От кадрового голода спасут роботы

Иннопром доказывает, что Россия отстаёт в производстве роботов. Это, например, единственный дроид выставки «Фёдор», разработанный московским НПО Андроидная техника. Фото: Алексей Кунилов

Иннопром доказывает, что Россия отстаёт в производстве роботов. Это, например, единственный дроид выставки «Фёдор», разработанный московским НПО Андроидная техника. Фото: Алексей Кунилов

Китайский рынок промышленных роботов за четыре прошедших года стал крупнейшим в мире. По данным президента International Federation of Robotics (IFR) Джо Геммы, которые он озвучил на ИННОПРОМе, между 2013 и 2016 годом число промышленных роботов в КНР росло среднегодовыми темпами в 35 процентов. Её сосед – Южная Корея – признанный лидер по плотности роботизации, где на 10 тысяч работников промышленности приходится примерно 600 роботов. По-прежнему уверенно на этом рынке продолжают чувствовать себя уже устоявшиеся игроки – Япония и Германия. В этих странах уверены, что без поддержки государства невозможно провести технологическую революцию.

Китай

За последние три года КНР стала самым крупным импортёром промышленных роботов в мире. В 2014 году этот сегмент рынка вырос там на 56 процентов, достигнув уровня 57 тысяч единиц, в 2015 году рост составил 24 процента, в 2016 году – 27 процентов. В итоге число промышленных роботов достигло 90 тысяч.

– К 2020 году КНР должна сосредоточить свыше 60 процентов мирового роботизированного производства, – объясняет «ОГ» заместитель гендиректора China Robot Industry Alliance Хао Ючэн.

Президент IFR Джо Гемма не сомневается, что Китаю это удастся. Также он отмечает, что КНР фантастическими темпами наращивает собственное производство промышленной робототехники. Если раньше на рынке доминировали иностранные производители, то сегодня одну треть роботов китайцы производят сами.

– Инициатива начать революцию роботов исходила в первую очередь от председателя КНР Си Цзиньпина. В итоге наше правительство поставило задачу ускорить внедрение в китайских компаниях роботизированных технологий. Была принята стратегия «Made in China 2025», которая предусматривает достижение полной технологической независимости КНР – от производства чипов до выпуска беспилотных автомобилей, – говорит Хао Ючэн. – В прошлом году китайское правительство потратило на роботов 24,6 млрд долларов. К 2020 году ожидается, что затраты достигнут 66,5 млрд долларов в год. Кроме того, власти не сдерживают рост зарплат в промышленной сфере. Это уже миф, что в Китае дешёвая рабочая сила. К нам на работу едут специалисты из Европы, которых мы стараемся переманивать. Государство также даёт льготные условия для исследований и разработок в сфере робототехники, искусственного интеллекта и так далее.

Вице-президент IFR Бруно Шнеккенбургер назвал ещё одну причину лидерства Китая в роботизации. Дело в том, что страна активно скупает высокотехнологичные компании по всему миру. Буквально в конце прошлого года крупнейший китайский производитель бытовой техники Midea Group Co. купила одного из четырёх ведущих мировых производителей промышленных роботов, лидера отрасли в Европе – немецкую Kuka AG. А в начале этого года та же Midea Group Co. выкупила контрольный пакет израильской компании Servotronix, специализирующейся на технологиях автоматизации. Также Китай вступает в различные альянсы с лидерами рынка.

Южная Корея

Эта страна является лидером рейтинга по плотности роботизации. На 10 тысяч работников промышленности там приходится около 600 роботов. Как говорит президент корейской ассоциации робототехники Джонни Ким, это обусловлено тем, что роботы в мире в основной своей массе задействованы в автомобилестроении (38 процентов) и производстве электрики и электроники (25 процентов). Оба этих направления в Корее отлично развиты.

– У нас роботизация также находится на контроле государства. В ноябре прошлого года правительство утвердило пятилетний план по расширению производства роботов. Основная идея – максимально внедрить их в малые предприятия, дать им определённые льготы и возможности. Робот способен трудиться в несколько смен, ему не нужен ни свет, ни обогрев. Их внедрение особенно актуально, когда в стране кадровый голод, – говорит Джонни Ким. – В июле у нас ещё утвердят дорожную карту, где обозначены приоритетные направления работы – акцент будем делать на производстве сенсоров и датчиков.

Германия

Немцы умудряются оставаться в лидерах всех рейтингов, связанных с роботизацией, уже долгое время. По словам представителя Штутгартского университета Александра Ферля, Германия занимает второе место после Японии по экспорту промышленных роботов.

– Наше правительство выделяет большие суммы под высокотехнологичные проекты. Но раздаёт их исключительно на конкурсной основе. Если ты докажешь, что твой проект полезен, рационален и может быть реализован, то получишь поддержку, – говорит Александр Ферль. – Также большие гранты в пределах двух млрд долларов ежегодно выделяют институты Макса Планка и Фраунгофера. Я не понаслышке знаю, что в России есть такое понятие, как «утечка мозгов», в том числе и к нам. Мне кажется, государство должно создать комфортную среду, чтобы инженеры, разработчики не уезжали либо захотели вернуться.

Япония

Но если Китай, например, идёт по пути четвёртой промышленной революции (создание Индустрии 4.0) – строительство умных фабрик, на которых машины следят друг за другом, то Япония, имеющая статус страны-партнёра выставки в этом году, вовсю обсуждает общественную революцию (Общество 5.0) и предлагает обсудить вопросы построения умного общества.

– Общество 5.0 – это общество, где передовые IT-технологии, интернет-вещи, роботы, искусственный интеллект, дополненная реальность активно используются в повседневности, здравоохранении и других сферах жизнедеятельности. Другими словами, внедряется искусственный интеллект в жизнь каждого, – объясняет старший генеральный менеджер подразделения правительственных связей корпорации Mitsubishi Electric Уэмура Норицугу.

К слову, лидером японского рынка по производству индустриальных роботов выступает компания Fanuk. Она, например, поставляет промышленную робототехнику для Apple и Tesla, а в 2015 году компания владела 17 процентами мирового рынка индустриальной робототехники. Компания, кстати, уже не первый год принимает участие в ИННОПРОМе. Однако, по словам её генерального директора Инаба Йосихару, отношения с Россией только начинают устанавливаться. Что бы это значило?

Россия

Для сравнения, в России, по данным Национальной Ассоциации участников рынка робототехники (НАУРР), за 2015 год на 10 тысяч работников промышленности приходится один робот. В том же году Россия купила всего 550 роботов, это примерно 0,25 процента мирового рынка. По словам президента НАУРР Виталия Недельского, в стране низкая осведомлённость о роботизированной продукции, и государство поздно обратило внимание на модернизацию промышленных процессов.

К слову, в стране пока нет ни программы, ни стратегии роботизации.

– Нужно принимать у себя иностранные компании, специализирующиеся на робототехнике, сотрудничать с ними. Нужно путешествовать по миру и изучать опыт успешных игроков рынка. Того же Китая, например, или Румынии, где сейчас тоже бум роботизации. Кроме того, в развитых странах есть ассоциации робототехники, там тоже всегда готовы рассказать, как приручить роботов, – заключает Джо Гемма.

  • Опубликовано в №125 от 13.07.2017 

Сюжет

Иннопром
ИННОПРОМ — международная промышленная выставка в России. Проводится в Екатеринбурге с 2010 года.

Областная газета Свердловской области