Сотрудничество Китая и России определило облик современной геополитики

Заседание Совета глав государств-членов ШОС 10 ноября 2020 года.

Масштабное празднование 20-летия ШОС состоялось во время саммита организации в Душанбе 17 сентября 2021 года Фото: Секретариат ШОС

В нынешнем году Шанхайской организации сотрудничества исполнилось 20 лет. Эта постоянно действующая международная организация, основанная в Шанхае 15 июня 2001 года лидерами Китая, России, Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Узбекистана, стала одним из ведущих интеграционных объединений на евразийском пространстве. О том, как происходило становление ШОС и какие дивиденды получила от этой кооперации Свердловская область, в интервью «ОГ» рассказала руководитель Центра региональных компаративных исследований Института экономики УрО РАН доктор экономических наук Елена АНДРЕЕВА.

Конкуренция цивилизаций

– Елена Леонидовна, что послужило причиной для создания ШОС?

– ШОС предполагает участие Китая и России в качестве двух ведущих мировых цивилизаций. Если подойти к пониманию мироустройства широко, то сегодня мы пребываем в состоянии всеобъемлющей трансформации разных сфер жизни, в том числе это касается интеграционных процессов. Такие экономические объединения, как Европейский союз или НАФТА (Североамериканское соглашение о свободной торговле 1992 года между Канадой, Мексикой и США.Прим. ред.), существуют со второй половины XX века: за это время многие из них перестали определять развитие глобальной экономики. Вполне естественно, что на смену им пришли новые модели международного сотрудничества, прежде всего на основе интеграции стран Евразии, Южной Америки и Азиатско-Тихоокеанского региона. Кроме того, после развала Советского Союза в мире сформировалась и продолжает господствовать установка на гегемонию США в мирохозяйственных связях. Сегодня мы это видим на примере торговой войны американцев с КНР. Поэтому в начале текущего столетия встал вопрос о позиционировании других государств в мировой экономике. Одна из тенденций — это повышение роли и значимости развивающихся стран, к которым пока относится Китай.

– Но это только пока: КНР по многим показателям уже обходит Америку.

– Да. Например, по объёму экспорта он находится на первом месте в мире, как и по ВВП по паритету покупательной способности, и по индексу глобальной конкурентоспособности промышленности. Китай имеет все исторические и цивилизационные основания на занятие определяющих позиций в мировой экономике, как и Россия. Конечно же, США тоже останутся ведущим игроком, но, в отличие от наших стран, они достигают поставленных целей любыми средствами, что зафиксировано в их государственных стратегиях. Поэтому нам так важно иметь интеграционное объединение, которое будет хотя бы уравновешивать Америку. Если говорить о ШОС, то первоначально она была ориентирована на сотрудничество в сфере безопасности и представляла собой противовес НАТО. Но с годами взаимодействие стало шире: теперь его развитие определяют социально-экономические, научно-образовательные и культурно-гуманитарные связи. В их основе лежат общность территориальных границ, исторический опыт и совместные инфраструктурные проекты. В мировой экономике важен паритет сил — этого ШОС как раз и добивается.

Интеграция государств

– Какова доля в мировой экономике стран, входящих в ШОС?

– Объём мировой экономики по итогам 2020 года составил около 84,5 триллиона долларов США, на страны – члены ШОС – Китай, Россию, Индию, Иран, Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Пакистан и Киргизию – приходится порядка 22,8 процента от общей суммы. В 2001 году эта цифра равнялась 6,7 процента. Это хороший показатель, который достигнут прежде всего за счёт Китая: его вклад в мировой ВВП составляет около 17,4 процента. У России он существенно ниже – всего 1,7 процента. Это сопоставимо с Бразилией, но наши страны и близко нельзя сравнивать по уровню социального развития, хотя по основным экономическим показателям мы похожи. Но в рамках ШОС мы с Китаем всегда будем основополагающими странами. Нужно понимать, что для всех видов интеграционных объединений, в том числе Евросоюза, характерна экономика разных скоростей. Есть ведущие страны, а есть отстающие, но в целом происходит выравнивание и повышение уровня экономики и качества жизни. В этом и состоит цель любой интеграции. В ЕС подобные механизмы очень хорошо отработаны, ШОС тоже к этому идёт.

– Один из них связан с дедолларизацией китайской и российской экономик?

