Новые шаги к китайской мечте. При чём тут Россия и Урал?

Съезд Компартии Китая вызвал такой резонанс в мире,  что журналистов оказалось больше, чем делегатов съезда. Фото предоставлено Генконсульством КНР в Екатеринбурге

Съезд Компартии Китая вызвал такой резонанс в мире, что журналистов оказалось больше, чем делегатов съезда. Фото предоставлено Генконсульством КНР в Екатеринбурге

18—24 октября 2017 года в Пекине в Доме народных собраний состоялся XIX Всекитайский съезд Коммунистической партии Китая. Освещать событие в Пекин прибыли более трёх тысяч журналистов со всего мира. «ОГ» тоже не смогла пройти мимо этого события и разобралась, в чём суть новой стратегии развития Китая, отражённой в тезисах доклада генерального секретаря Центрального комитета Коммунистической партии Китая Си Цзиньпина, и как она может повлиять на Россию и Урал.

Заявка на лидерство

По словам руководителя Школы востоковедения Высшей школы экономики профессора Алексея Маслова, хотя формально это внутренний съезд партии, Китай впервые заявил на нём о серьёзных международных претензиях — доклад Си Цзиньпина был посвящён не только внутренней политике, но и вообще говорил об особенностях мирового развития.

— Китай обозначил, что у него есть несколько важных рычагов влияния — это в том числе развитие армии, модернизация которой должна быть полностью завершена к 2035 году. Кроме того, в докладе Си Цзиньпина сказано, что Китай вносит сегодня большой вклад в развитие мировой цивилизации и даже задаёт матрицу развития мира, — сказал эксперт. — До этого Китай позиционировал себя как активного игрока на международной экономической, а не политической арене.

Директор Центра истории Свердловской области доктор исторических наук, профессор Анатолий Кириллов добавляет: позиция Китая во многом совпадает с позицией России по поводу необходимости создания многополярного мира, в котором преобладают решение всех проблем посредством переговоров и включение разных стран в торгово-экономические отношения. В этом плане Россия поддерживает инициативу по созданию «Одного пояса и одного пути».

— Мы надеемся, что дорога из Китая пройдёт через Урал в сторону Москвы, а потом в Европу. Это будет означать усиление нашего взаимодействия. Уже сейчас создаются совместные предприятия и устанавливаются тесные торговые связи, поэтому так важно знать о планах развития Китая. Думается, что об этом российские и китайские партнёры поговорят на пятом Российско-Китайском ЭКСПО, которое пройдёт в июле 2018 года в Екатеринбурге, — сказал Анатолий Кириллов.

Новая стратегия развития Китая отражена в тезисах доклада господина Си Цзиньпина. Фото предоставлено Генконсульством КНР в Екатеринбурге

Не мечом, а юанем

Наблюдателям импонирует, что китайское представление о лидерстве не похоже на мечту Германии времён Второй мировой войны установить господство над миром с помощью войны, или на претензии Советского Союза устраивать противостояние в рамках холодной войны и стремиться к гегемонии.

— Китай будет неизменно проводить независимую, самостоятельную, мирную внешнюю политику, уважать право народов всех стран на самостоятельный выбор пути развития, защищать равенство и справедливость в международных отношениях, выступать против навязывания своей воли другим, против вмешательства во внутренние дела других стран, против притеснения слабых сильными… Наше развитие не представляет угрозы ни для какого государства. Какого бы уровня в своём развитии ни достиг Китай, он никогда не будет претендовать на положение гегемона, никогда не будет проводить политику экспансии, — сказал Си Цзиньпин в своём докладе.

«Китайская мечта», как сами формулируют её китайцы, рациональна и прагматична — «добиться решающей победы в полном построении среднезажиточного общества». В ведущую мировую державу Китай должен превратиться именно благодаря наращиванию своей экономической мощи и так называемой «мягкой силы» — культурного и шире — цивилизационного влияния.

