Дух Шёлкового пути

Председатель КНР Си Цзиньпин (в центре) представляет один из проектов современного Шёлкового пути — железную дорогу Чунцин — Дуйсбург длиной 11 000 километров. Фото: russiancouncil.ru

Председатель КНР Си Цзиньпин (в центре) представляет один из проектов современного Шёлкового пути — железную дорогу Чунцин — Дуйсбург длиной 11 000 километров. Фото: russiancouncil.ru

В 2013 году, во время своих визитов в Казахстан и Индонезию, Председатель КНР Си Цзиньпин выдвинул инициативы совместного с другими странами формирования «Экономического пояса Шёлкового пути» и «Морского Шёлкового пути ХХI века». Эти две инициативы (именуемые ещё «Экономический пояс» и «Морской путь») — важный шаг Китая в углублении реформ и открытости, в укреплении сотрудничества с соседними странами. Они получили большой резонанс во всём мире. Чем же было вызвано появление этих инициатив и в чём их суть?

Великий маршрут древности

Две тысячи лет назад трудолюбивые и умные народы, живущие на евроазиатском континенте, открыли несколько торговых путей, соединявших азиатскую, европейскую и африканскую цивилизации и позже получивших общее название «Великий Шёлковый путь». Несмотря на то, что Евразия в истории многократно испытывала крещение огнём и мечом, на Шёлковом пути никогда не иссякал поток караванов. Торговцы, мудрецы, посланники преодолевали неимоверные препятствия и трудности, минуя бесчисленные реки и горы. Вдоль этого древнего пути находились различные страны — и большие, и малые. И все без исключения получили от него большую пользу. Благодаря этому пути Китай научился многому у других народов, и другие народы, в свою очередь, заимствовали у Китая тоже немало. По Шёлковому пути интенсивно шёл обмен товарами, достижениями, идеями. Это содействовало экономическому, культурному и социальному прогрессу всех стран, диалогу и сближению цивилизаций.

В ХХI веке, когда лейтмотивом времени стали мир, развитие и сотрудничество и когда значительно осложнилась международная и региональная обстановка, дух Шёлкового пути особенно важен. Если наши предки две тысячи лет назад сумели наладить такие взаимоотношения — уважение друг друга, равноправие и взаимная выгода, превращение войны в мир, то нам тем более следует унаследовать эти ценные качества.

Азии необходимо сотрудничество

Азия сегодня — мотор роста мировой экономики, прочный оплот формирования многополярного мира и экономической глобализации. В то же время она встала лицом к лицу с различными вызовами, и старыми, и новыми. Евразийские страны, переживающие ключевой этап экономической трансформации и модернизации, оказались перед необходимостью наращивать внутренний спрос, создавать новые источники экономического роста, увеличивать внутренние драйверы экономики.

К сожалению, региональное сотрудничество в Азии ещё не так развито, как в Европе и Северной Америке. Большая разница в уровнях развития отдельных её час-тей и слабые связи между странами составляют немалое препятствие. Проекты «Экономический пояс» и «Морской путь» как раз и сумеют соединить все субрегионы Азии, в частности Центральную, Южную, Юго-Восточную и Западную. Это будет способствовать взаимодополнению и обмену преимуществами между странами, налаживанию азиатской цепочки производства и предложения товаров, ценообразования.

Реализация проектов «Экономический пояс» и «Морской путь» должна принести следующую отдачу:

  • улучшение бизнес-среды в странах и регионе в целом;
  • цивилизованное, свободное перемещение и распределение экономических факторов региона;
  • развитие внутриконтинентальных стран и отдалённых районов;
  • уменьшение производственных издержек и снятие барьеров для торговли и инвестиций;
  • увеличение динамики реформ и внешней открытости всех стран в регионе.

Отношения с соседями — приоритет Китая

Несмотря на колоссальные успехи китайской политики реформ и открытости, развитие нашей страны остаётся недостаточно сбалансированным. Этот дисбаланс проявляется прежде всего в различном экономическом уровне восточных регионов, центральной и западной частей страны.

