Темы дня

ЕЖК держит половину уральского рынка майонеза

Владимир Филипцев: «Общий объём потребления майонеза на Урале в начале года немного упал, но сейчас ситуация стабилизировалась». Фото: Анастасия Баскакова

Владимир Филипцев: «Общий объём потребления майонеза на Урале в начале года немного упал, но сейчас ситуация стабилизировалась». Фото: Анастасия Баскакова

Опубликовано в №192 от 17.10.2015

В советские годы майонез в Свердловской области был в страшном дефиците. Его выдавали по распределению только по большим праздникам. Возможно, поэтому в наши дни этот соус пользуется огромной популярностью. Накануне Дня работников пищевой промышленности, который отмечается 18 октября, о любимом продукте свердловчан в интервью «ОГ» рассказал генеральный директор Екатеринбургского жирового комбината Владимир Филипцев.

Побольше горчички

— Владимир Павлович, как вы думаете, с чем связана такая любовь уральцев к майонезу? Некоторые ни дня не могут обойтись без этого продукта.

— У каждого региона, города есть свои традиции, в том числе гастрономические предпочтения. Так получилось, что Урал — это родина любителей майонеза, а Екатеринбург даже ставит рекорды по потреблению этого продукта (среднестатистический россиянин потребляет 5 килограммов майонеза в год, а уральцы целых 8).

Думаю, основную роль в этом сыграло то, что именно в Уральском регионе находится Екатеринбургский жировой комбинат, а выпускаемый им майонез с самого начала отличался уникальными вкусовыми качествами. Он более острый, в нём больше горчички и уксуса. Поэтому майонез ЕЖК, может быть, лучше подходит к традиционным уральским блюдам — пельмешкам, супам и прочему.

В 1959 году на жировом комбинате были запущены сразу несколько цехов: маргариновый, гидрогенизационный, рафинационный, электролизный и тарный, а также маслосливная станция и парокотельная.

— С чего начиналась работа комбината в советские годы? С майонеза или с другой продукции?

— Строительство жирового комбината в Екатеринбурге началось в 1948 году, а запущен в строй он был спустя 11 лет. Первый маргарин можно было попробовать уже в январе 1959 года. Предприятие даже получило поздравительную телеграмму от делегатов XXI съезда КПСС.

Майонезный цех ЕЖК был пущен в эксплуатацию в 1967 году — для расфасовки масла и производства майонеза. А в 1968 году майонезный цех выдал первую продукцию — сразу три вида этого соуса: «Яичный», «Любительский» и «Провансаль».

А сегодня ассортимент комбината составляет более 100 наименований продукции — это майонезы, соусы, маргарины, спреды, кетчуп, горчица и мыло.

— Вернёмся к майонезу. Что-то изменилось с советских времён в рецептуре, в самой линейке майонезов?

— Таких майонезов, как «Яичный» и «Любительский», давно уже нет на рынке. Это было только в самом начале работы комбината, и уже в 90-е годы производился только «Провансаль».

В наши дни под маркой «Провансаль» ЕЖК производится сам «Провансаль» и расширенная линейка — «Домашний», «Оливковый», «С лимонным соком» и «С перепелиным яйцом». Это то, что пришло к нам из Европы и сейчас пользуется популярностью. Мы расширили линейку, потому что у всех национальных крупных игроков, таких как «Махеев», «Слобода», «Ряба», есть такие вкусы. И у этих вкусов есть свои потребители. Мы поняли, что для уральских потребителей, которые любят новинки, мы должны сами предложить подобные продукты, чтобы наши покупатели не ушли к другим производителям.

Что касается ГОСТов, то они менялись, конечно, в том числе из-за изменения технологии, поэтому полного аналога майонезу советских лет нет. Но с точки зрения ингредиентов и их пропорций всё сохранилось — компоненты осовременились, а основная комбинация осталась прежней.

Делимся только с сибиряками

— Майонез ЕЖК продают только на Урале или в других регионах России тоже?

— Помимо Урала майонез ЕЖК хорошо продаётся в Сибири, конкретно в Омске, дальше на восток уже не поставляем. Исторически каждое предприятие снабжало свой регион, поэтому майонез «Провансаль» ЕЖК популярен именно на Урале. Это региональный бренд.

— Каковы объёмы производства сегодня?

— ЕЖК входит в пятёрку крупнейших производителей майонеза в РФ, его продукция составляет 11 процентов от общего объёма производства майонезов в России.

На рынке Уральского региона доля майонеза ЕЖК составляет 50 процентов. Самые большие объёмы продаж удерживает Екатеринбург — столица майонеза ЕЖК, здесь его доля — 77 процентов.

— Антимонопольщики не беспокоят по этому поводу?

— Мы же никаких незаконных действий не предпринимаем. В магазинах есть товар и других производителей, и выбор абсолютно равноценный. Это предпочтения покупателей, мы просто приводим статистику.

Не майонезом единым...

— Какова доля на рынке другой продукции комбината?

— Доля кетчупа ЕЖК в Екатеринбурге — 16 процентов. Доля горчицы ЕЖК в Уральском регионе — 52 процента. Годовой объём производства мыла составляет 5 процентов от общего объёма производства мыла в РФ.

ЕЖК — лидер по производству фасованного маргарина в России. Доля комбината в общем объёме производства — 49 процентов. Большая часть произведённого маргарина уходит на продажу в страны Средней Азии — в Узбекистан, Казахстан, Таджикистан, Киргизию.

Маргариновый бренд «Щедрое лето» в России занимает второе место по доле рынка (12 процентов), доля продаж в Уральском регионе — 63 процента.

И ещё майонез

— Каковы перспективы ЕЖК? Планируете ли увеличивать производство?

— Вообще на рынке России Группа компаний «Русагро», в которую мы вошли в 2003 году, представлена двумя майонезными брендами — «ЕЖК» и «Мечта хозяйки».

Бренд «Мечта хозяйки» существует на рынке майонезов с 2002 года (до 2013 года производитель Петросоюз/Heinz). С начала 2013 года он принадлежит ГК «Русагро». Ежегодный рост продаж по РФ майонеза этой марки составляет 100 процентов (каждый год объёмы продаж удваиваются, и на 2016–2017 годы планы не менее амбициозные). «Мечта хозяйки» присутствует во всех регионах РФ, является лидером рынков СНГ (Молдова, Азербайджан), и уже сейчас потребности рынка превышают производственные возможности.

В качестве оперативной меры ЕЖК даже был вынужден подключить две дополнительные производственные площадки для обеспечения возросшего спроса на продукт. Параллельно запущена перестройка завода: проект, направленный на увеличение мощностей и повышение и без того высокого качества продукта. Помимо завода в Екатеринбурге, расширяется география производства и, если говорить о последних новостях, то речь идёт об интеграции с Уссурийским масло-жировым комбинатом (производственная площадка на Дальнем Востоке, на которой уже в ноябре стартует производство продукции «Мечта хозяйки»). Данная площадка будет полностью покрывать потребность Дальнего Востока, снизит логистические издержки и позволит предлагать продукт потребителям в отдалённом регионе по привлекательной цене.

Областная газета Свердловской области