Легендарные свердловские бренды: гитара «Урал»

Кадр из клипа «Монархия роз» группы «Ред хот чилли пепперз». В руках гитариста Джоша Клингхофера — «Урал».

Кадр из клипа «Монархия роз» группы «Ред хот чилли пепперз». В руках гитариста Джоша Клингхофера — «Урал».

Когда говорят о советских электрогитарах, то всегда вспоминают «Урал». Между тем модельный ряд электрогитар, производившихся в СССР, включал в себя более сорока наименований! Почему же символом эпохи стал именно свердловский инструмент? Потому, что он был самым массовым: его произвели больше 200 тысяч. А самым массовым он стал потому, что был лучшим… А почему же ещё?

Свердловская фирма «Урал» и по названию, и по основному назначению была фабрикой КЛАВИШНЫХ инструментов. Гитары здесь начали делать только в 1969 году. Сначала это были реплики ленинградской гитары «Ритм-Соло», которая у нас получила название «Тоника». Когда свердловчане, что называется, набили на ней руку, перед ними была поставлена задача наладить выпуск собственной модели. Как следует из хранящейся в Государственном архиве Свердловской области справки «Выполнение социалистических обязательств», предприятие должно было «освоить новый вид электрогитары «соло» «Урал» к 30-летию Победы над Германией и в честь XXV съезда КПСС». То есть — к маю 1975 года.

«Разберите. И разберитесь»

Поскольку опыта проектирования гитар ни у кого из работающих на фабрике «Урал» не было, решено было сделать то, что теперь называется «обратный инжиниринг» — то есть скопировать какой-то зарубежный образец.

Закупку поручили осуществить Свердловской железной дороге — одной из самых богатых структур области, которая была в состоянии осуществить валютные траты. СвЖД тогда (как, впрочем, и сейчас) курировала техникум железнодорожного транспорта — вот как бы для ансамбля этого учебного заведения и были закуплены электрогитары японской фирмы «Ямаха» (серия SG). Но в техникум инструменты тогда, разумеется, не попали. Их привезли на фабрику, дали конструкторам и сказали: «Разберите, разберитесь и сделайте похожее». Ну наши и сделали…

Участники гитарных интернет-форумов считают, что по красоте, эргономике и удобству игры «Урал» вчистую обыгрывает свою японскую «маму»

Никого из людей, участвовавших в запуске «Урала», «ОГ» найти не смогла — по полученной нами информации, их уже нет в живых. Но удалось установить имя главного создателя: по воспоминаниям Олега Холуева (мастера экспериментального участка внедрения новой продукции с 1980 по 1981 год), которые мы нашли на сайте Общества коллекционеров советских электрогитар, чертежи для первого, сигнального, образца разрабатывал начальник конструкторского бюро Иван Козленко.

В общем, задача была выполнена. И точно в срок — в 1975 году фабрика выпустила первые 240 гитар.

В отсутствие технологий

Несмотря на принцип «обратного инжиниринга», «Урал» не стал копией «Ямахи» — даже визуально. Чтобы не было явного плагиата, наши конструкторы корпус «отзеркалили» по горизонтали (у японской гитары «рог» внизу, а у нашей — сверху). Это, кстати, пошло «Уралу» в плюс: он намного красивее своей «мамы». Да и эргономика явно улучшилась.

Комментарий

Юрий Мишков, гитарист екатеринбургских групп «Апрельский марш», «Banga Jazz» и «Stambulchik brothers»:

— Я играл на «Урале». Это хороший инструмент начального уровня. 

Говорят, что самым большим недостатком этой гитары являются струны. Если их поменять, то она звучит гораздо лучше… Струны вообще не являются частью гитары. Их надо ставить на свой вкус — под свои пальцы и привычки. Это общее правило: купил гитару — смени заводские струны на те, которые тебе нравятся. Так что ругать гитару «Урал» за струны — это последнее дело.

Я не горю желанием что-то в «Урале» критиковать. Да, наверное, это было плохое дерево. Колки слабые… Но это было не важно тогда. Эта гитара дала нам возможность поучиться в детстве и юности. За это ей спасибо. И я преисполнен благодарности к тем, кто всё это дело продвинул.

Хуже получилось с «начинкой»: как рассказал «ОГ» мастер экспериментального участка Эдуард Соколов, который работал на фирме с середины 80-х по 1991 год, у нашего предприятия в 70-х просто не было таких материалов и технологий, как у «Ямахи».

— Первая проблема заключалась в несовершенстве наших станков: изначально они предназначались для обработки деталей танков, а на них делали гитары. Это были фрезерные станки, которые весят несколько тонн, с мощнейшими моторами. А на Западе те же операции уже давно выполняют фрезерные машинки, которые весят несколько сот граммов, — объяснил Эдуард Соколов.

Кроме того, по словам мастера, для производства инструмента применялось неподходящее дерево — на шейку грифа вместо хорошего клёна, дефицита которого в СССР, вроде бы, не наблюдалось, почему-то ставили бук (он гнётся, чего с грифом быть не должно), а для деки использовали ель (при этом в паспорте гитары было написано: «использована высококачественная древесина лиственных пород»  ). Для сравнения: у знаменитых американских электрогитар «Фендер» корпус сделан из ясеня или ольхи.

— Но основная проблема была даже не в дереве, а в электронике: она была очень примитивная, — говорит Эдуард Соколов.

Здесь надо заметить, что электронику производила сторонняя организация — военный завод, находившийся в закрытом городе Снежинске (Челябинская область). Звукосниматели и темброблоки приходили оттуда в готовом виде. Как-то повлиять на улучшение их параметров свердловчане не могли.