– Безусловно. Вопросы финансового взаимодействия наших стран нашли отражение в российско-китайском Договоре о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве, подписанном через месяц после создания ШОС. На саммите организации в 2014 году в Душанбе была достигнута договорённость о формировании Фонда развития (Специального счёта) и Банка развития, а также заключено соглашение между Банком России и Народным банком Китая о свопе (торгово-финансовая операция в виде обмена разнообразными активами.Прим. ред.), позволяющем нарастить использование национальных валют во взаиморасчётах. Дополнительно в 2015 году было подписано соглашение между Российским фондом прямых инвестиций и китайской компанией «CITIC Merchant» о создании Российско-китайского инвестиционного банка. В результате этой работы доля расчётов в национальных валютах между Китаем и Россией выросла в 2020 году до 25 процентов, хотя семь лет назад она была в десять раз меньше. Отказ от доллара позволит нашим странам нарастить товарооборот и удешевить финансовые операции.

Заседание Совета глав государств-членов ШОС 10 ноября 2020 года.
До 17 сентября 2021 года полноправными членами ШОС были восемь государств, но на саммите организации в Душанбе их список пополнил Иран Фото: Секретариат ШОС

– Китайский проект «Один пояс — один путь» способствует развитию сотрудничества между странами ШОС? По сути, он представляет собой транспортно-логистический коридор из Азии в Европу, проходящий по территории объединения.

– Да, в 2015 году было заключено соглашение о сопряжении Евразийского экономического союза и китайской инициативы «Экономического пояса Шёлкового пути». А двумя годами позже на Международном форуме «Один пояс, один путь» в Пекине Президент России Владимир Путин отметил: «Необходимо снимать инфраструктурные ограничения для интеграции и создавать систему современных связанных транспортных коридоров… Инфраструктурные проекты, заявленные в рамках ЕАЭС и инициативы «Один пояс, один путь», в связке с Северным морским путём способны создать принципиально новую транспортную конфигурацию Евразийского континента, а это ключ к освоению территории, оживлению экономической и инвестиционной активности». Непосредственно в рамках Евразийского транспортного коридора Москва – Пекин появилась инициатива по строительству высокоскоростной железнодорожной магистрали, которая должна пройти через Екатеринбург и Челябинск. Но из-за экономических сложностей, вызванных пандемией коронавируса, этот процесс пока приостановлен.

Средний Урал и ШОС

– Екатеринбург тоже внёс свой вклад в становление ШОС: в 2009 году у нас прошёл девятый саммит этой организации. Почему местом его проведения была выбрана именно уральская столица?

– Урал — уникальное место. Мы часто говорим, что это граница между Европой и Азией, но психологически более точно сказать, что это связующее звено между двумя частями света. И не только между Западом и Востоком, но и между Севером и Югом. В рамках ШОС на Урале реализуется масса проектов, в том числе по Северному морскому пути, где Китай имеет очень большие интересы, поскольку у него нет выхода к Арктике. Сотрудничество КНР и России будет определять баланс сил в освоении арктического пространства в противовес США, Канаде и странам Северной Европы. И Екатеринбург, будучи столицей Урала, имеет приоритетную позицию в этом плане по сравнению, например, с тем же самым Челябинском. А такие мероприятия мирового масштаба, как саммит ШОС, стимулируют приток инвестиций и массу инфраструктурных изменений. Город приобретает импульс к обновлению и развитию: мы видим это движение, просто гуляя по его улицам. Тот, кто идёт позднее, имеет возможность использовать самое новое и прогрессивное. У Екатеринбурга в этом отношении есть все предпосылки для роста, потому что Москва и Санкт-Петербург всегда были столичными городами, а наш город получил такой шанс только сейчас.

В 2009 году саммит ШОС в Екатеринбурге прошёл при участии Президента России Дмитрия Медведева, председателя КНР Ху Цзиньтао и лидеров других стран – участниц организации Фото: Алексей Кунилов

– Поэтому спустя год после саммита ШОС в Екатеринбурге стали проводить международную промышленную выставку «ИННОПРОМ»?

– Проекты, поддерживаемые Российской Федерацией, предполагают, что регионам нужно дать толчок к развитию, в том числе на уровне проведения международных мероприятий. Выставка «ИННОПРОМ» как раз и является той федеральной площадкой, которая стимулирует приток инвестиций на Средний Урал и определяет перспективные направления сотрудничества региона с зарубежными государствами. В 2015 году страной – партнёром выставки был Китай, а в 2016-м — Индия. Согласно статистике Уральского таможенного управления и данным организаторов ИННОПРОМа, в 2015 году на выставке было представлено 150 китайских компаний-экспонентов, а в 2016-м – 115 индийских. В рамках выставки иностранным гостям показывали свердловское машиностроительное и металлообрабатывающее производство. Посещение предприятий привело к увеличению экспорта в КНР высокотехнологичной продукции: рост в 2015 году по сравнению с предыдущим годом – в два раза, 2017-й к 2016-му — в 3,3 раза. По Индии динамика похожая: 2016-й к 2015-му — в 1,5 раза, 2018-й к 2017-му — в 1,75 раза. При этом в 2016 году экспорт в Китай механического оборудования увеличился в 2,6 раза, а электрического — в 6,4 раза. Это говорит о диверсификации экспорта и вкладе КНР в наше промышленное производство.

