«С завершением строительства БН-800 сократятся наши налоговые отчисления в областной бюджет»

Строительство БН-800 (2013 год). Фото: Алексей Кунилов.

Строительство БН-800 (2013 год). Фото: Алексей Кунилов.

Управляющая компания «Уралэнергострой» завершила строительство на Белоярской АЭС энергоблока БН-800 — реактора на быстрых нейтронах мощностью 880 мегаватт. Для Свердловской области процесс его возведения стимулировал развитие технологий, обеспечивал занятость тысяч специалистов и ежегодные поступления миллионов рублей налогов в региональный бюджет. О том, «как жить после БН-800», в интервью «ОГ» рассказал генеральный директор УК «Уралэнергострой» Виктор Суруда.

— Виктор Борисович, что для вашей компании значит объект БН-800, строительство которого велось почти десять лет?

— Это самый знаковый объект, благодаря которому наша компания и состоялась. По современному курсу стоимость нашего контракта — свыше 68 миллиардов рублей. Объект непростой, экспериментальный. Это, можно сказать, мост между прошлым и будущим. Проектировался БН-800 ещё в прошлом веке. Но когда в 2005 году прошёл тендер на его возведение, строительные технологии и техника изменились коренным образом. Исчезла плановая экономика. Генподрядчик и субподрядчики стали не государственными, а частными организациями. Потребовались новые схемы взаимодействия. Нам удалось создать и успешно опробовать модель строительства крупных энергетических объектов в рыночных условиях.

Сейчас идёт процесс приёмки БН-800 со стороны Ростехнадзора и Росатома. Со дня на день ждём подписания актов. После этого реактор сразу же будет запущен, в пределах месяца он наберёт 30 процентов мощности.

— Какими силами был сооружён новый энергоблок БАЭС?

— На стройке трудились сотрудники управляющей компании «Уралэнергострой» и двух десятков её дочерних инженерных и производственных компаний. Работали около 70 субподрядных организаций. Всего набралось порядка 5 000 человек. Субподрядчики были в основном из Свердловской, Челябинской областей и Пермского края. Привлекали преимущественно тех, с кем работали и раньше, ещё во времена треста «Уралэнергострой». Но появлялись и новые. В процессе строительства полтора десятка субподрядчиков оказались несостоятельны для такой ответственной работы, мы их поменяли. Сформировался хороший коллектив исполнителей.

Стоит добавить, что параллельно с возведением БН-800 мы построили ещё пять парогазовых электростанций и два горнодобывающих комбината в Пермском крае.

Приятно сознавать, что накопленный уралэнергостроевцами опыт и умение работать востребованы. Наш пермский филиал сейчас занят сооружением комбината «Еврохим». В Екатеринбурге в рекордные сроки мы заканчиваем начатое в начале 2015 года сооружение ТЭЦ «Академическая».

По контракту Росатома начали строительство экспериментального исследовательского реактора для НИИ атомных реакторов в Димитровграде. Планируем выиграть конкурсы на строительство и других объектов Росатома. Управляющая компания останется в Екатеринбурге, но субподрядчиков придётся приглашать в основном с территорий, где будем вести строительство.

— Налоговые отчисления в бюджет Свердловской области сократятся?

— Разумеется, что с уменьшением объёмов работ в Свердловской области сократятся и налоговые поступления в её бюджет. К большому нашему сожалению, у нас масштабных объектов промышленного строительства на Среднем Урале пока нет.

— Когда ждать начала строительства на Белоярской АЭС реактора БН-1200?

— В августе в Росэнергоатоме прошёл научно-технический совет, где рассматривались перспективы БН-1200. Дело в том, что пока реакторы на быстрых нейтронах носили больше научно-исследовательский, чем коммерческий характер, БН-1200 должен стать коммерческим проектом. Разработчики реактора в этом направлении добились серьёзных успехов. Но задача-то комплексная. Цель этого реактора — не только давать электроэнергию, но и перерабатывая своё топливо, воспроизводить его для реакторов других типов. Это так называемый замкнутый цикл ядерного топлива. Пока никому в мире не удалось реализовать идею его создания, но ближе всех к решению проблемы — российские учёные-атомщики. Если получится, то наша атомная промышленность подтвердит своё мировое лидерство. Поставлена задача решить вопрос с топливной составляющей к 2017 году. После этого реактор БН-1200 должен попасть в дорожную карту строительства.

Кстати

Экспериментальные реакторы на быстрых нейтронах появились в 1950-е годы. В 1960—80-е годы работы по созданию промышленных реакторов на быстрых нейтронах активно велись в США, СССР и ряде европейских стран. К началу 1990-х большинство этих проектов было прекращено из-за риска аварий и высоких эксплуатационных затрат.

Всего в мире разработано около 30 концепций быстрых реакторов, часть из которых была экспериментально отработана «в железе». Но похвастаться готовыми технологиями и безаварийной эксплуатацией промышленных быстрых реакторов сегодня может только наша страна. В 1980-м на Белоярской АЭС начал работать БН-600, по состоянию на сегодня — единственный в мире действующий промышленный реактор на быстрых нейтронах.

Областная газета Свердловской области