Не уральскими были и струны — они поставлялись ленинградским объединением «Светлана». Большая часть претензий к звучанию «Урала» — это претензии именно к струнам. Они были реально плохи.

— Струны были с плоской обмоткой и звук давали такой же плоский, однозначный какой-то, — рассказал «ОГ» лидер екатеринбургской группы «Смысловые галлюцинации» Сергей Бобунец. — Поэтому я как-то решил заняться доморощенным апгрейдом: снял обмотку у струн, а под обмоткой оказались рояльные струны, которые вообще не приспособлены для игры руками!

Те же, кто менял ленинградские струны на более качественные, получали звук, который Александр Пантыкин (сам поигравший на «Уралах») назвал в разговоре с «ОГ» «чистым, прозрачным и неповторимым по тембру». Дедушке уральского рока вторит сайт ru-guitar.livejournal.com: «Урал» обладает собственным — и достаточно интересным — звучанием».

Их было две

Под словами «гитара «Урал» обычно понимают шестиструнную соло/ритм-гитару, которая выпускалась в двух версиях — 650 и 650а. Но кроме них, в Свердловске делали и четырёхструнный бас (тоже в двух модификациях — 510г и 510л). Первый из них был очень несбалансированным (один из авторов статьи сам в юности поиграл на таком инструменте): гриф гитары сильно перевешивал, и басистам приходилось левой рукой не только играть, но и удерживать гриф в нужном положении. Рука очень уставала... В модели 510л этот недостаток исправили.

Миф о тяжести «Урала»

МИФ. «Музыка, играемая на «Урале», автоматически становится тяжёлым роком, потому что гитара невероятно тяжёлая».

НА САМОМ ДЕЛЕ. «Урал» весит всего 3,5 кг. Для сравнения: вес легендарного «Фендера стратокастера», сделанного из ольхи, — 3,7 кг. А не менее легендарный «Гибсон Лес Пол Кастом» весит аж 5 кг!

Вне конкуренции

Получить по-настоящему крутой инструмент на уровне мировых стандартов свердловчанам не удалось. Профессиональные музыканты, игравшие в ресторанах и многочисленных советских ВИА, предпочитали «Уралам» выходцев из социалистических стран (чехословацкие «Йоланы», гэдээровские «Музимы»), а группы, показываемые по телевидению, уже тогда обзаводились лучшими западными инструментами — «Гибсонами» да «Фендерами»…

В популярной пародийной интернет-энциклопедии «Луркоморье» есть статья об «Урале», где в качестве доказательства «убожества» свердловской гитары приводится такой пассаж: (лучший, по мнению многих критиков, рок-гитарист России, участник групп «Чёрный кофе» и «Ария») «Сергей Маврин не играет на гитаре «Урал» только потому, что услышав ТАКОГО гитариста с ТАКОЙ гитарой, все музыканты мира повесятся». Самое смешное в этой фразе то, что Сергей Маврин на гитаре «Урал» играет! Более того: для рекламы возможностей российского усилителя «R&R (SOLO)» Маврин использовал отнюдь не «Гибсон» или «Фендер» (которые у него, конечно же, есть), а именно «Урал»! Фото: stukalin.ru

Однако «Урал» оказался настоящей находкой для различных музыкальных кружков при школах и Домах культуры, а их по стране были тысячи. Не будучи абсолютно лучшей советской гитарой в каком-то одном компоненте, по совокупности признаков «свердловчанка» оказалась вне конкуренции. За двадцать с небольшим лет было выпущено — и продано! — более 200 тысяч «Уралов» (примерно столько же реализовали за тот же период лучшие гитарные бренды Запада)! И это при том, что стоила гитара довольно дорого — 185 рублей, то есть на 30 процентов больше средней месячной зарплаты советских граждан.

Последние аккорды

Крах Советского Союза стал крахом и для гитары «Урал». В ноябре 1992 года фабрика стала собственностью коллектива и была преобразована в ТОО «Фирма музыкальных инструментов «Этюд-Урал». Коллектив решил сделать ставку не на музыкальные инструменты, а на производство мебели. Гитары по инерции ещё некоторое время выпускались, но в гораздо более скромных масштабах, а в 1998 году их производство было прекращено. Впрочем, фабрику переориентация не спасла: в 2007 году фирма «Урал-Этюд» прекратила своё существование.

* * *

…В этом году гитаре «Урал» исполняется 40 лет. Это давно уже не самая массовая электрогитара страны. Да и вообще не массовая… Интерес к ней сохранился у очень небольшого количества людей, в основном у коллекционеров. Хотя есть и удивительные исключения.

Именно в последние годы «Урал» добился того, о чём в советское время не мог даже мечтать: он пробился не то что на всероссийскую — на мировую сцену! На «Урале», например, играет басист джаз-квартета «Култрейн», который аккомпанирует аргентинской певице Карен Соуза. А гитарист знаменитой американской группы «Ред хот чилли пепперз» Джош Клингхофер три года назад даже снялся с «Уралом» в клипе «Монархия роз» («Monarchy of Roses»). Так что, как написал некто Дмитрий Морозов в комментарии к ролику какого-то заокеанского энтузиаста, который потрясающе красиво играет на «Урале»: «Проходят годы, и понимаешь, что НАШИ тоже умели делать ВЕЩИ!!!»

Смотрите также: «Не хуже, чем «Гибсон»...

Областная газета Свердловской области