– Какова динамика экономического сотрудничества Свердловской области со странами ШОС?

– Несмотря на то что ШОС — структура прежде всего межгосударственная, российские регионы могут самостоятельно налаживать внешнеэкономические связи. У Среднего Урала есть соглашения о сотрудничестве практически со всеми странами ШОС, за исключением Пакистана. Всего их насчитывается более десятка. Первые из них были заключены именно с Китаем – соглашение об установлении побратимских отношений между Свердловской областью и городом Харбином от 22 апреля 1991 года и соглашение о взаимном дружественном сотрудничестве между Свердловской областью и городом Харбином от 23 апреля того же года. В сфере экономики и торговли эти документы предполагали проведение ежегодных ярмарок образцов промышленной продукции, создание совместных предприятий, проектирование и реконструкцию заводов, поставку оборудования. Ну просто великолепно! Ещё 30 лет назад было понимание того, что упор нужно делать на высокотехнологичную продукцию с большой добавленной стоимостью, а не на сырьё — в дальнейшем это подтвердила конъюнктура мировых рынков.

– Насколько увеличился товарооборот между Средним Уралом и Китаем после подписания этих документов?

– Если брать два последних десятилетия, то в это время мировая экономика испытывала периоды роста и падения. И когда во всём мире разразился финансовый кризис 2008 года, ШОС была своеобразной палочкой-выручалочкой — пока в западных странах показатели экономического развития снижались, в странах ШОС они, наоборот, повышались. Эти процессы затронули и внешнеэкономические связи Свердловской области. В 2003 году свердловский экспорт в страны-партнеры по ШОС составлял 857 миллионов долларов (всего экспорт области 3,3 миллиарда долларов США), а в 2020-м экспорт области в страны ШОС  стал порядка 3 миллиардов долларов. За 17 лет — увеличение в три с половиной раза. Если взять 2020 год, то на Китай приходилось 25 процентов нашего экспорта, на втором месте Казахстан — 5,7 процента, на третьем Узбекистан — 4,3 процента, а на четвёртом Индия — 3,8 процента. По импорту структура схожая: на первом месте КНР с одной пятой от всего объёма, на втором Казахстан – 15 процентов, на третьем Индия — 1,1 процента. Причём 80 процентов экспорта в КНР в 2020 году составили металлы и изделия из них, а 12,6 процента — машины и оборудование. Это говорит о конкурентоспособности нашей промышленности.

Не только экономика

– Успехи в экономике влияют на развитие гуманитарных и культурных связей с Китаем?

– Надо отдать должное главам наших государств — Президенту России Владимиру Путину и председателю КНР Си Цзиньпиню, которые очень хорошо понимают значимость и важность нашего сотрудничества не только в экономике, но и в других сферах жизни. Мы являемся стратегическими партнёрами и ведущими мировыми цивилизациями, поэтому интерес друг к другу у нас очень высокий. Это заметно на примере авиасообщения между Свердловской областью и Китаем. Первые регулярные рейсы из Екатеринбурга в Пекин были запущены ещё в 2009 году. На тот момент они выполнялись три раза в неделю, а с 2016 года их частота увеличилась до семи раз в неделю. Тогда же компания «Уральские авиалинии» состыковала рейс Пекин — Екатеринбург с рейсами в Рим, Париж, Копенгаген и Хельсинки. В результате трансферный пассажиропоток вырос в три раза — с апреля по июнь 2016-го по данной программе аэропорт Кольцово обслужил 18 тысяч пассажиров. Я прекрасно помню, как сама летела в Европу на этом рейсе, и почти весь самолёт был заполнен китайцами. Кто-то из них остался в Екатеринбурге, поселился в гостинице, куда-то поехал, купил сувениры: в итоге региональная экономика получает доходы от туризма.

Марафон ШОС в Куньмине, 2019 год.
Наряду с торгово-экономическим сотрудничеством страны ШОС взаимодействуют в сфере культуры и спорта. Одним из самых масштабных мероприятий в рамках организации стал Куньминский марафон ШОС, в котором ежегодно участвуют тысячи спортсменов со всего мира Фото: Станислав Мищенко

– Чем привлекает граждан КНР Свердловская область?