В течение более чем 30 лет Китай открывался в основном на Восток. Сегодня, когда мы поворачиваемся, то видим на западном пространстве обширный рынок Евразии. Вот почему на третьем пленуме ЦК КПК 18-го созыва было принято решение расширять и ускорять открытость внутренних и приграничных регионов Китая. В результате будет создан внешнеэкономический коридор, который проходит через восточные, центральные и западные провинции, связывая Север и Юг страны. Активнее работать предстоит и восточным приморским провинциям — эффективно использовать имеющиеся преимущества, ускорять создание зон свободной торговли с сопредельными странами, углублять морское экономическое сотрудничество. Таким образом проекты «Экономический пояс» и «Морской путь» будут способствовать формированию новой архитектуры всесторонней открытости Китая.

Хорошо известно, что во внешней политике Китая сопредельным странам отведено приоритетное место. С ними мы стремимся укреплять политические контакты, экономические связи, углублять сотрудничество в сфере безопасности и гуманитарной области. Китай привержен дружественным и партнёрским отношениям с соседями и заинтересован в спокойствии и процветании соседних стран. Мы стремимся путём формирования «Экономического пояса» и «Морского пути» более активно участвовать в международных делах и делах сопредельных регионов в духе доброжелательности и взаимной выгоды. При этом важно не вмешиваться во внутренние дела друг друга, не претендовать на доминирующее положение.

«Экономический пояс» и «Морской путь» — это концепция развития, а вовсе не какой-то субъект или механизм. Реализация этих инициатив будет в полной мере опираться на уже существующие двусторонние и многосторонние механизмы сотрудничества Китая с другими странами. Такие как, например, ШОС, АТЭС, Китай — АСЕАН. Заинтересованные стороны могли бы сопоставить различные существующие проекты и соединить их в пакет, добиваясь таким образом эффекта «Один плюс один — больше двух».

География для участия в «Экономическом поясе» и «Морском пути» тоже открыта. Присоединиться к этим инициативам могут страны, издревле расположенные на сухопутном и морском Шёлковых путях, и дружественные государства — соседи Китая. В первую очередь это страны Центральной Азии, Россия, страны Южной и Юго-Восточной Азии. Весьма вероятно в перспективе подключение к этому процессу государств Ближнего Востока, Восточной Африки и даже стран Европы.

Россия — надёжный партнёр

Некоторые участки древнего Шёлкового пути проходили по территории России. Россия — как великая мировая держава — является традиционно влиятельной страной на континенте, и в особенности в Центральной Азии.

Россия — добрый сосед, хороший друг и надёжный партнёр Китая. Она — ещё и наш незаменимый партнёр в совместном строительстве «Экономического пояса Шёлкового пути». Некоторые ныне осуществляемые проекты китайско-российского сотрудничества (например, нефте- и газопроводы, железнодорожная магистраль «Чунцин — Синьцзян — Европа», международная автомагистраль «Западный Китай — Западная Европа», развитие российского Дальнего Востока и Восточной Сибири с участием Китая) можно было бы сочетать со строительством «Экономического пояса Шёлкового пути». Ведь в этом кроются общие интересы Китая и России!

Нельзя не согласиться с тем, что отношения между Китайской Народной Республикой и Российской Федерацией сейчас — наилучшие за всю свою историю. Главы наших государств поддерживают постоянные контакты и обращают самое серьёзное внимание на развитие сотрудничества и стратегического партнёрства между нашими странами. В прошлом году взаимный товарооборот достиг почти 90 миллиардов долларов, а в этом его предполагается увеличить до 100 миллиардов.

В реализации проекта «Экономический пояс Шёлкового пути», безусловно, найдут своё место Свердловская область и Екатеринбург. Ваш регион — мост между Европой и Азией, важный промышленный, транспортный, научный и культурный центр России.

У Свердловской области — давняя история отношений с Китаем. В нашей стране хорошо знают такие предприятия, как Уралмаш и Уралхиммаш, которые в 50-е годы прошлого века помогали становлению китайской промышленности. Сотрудничество с уральскими машиностроителями продолжается и сейчас.

Ещё в начале 90-х годов было подписано первое соглашение Свердловской области с регионами Китая. Это был документ об установлении побратимских связей между Средним Уралом и городом Харбином. С тех пор сотрудничество стало развиваться очень интенсивно.