— Это глобализация по-китайски, происходящая не с точки зрения политики, а с точки зрения увеличения экономического влияния, — объясняет глава Школы востоковедения.

Путь в средне-зажиточное общество

В докладе обозначено, что к концу 2020 года, по сути, к 2021 году — к столетию образования Компартии Китая — необходимо в основном построить среднезажиточное общество, а к 2049 году — к столетию образования КНР — превратить Китай в модернизированное социалистическое государство. Сейчас Китай обозначил промежуточную позицию — 2025 год, не привязанную к какой-то дате.

По мнению востоковеда Алексея Маслова, это сделано для того, чтобы ныне живущее поколение могло оценить достижения своей страны. Профессор Анатолий Кириллов считает, что промежуточные даты позволяют конкретизировать цели, а также установить ответственность конкретных руководителей за результат и заручиться доверием населения к стратегии.

— К 2035–2049 годам Китай должен превратиться в ведущую мировую державу не только по объёму ВВП (сегодня Китай стоит уже на втором месте в мире), но и по ВВП на душу населения, в чём он отстаёт, — резюмирует Маслов.

Вызовы экономики

Как поясняет востоковед, в Китае было три основных драйвера роста в течение последних десятилетий. Первый — это дешёвая рабочая сила, которая позволяла производить дешёвые товары и наладить экспорт. Так, в лучшие годы ВВП Китая на 40 процентов состоял из экспорта. Второй драйвер роста — увеличение объёмов внутреннего рынка.

Третий драйвер — это прямые иностранные инвестиции. Было много сфер производства, куда можно было эффективно вкладывать деньги — от пищевой до выпуска высокотехнологичной продукции.

— Рост прямых иностранных инвестиций в Китай активно продолжался до 2014 года. В 2015 году начался постепенный спад, потому что Китай «подорожал», работать стало сложнее и многие иностранные компании переориентировались на Индию, Индонезию и Вьетнам. Как следствие, в 2013–2014 годах китайское руководство, понимая, что началось замедление, стало предлагать другие формы развития экономики, — сказал эксперт.

Драйверы экономики

Во-первых, более активно стала идти скупка иностранных активов за рубежом. Хотя Китай начал наращивать инвестиции с 2008–2009 годов, когда все нуждались в деньгах, значительное увеличение инвестиций за рубеж началось именно в первые годы минувшей пятилетки.

— С 2016 года Китай начал вывозить капиталов больше, чем ввозить. Это намеренная политика. Таким образом, завершился этап, когда Китай сам нуждался в деньгах — не только в прямых инвестициях, но и технологических, когда строились заводы и фабрики, передавались новые технологии, обучался китайский персонал. Сейчас Китай нарастил высокотехнологичное производство и является одним из крупнейших инвесторов мира, что означает перехват инициативы и превращение Китая из мировой фабрики в высокотехнологичную страну, как Япония и Корея, где прибавочная стоимость образуется не за счёт массового товарного производства, а за счёт высоких технологий, — прокомментировал Алексей Маслов стратегию Поднебесной.

«Необходимо усиливать прикладные фундаментальные исследования, масштабировать результаты реализации важнейших государственных научно-технологических проектов, уделять больше внимания инновациям в сфере ключевых и применимых во всех отраслях технологий, передовых и ведущих технологий, современных инженерных и революционных технологий, чтобы создать мощную опору для превращения Китая в одного из мировых лидеров в сфере науки и технологий, качества продукции, космоплавания, сетевых технологий и транспорта, чтобы создать «цифровой Китай» и «умное общество», — говорится в докладе.