– Китайцы — большие любители путешествий. На Среднем Урале их привлекает особая горнозаводская цивилизация — наследие промышленников Демидовых, Строгановых, Яковлевых. А россиян Китай манит необыкновенно яркой восточной культурой. Чтобы нам лучше понимать соседей, в Екатеринбурге всё большей популярностью пользуются курсы китайского языка, занятия на которых ведут его носители. В свою очередь, в нашем институте и уральских вузах уже не одно десятилетие обучаются аспиранты из КНР. Закономерным итогом сотрудничества в сфере образования и науки стало объявление 2020–2021 годов Годами научно-технического и инновационного сотрудничества России и Китая. Это очень важно в целом для расширения гуманитарных связей между нашими странами. Тем более что Китай в последние годы является мировым лидером в отдельных отраслях знаний, в частности, по количеству суперкомпьютеров он обогнал даже США.

– Какое будущее у ШОС? Дадим американцам жару?

Я была в США, мне очень нравятся, например, их музеи с великолепной коллекцией живописи импрессионистов. У этой страны есть капитал, и они могут его вложить на приобретение выдающихся мировых произведений культуры. Но потребность в идеях и прогрессивных целевых установках всё же является определяющей. У американцев есть коммерческая жилка – этому нам стоит поучиться у них. Но сегодня одними лишь деньгами ничего не достичь. Мы талантливейшие люди, у нас постоянно появляются кулибины, и мы можем действительно многое сделать. У Китая уровень доходов, исходя из ВВП на душу населения, гораздо ниже, чем у США. При этом КНР, как и мы, обладает большими амбициями: у нас гораздо лучшая обеспеченность природными ресурсами, которые необходимы для высокотехнологичного развития. Объединёнными усилиями КНР и России проще решать эти задачи. Вместе с тем недостаточно просто осознавать себя лидерами, вопрос в том, насколько мы действительно готовы к изменениям на всех уровнях. Если ШОС сможет динамично реагировать на происходящие в мире события, она сможет стать определяющим объединением не только в Евразии, но и во всём мире. Всё необходимое для этого у нас есть.

ДОСЬЕ «ОГ»

Елена Андреева родилась в 1970 году в Челябинске. В 1987 году поступила в Свердловский институт народного хозяйства (ныне Уральский государственный экономический университет. – Прим. ред.), который окончила с красным дипломом. В 1990-1991 годах обучалась в Марбургском университете, в 1993-1994 годах – в Техническом университете г. Мюнхена (Германия) по специальности «Экономика предприятия». С 1992 года училась в аспирантуре и докторантуре родного вуза: в 1995 году защитила кандидатскую диссертацию, спустя десять лет — докторскую. С 2006 года - руководитель сектора, а затем Центра региональных компаративных исследований Института экономики УрО РАН. Профессор РАН, автор многочисленных статей и монографий, в том числе в зарубежных научных журналах. Свободно владеет немецким и английским языками. Награждена почётными грамотами Законодательного собрания Свердловской области и регионального министерства промышленности и науки.

Андреева Елена Леонидовна – руководитель центра региональных компаративных исследований
Елена Андреева считает, что у ШОС есть все шансы, чтобы в перспективе стать ведущим интеграционным объединением в мире Фото: Галина Соловьёва

Справка «ОГ»

Шанхайская организация сотрудничества основана 15 июня 2001 года в Шанхае лидерами Китая, России, Казахстана, Таджикистана, Киргизии и Узбекистана. В июне 2002 года на саммите глав государств – членов организации в Санкт-Петербурге была подписана Хартия ШОС – базовый уставный документ, фиксирующий цели и принципы организации, её структуру и основные направления деятельности. Летом 2017 года полноправными членами ШОС стали Индия и Пакистан, а в сентябре 2021 года к ним присоединился Иран. К основным целям ШОС относятся укрепление взаимного доверия и добрососедства между странами-участницами, содействие их эффективному сотрудничеству в политической, торгово-экономической, научно-технической и культурной областях, а также в сфере образования, энергетики, транспорта, туризма и защиты окружающей среды, совместное обеспечение и поддержание мира, безопасности и стабильности в регионе, продвижение к созданию демократического, справедливого и рационального нового международного политического и экономического порядка.

  • Опубликовано в №200 от 27.10.2021 

Опубликовано на правах рекламы

Областная газета Свердловской области