Сегодня существует прямое авиасообщение между Екатеринбургом и Пекином, Екатеринбургом и Харбином. Немало китайских студентов обучаются в уральских вузах, а ваши туристы всё чаще предпочитают отдыхать в Китае. Растут показатели внешней торговли.

Из Китая в Свердловскую область активно поставляются оборудование, средства транспорта, металлы, химическая продукция, текстиль. Из вашего региона в нашу страну экспортируются в основном минеральная продукция и металлы. На наш взгляд, Средний Урал (и Россия в целом) не должны ограничиваться ролью поставщика сырьевых товаров, вашей стране вполне по силам повысить долю высокотехнологичной продукции в своём экспорте.

Укреплению связей между нашими странами будет способствовать международная промышленная выставка «Иннопром», официальным партнёром которой в этом году выступает Китай. Интерес к выставке проявляет множество крупных китайских компаний — в сферах машиностроения, авиастроения, строительства. Сектор телекоммуникаций будет представлен такими ведущими китайскими корпорациями, как «ЗТЕ» и «Хуавей». Мы ожидаем, что численность китайской делегации на выставке превысит тысячу человек, а итогом форума станут новые взаимовыгодные контракты.

...Реализация инициатив «Экономический пояс» и «Морской путь» — процесс долгий, всё сразу не выполнишь. Тут требуется кропотливая и терпеливая работа по принципу «Начинать с лёгких вопросов и постепенно переходить к более трудным». Если древний Шёлковый путь в основном был путём товарного обмена, то «Экономический пояс» и «Морской путь» являются гораздо более многогранными. Трудно даже перечислить все сферы, сотрудничество в которых могло бы дать большую пользу. Это сельское хозяйство, наука и техника, традиционная и высокотехнологичная производственная индустрия и сервис. Стороны должны ускорить продвижение проектов в области авто- и железных дорог, авиации, речных и морских перевозок, разработки энергоресурсов, строительства трубопроводов и многих других.

«Экономический пояс» и «Морской путь» — дело не только Китая. Это общее дело всех заинтересованных стран. Реализация этих инициатив, включая подготовительную стадию, будет открытой. Тут потребуются конструктивные предложения всех заинтересованных государств. Давайте коллективным умом и трудом откроем новую страницу Великого Шёлкового пути.

Пять аспектов китайских инициатив

Каково же содержание инициатив «Экономический пояс» и «Морской путь»?

  • Во-первых, это согласование политических установок. Стороны могли бы обмениваться мнениями по стратегии и политике экономического развития. Исходя из принципа поисков общей почвы при существующих расхождениях можно было бы осуществлять соединение стратегий экономического развития стран, согласовывать и разрабатывать программы и меры регионального сотрудничества.
  • Во-вторых, развитие транспортного сообщения. В Китае говорят: «Чтобы стать богатыми, надо строить сначала дороги». Такое мнение разделяют во многих странах мира. Китай и соседние страны должны активно совершенствовать транспортную инфраструктуру в трансграничных регионах, постепенно формировать транзитно-транспортную сеть, связывающую субрегионы Азии с Европой и Африкой.
  • В-третьих, стимулирование взаимной торговли. Будут обсуждаться вопросы об упрощении процедур торговли и инвестиций. Цель — ликвидация торговых и инвестиционных барьеров, повышение динамичности региональной экономики, полнейшее раскрытие потенциала торгово-инвестиционного сотрудничества.
  • В-четвёртых, обеспечение бесперебойного денежного обращения. Необходимо продвинуть ведение расчётов в национальных валютах, усилить двустороннее и многостороннее сотрудничество в финансовой сфере, создавать региональные финансовые организации развития, сокращать операционные издержки, посредством региональных соглашений укреплять финансовые системы для противостояния рискам. В конечном счёте всё это повысит конкурентоспособность азиатского региона в мировой экономике.
  • В-пятых, активизация людских контактов. Отношения между странами во многом зависят от близости народов. Совместное строительство «Экономического пояса» и «Морского пути» невозможно без расширения контактов представителей разных профессий, слоёв общества и конфессий, укрепления взаимопонимания и дружбы.

Коммерческая информация опубликована на основании договора №859

Областная газета Свердловской области