Правда, сейчас Китай стал более рациональным и уже не гонится за объёмами инвестиций, а отслеживает их эффективность. Так, в 2016 году вложения за рубеж сократились на 40 процентов, потому что было сочтено, что многие инвестиции, например, в сети кинотеатров или магазинов, не оправдывают себя. В данный момент Китай покупает в основном энергетические активы — нефтяные, как в России часть «Роснефти», либо инфраструктурные: вкладывается в дороги, в том числе железные, в перевозки. По словам Алексея Маслова, это прежде всего связано с расширением «Одного пояса и одного пути»:

— Продукция подорожала, и экспорт, как следствие, падает, удешевить продукцию уже невозможно, поэтому Китай пытается поставить под контроль логистику, чтобы самому контролировать любые каналы поставки своей продукции за рубеж. И это пока ему удаётся, — сказал эксперт.

Китай инвестирует в железные дороги и другие перевозки по всему миру, в том числе в Центральной Европе и в Аргентине. Напомним, что китайская компания собирается участвовать в строительстве высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва — Казань с перспективой продления её до Екатеринбурга.

Политические методы

Один из приоритетов Китая — это борьба с коррупцией. В начале октября Центральная комиссия Коммунистической партии КНР по проверке дисциплины сообщала через СМИ, что с 2013 года в стране было наказано около 1,34 миллиона чиновников. В частности, всего надзорные органы проверили почти 95 процентов всех структур партии. Как отметил руководитель Школы востоковедения, по сути, Китай разрушил систему мафии, пресёк влияние бизнеса в своей государственной власти. Также борьба с коррупцией препятствует выводу капитала из страны.

Социализм по-китайски

Очень важным моментом, с которого начался доклад, стало (вопреки многим прогнозам) объявление о том, что Китай продолжает строительство «социализма с китайской спецификой, но в новую эпоху», а также не отказывается от коммунистической идеологии, которая редактируется в докладе в соответствии с требованиями времени.

По словам Алексея Маслова, руководство страны чётко определило приоритет базиса (экономики) над надстройкой (политикой) и решило, что можно не соглашаться с теми же США  в области политики и при этом дружить в области экономики. Кроме того, в Китае чётко распределены обязанности между государством и частным бизнесом. Важно также, что Китай не боится открыться миру, но умеет сохранить «ядро своей цивилизации».

— После распада СССР китайское руководство сделало вывод, что в такой огромной, многонациональной стране скрепляющей силой должна оставаться Коммунистическая партия, которая по-прежнему отводит себе лидирующую роль во всех направлениях деятельности. Компартия пользуется поддержкой населения благодаря реализации социальных программ, а также потому, что уровень жизни людей повышается, — говорит Анатолий Кириллов.

Прогнозы

Все китайские вызовы не уникальны. Эксперты поясняют, что через то же самое проходила, например, Япония, у которой был гигантский период роста, потом замедление и падение. Главный вызов, считает Анатолий Кириллов, ожидает Китай во внешней политике. И с ним соглашается его коллега из Высшей школы экономики.

— С внутренним вызовом Китай справится. Но его рост вызывает беспокойство у других стран. Как следствие мы должны понимать, что противостояние Китаю на внешней арене будет увеличиваться. Другие страны спрашивают: американский мир был не очень хорошим, а чем будет китайский мир? — размышляет Алексей Маслов.

Китаю придётся дать миру ответ на этот вопрос.

Важнейшие тезисы Си Цзиньпина

  • Реализовывать миссию Компартии в новую эпоху
  • Воплощать идею социализма с китайской спецификой в новую эпоху
  • Одержать решающую победу в полном построении среднезажиточного общества
  • Создавать модернизированную экономическую систему
  • Совершенствовать систему, обеспечивающую положение народа как хозяина страны
  • Укреплять уверенность в собственной культуре
  • Повышать уровень соцобеспечения
  • Форсировать реформу экологической цивилизации
  • Идти по пути укрепления армии с китайской спецификой
  • Стимулировать воссоединение родины, придерживаться курса «одна страна — два строя»
  • Непоколебимо всесторонне устрожать внутрипартийное управление
  • Идти по пути мирного развития, стимулировать создание сообщества единой судьбы человечества
  • Опубликовано в №210-211 от 9.11.2017

Опубликовано на правах рекламы

Областная газета Свердловской области