Бензин против электричества

В России зарегистрировано всего 722 электрокара

В России зарегистрировано всего 722 электрокара

  • Опубликовано в №177 от 23.09.2016 под заголовком «Машины на батарейках»

Индустрия электромобилей существует не первый год. Машины на батарейках постепенно становятся быстрее, комфортабельнее, доступнее и, в конце концов, популярнее. Да и стабильный рост цен на бензин, казалось бы, должен пробуждать в автолюбителях желание пересаживаться за руль электрокаров. Однако пока появление таких автомобилей в дорожном потоке скорее исключение, чем правило. «ОГ» попыталась выяснить почему.

По данным ГИБДД, в области на учёте стоят всего лишь восемь электромобилей. Скажете, ничтожно мало? Отнюдь. Наш регион по этому показателю входит в десятку лидеров. В стране зарегистрировано всего 722 электрокара. На первом месте, естественно, Москва. По улицам столицы разъезжает более 250 электромашин. А вот, например, парк Астраханской области насчитывает только одно такое авто.

Самый известный электромобиль в Екатеринбурге принадлежит ОАО «Екатеринбургская электросетевая компания». Это Mitsubishi i-MiEV, который компания практически в ежедневном режиме эксплуатирует с 2012 года, поэтому его могли видеть многие горожане. Также в Екатеринбурге можно встретить Nissan Leaf и Smart Fortwo. Все эти автомобили относятся к сегменту эконом. Премиум-класс в регионе представлен самым на сегодняшний день совершенным и дорогим электрокаром Tesla model S (цены на него стартуют от пяти миллионов рублей). У нас их две. Одна принадлежит гендиректору екатеринбургской строительной компании, вторая — семье предпринимателя Зуева из Сухого Лога.

Заправка для одного авто

Частым гостем в уральской столице бывает ещё один владелец Tesla той же модели — житель Перми Александр Шаврин. Он попал в местную информповестку летом этого года после того, как обратился в компанию ОАО «МРСК Урала» (входит в ПАО «Россети») с просьбой установить на трассе Екатеринбург — Пермь зарядную станцию для своего авто.

— Обычно заряжаюсь дома. С вечера ставлю на зарядку, утром — «полный бак». Его хватает на 400 километров. Зарядка днём обходится в 250 рублей, ночью — в 170. Полная зарядка — это 85 киловатт, а киловатт стоит около трёх рублей днём и два рубля ночью, — объясняет Шаврин. — У меня дома стоит трёхфазная розетка. Часовой зарядки хватает на 50 км. Можно заряжаться и от обычной розетки в 220 вольт. Но это намного медленнее.

В «МРСК Урала» владельцу Tesla пошли навстречу.

— Уже в начале октября зарядная станция будет установлена на заправочном комплексе «Газпром» рядом с посёлком Ачит. Зарядка будет бесплатной, — говорит пресс-секретарь ОАО «МРСК Урала» Наталья Балдова.

Сами владельцы электрокаров отсутствие зарядных станций называют главной причиной непопулярности этого вида транспорта в России.

— Необходимо устанавливать станции вдоль трасс, оборудовать розетками парковки торговых центров, стоянки. Тогда желающих купить электрокар будет намного больше. Ведь сегодня фактически невозможно отправиться на электрокаре в другой город. Особенно холодной зимой или жарким летом, когда дополнительный заряд расходуется на обогрев или кондиционирование салона, — говорит Александр Шаврин. — В обслуживании эти машины неприхотливы. Попросту нечего ремонтировать. Двигателя нет, коробки передач и трансмиссии нет, смазка не нужна. На батарею компания даёт гарантию (в случае Tesla — восемь лет). Ремонт может понадобиться только подвеске.

Действительно, в настоящее время станций подзарядки в Свердловской области нет. Единственная находилась возле бизнес-центра «Президент». Её устанавливала компания «ЕЭСК». Однако сегодня она демонтирована и проходит техническое обслуживание.

Почему негде зарядиться?

Начать развивать сеть зарядных станций в «МРСК Урала» планировали ещё несколько лет назад. Но, по словам Натальи Балдовой, тогда они не увидели острой потребности в этих станциях, так как не было спроса. Ирония в том, что спроса могло не быть именно потому, что не было станций, и люди боялись покупать электрокары.

Сегодня в «МРСК Урала» начали возвращаться к этой идее, но столкнулись с несовершенством законодательства. Так, на прошедшем в июле Иннопроме-2016 директор департамента технологического развития и инноваций ПАО «Россети» Владимир Софьин выступил с докладом на тему развития зарядной инфраструктуры для электротранспорта. Он отметил ряд проблем на законодательном уровне, которые затрудняют создание сети зарядных станций. Например, в нормах проектирования вовсе отсутствует такое понятие, как электрозарядная станция, что затрудняет их установку в подземных паркингах торговых центров.

Кстати, сегодня существует постановление правительства РФ № 890, где говорится, что АЗС на автомагистралях, скоростных и нескоростных автомобильных дорогах с 1 ноября 2016 года должны быть оборудованы зарядными станциями для электромобилей. Однако в том же выступлении Владимир Софьин заявил, что сегодня отсутствует документация, регламентирующая количество и типы зарядных станций к установке. Поэтому в первую очередь сегодня необходимо усовершенствование нормативно-правовой базы. А установить электрозаправки, считают в компании, не проблема.

Закон для электромобиля

Второй аргумент в пользу непопулярности электрокаров в России — их стоимость. В инфографике  мы сравниваем два автомобиля равного класса. Конечно, электрокар колоссально снижает траты владельца на топливо. С этим не поспоришь. Однако, учитывая ценовую разницу при покупке, он не окупит себя и через несколько лет.

— Чтобы люди начали покупать электрокары, нужна государственная программа стимулирования, — говорит бизнесмен Амур Галлямов, который планирует открыть в Екатеринбурге дистрибьюторский центр по продаже электромобилей, запустить электротакси и установить несколько частных зарядных станций. Определённые подвижки в стране уже есть. Например, со 2 сентября вновь на год отменена 17-процентная пошлина на ввоз электрокаров в страну. А с 1 января 2017 года в Санкт-Петербурге вступает в силу закон, отменяющий транспортный налог на электрокары всех классов. Я сейчас работаю с депутатами свердловского Заксобрания и ратую за то, чтобы принять аналогичный закон в нашем регионе. Также было бы хорошо пускать водителей электрокаров на выделенную полосу движения и сделать для них бесплатную парковку.

В качестве позитивного примера участия государства в популяризации электрокаров Галлямов приводит Норвегию. По его словам, в 2014 году доля машин с батарейками там достигла 20 процентов. Покупка электрокара там не облагается налогом, владельцам таких автомобилей предоставляется бесплатный проезд по платным участкам трасс, а также льготная парковка в центрах городов. До 2025 года в скандинавской стране вовсе не должно остаться машин с ДВС. Программы стимулирования работают и в ряде других европейских стран. Во Франции, например, покупателям электромобилей возвращают до 7 тысяч евро от покупки, в Испании — до 8 тысяч евро.

Также Амур Галлямов убеждён, что всё-таки для развития рынка электрокаров в России для начала необходимо развивать инфраструктуру, а не покупать электрокары, которые должны стать толчком для её развития. Пока этого не случится, подавляющее большинство останется за рулём авто с ДВС.

Областная газета Свердловской области