Первопроходцы индустрии

«Железный Озон 32» – одно из самых технологически оснащённых производств металлургического комплекса России. Фото Алексея Кунилова.

«Железный Озон 32» – одно из самых технологически оснащённых производств металлургического комплекса России. Фото Алексея Кунилова.

То, что Урал – опорный край державы, думается, в России известно не только свердловчанам. Об этом говорят и размер нашей доли в ВВП страны, и вклад в оборонку, и многочисленные технологии в самых разных отраслях промышленности, разработанные и внедрённые на среднеуральской земле. Так что немало слов «впервые» и «самый большой в стране, мире» справедливо относятся к уральской индустрии и её флагманам.

Нижнетагильские первопроходцы

НТМК первым в СССР построил конвертерный цех, освоил выплавку чугуна из ванадийсодержащего сырья, разработал оригинальную технологию термообработки рельс, построил первую машину непрерывного литья заготовок.

В конце 80-х годов ХХ века НТМК достиг наивысших показателей по производству продукции.

На комбинате работает единственный в России и СНГ универсально-балочный стан по выпуску широкополочных балок и колонных профилей с высотой профиля от 150 до 1000 мм. Производительность стана— 1,5 миллиона тонн в год.

Рекорды крылатого металла

Корпорация ВСМПО-АВИСМА – единственный в мире вертикально интегрированный производитель титана.

В 1959 году вводится в строй действующих кузнечно-прессовый корпус, оснащённый уникальными горизонтальными и вертикальными прессами, среди которых крупнейший в мире – усилием 75 тысяч тонн.

В 1968 году в эксплуатацию вводится литейный цех по выплавке крупногабаритных титановых слитков, предназначенных для создания нового поколения атомных подводных лодок. Завод, по существу, становится не только производственным, но и одним из основных научно-исследовательских центров в области развития титанового производства.

В 1976 году на заводе был выплавлен крупнейший в мире титановый слиток массой 15 тонн.

К концу 80-х годов ВСМПО стало крупнейшим поставщиком титановых полуфабрикатов не только в стране, но и в мире. Количество выплавляемых им титановых слитков превышало количество, производимое всем остальным миром, в полтора раза.

Уральский «гранит» способен тащить сто вагонов. Фото Алексея Кунилова.

Полторы Эйфелевых башни для «белой металлургии»

В ноябре 2010 года Первоуральский новотрубный завод (входит в компанию ЧТПЗ) запустил в эксплуатацию новый современный электросталеплавильный комплекс «Железный Озон 32» для выпуска заготовки для производства бесшовных труб.

Особенность комплекса в том, что он отвечает самым высоким экологическим требованиям. И название «Железный Озон 32» символизирует, с одной стороны, производство, с другой – чистоту окружающей среды. Система газоочистки цеха позволяет улавливать 99,9 процента вредных веществ. «Железный Озон 32» – один из крупнейших инвестиционных проектов в оте-чественной металлургии и Свердловской области. Объём инвестиций – около 19 миллиардов рублей, из которых около одного миллиарда было направлено на экологическую составляющую.

Электросталеплавильный комплекс «Железный Озон 32» компании ЧТПЗ является одним из самых технологически оснащённых производств металлургического комплекса России. Один рабочий будет выпускать 3400 тонн стали в год, что в три раза больше, чем на среднем металлургическом предприятии в России.

Масштаб строительства – площадь всего комплекса занимает 80 тысяч квадратных метров – это 16 футбольных полей. На строительство потребовалось 90 тысяч кубометров монолитного бетона и 12 тысяч тонн металлоконструкций (1,5 Эйфелевых башни), а протяжённость инженерных сетей составила 714 километров.

Лист уникального размера

Каменск-Уральский металлургический завод (ОАО «КУМЗ») – одно из ведущих предприятий спецметаллургии, самое крупное в составе Группы СУАЛ, производитель алюминиевой продукции высокого передела для высокотехнологичных и наукоёмких отраслей промышленности.

Многие достижения в области металлургической технологии, научные разработки и технические решения проходили своё промышленное опробование на КУМЗе: разработка и освоение алюминиево-литиевых сплавов, создание высокоэффективных жаропрочных материалов, полученных методом порошковой металлургии, освоение технологии производства труб из уникальных сплавов и бурильных труб из сплава 2024.

С развитием в стране программы освоения космоса завод одним из первых приступил к выполнению заказов космической промышленности. Продукция завода использовалась в космических кораблях «Восток», «Восход», «Буран», в орбитальных станциях «Салют» и «Мир», ракетах-носителях «Протон», транспортных кораблях «Союз» и «Прогресс». Завод участвовал в создании Международной космической станции и в программе «Морской старт».

В 2014 году будет введён в строй цех холодного проката – первая очередь нового прокатного комплекса.

Объём инвестиций по проекту «Прокатный комплекс» составляет 23 миллиарда рублей. Проект и строительно-монтажные работы выполняют институты и строительные организации Уральского региона.

Проект по своей технико-технологической оснащённости превосходит российские и европейские аналоги. Его реализация позволит обеспечить поставки качественно новых (по геометрии и номенклатуре) полуфабрикатов, увеличить долю российских изделий из самых современных алюминиевых и алюминиево-литиевых сплавов до не менее 20 процентов от общего объёма поставок алюминиевых полуфабрикатов для ведущих отечественных и зарубежных авиастроительных корпораций.

Сегодня основными поставщиками плит и листов для российской авиации выступают европейские компании (в среднем около 75 процентов объёмов поставок). Целью проекта является обеспечение российской и мировой авиации, космических программ, ракетной техники и судостроения листами и плитами из алюминиевых сплавов шириной до 3,8 метра и длиной до 32 метров, чего пока не умеют делать нигде в мире.

«Гранитный» рекорд

В августе 2011 года новый электровоз «Гранит» 2ЭС10 установил рекорд грузоподъёмности для российских железных дорог. Он проехал через Уральские горы с грузом в девять тысяч тонн. Это произошло впервые, когда груз такого веса был перевезён из европейской части страны в азиатскую.

«Гранит» построен ООО «Уральские локомотивы» совместно с немецким концерном Siemens. Первый образец «Гранита» вышел из заводских ворот в ноябре 2010 года. Аналогов «Граниту» на пространстве 1520 (ширина колеи в России и СНГ) не существует. В двухсекционном варианте он в 1,65 раза мощнее основного грузового локомотива России ВЛ11. В поставке деталей и узлов для нового электровоза участвуют более 100 российских предприятий.

«Уральские локомотивы» до 2016 года по заказу «РЖД» выпустят 221 локомотив этой серии.

Сюжет

80 лет Свердловской области
Для региона – это пора расцвета, время смелых и масштабных преобразований

Областная газета Свердловской области