрабатывается паспорт фасада объекта, и мы проверяем его на соответствие эскизному проекту. Согласовываем, после чего происходит сдача объекта в эксплуатацию. Но, к сожалению, эта процедура не является общепринятой. Из-за пробелов в законодательстве застройщик при желании может сдать объект без согласования паспорта фасада.

  • О реке как связующем звене

– Наша река Исеть небольшая по протяжённости. Она объединяет город, набережная становится местом притяжения горожан. Есть проект «от ВИЗа до НИЗа» – это водно-зелёный каркас города. И архитектурные связи вдоль воды формируются уже сейчас. Нужно делать проходы под мостами, например, на улице Куйбышева и Малышева, чтобы связать участки на одном уровне. Когда всё это будет, горожане смогут ездить на работу на велосипеде – от Химмаша до ВИЗа за 40 минут. Идея водно-зелёного каркаса была заложена ещё в Генплане 1972 года. Река Исеть – одно из главных преимуществ Екатеринбурга.

Подготовлено в соответствии с критериями, утверждёнными приказом Департамента информационной политики Свердловской области от 09.01.2018 №1 «Об утверждении критериев отнесения информационных материалов, публикуемых государственными учреждениями Свердловской области, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляет Департамент информационной политики Свердловской области, к социально значимой информации».

  • Опубликовано в №152 от 20.08.2020 под заголовком «Не вширь, а ввысь»
Областная газета Свердловской области