Не вернут ли контрсанкции титановую отрасль в прошлый век?

Для корпораций Airbus и Boeing ВСМПО-Ависма поставляет не просто титан,  а высокотехнологичные титановые детали и узлы. Фото: Алексей Кунилов

Для корпораций Airbus и Boeing ВСМПО-Ависма поставляет не просто титан, а высокотехнологичные титановые детали и узлы. Фото: Алексей Кунилов

В понедельник, 16 апреля, в Москве состоялось внеочередное заседание Совета Государственной думы РФ, на котором депутаты рассмотрели законопроект об ответных действиях в отношении антироссийской политики США. По окончании мероприятия председатель Госдумы Вячеслав Володин пояснил, что законопроект будет рассмотрен нижней палатой парламента 15 мая, а до этого пройдёт его обсуждение с экспертами, с деловым сообществом, с Правительством России и региональными органами власти.

Как рассказал ранее первый заместитель председателя Госдумы Иван Мельников, речь в законопроекте идёт о запрете или ограничении ввоза сырья и продовольствия, лекарств, сельскохозяйственной, алкогольной и табачной продукции, страной происхождения которых являются США или другие государства, которые поддерживают те меры, которые Соединённые Штаты приняли по отношению к России. А также «о прекращении или приостановлении международного сотрудничества РФ, российских юрлиц с США и организациями, которые находятся под юрисдикцией США, в атомной отрасли, авиастроении и ракетно-двигательной отрасли».

Если запрет на ввоз в Россию сельскохозяйственной, а тем более алкогольной и табачной продукции американского и европейского происхождения мало кого беспокоит в нашей стране, то ограничения на импорт из США лекарств и на сотрудничество с американскими и европейскими атомщиками, авиа- и ракетостроителями вызывают определённую озабоченность у россиян. Особенно у тех, кто занят в перечисленных отраслях промышленности.

Компания «ВСМПО-Ависма», например, основные производства которой находятся в Верхней Салде, активно сотрудничает с крупнейшими мировыми авиастроителями, такими как европейская корпорация Airbus и американская Boeing. А в настоящее время создаёт в особой экономической зоне (ОЭЗ) «Титановая долина» совместное российско-американское предприятие Ural Boeing Manufacturing, получившее в прошлом году статус резидента ОЭЗ. Сейчас там уже ведётся монтаж станков из Японии и США, а выпуск первой продукции запланирован на сентябрь 2018 года.

Генеральный директор управляющей компании ОЭЗ «Титановая долина» Артемий Кызласов, комментируя законопроект, уже заявил, что «при принятии таких стратегических решений депутатам нужно всё же руководствоваться здравым смыслом».

Вклад ВСМПО-Ависма в экономику Свердловской области. Инфографика

— На мировом рынке титана «на пятки» России наступает Китай, — подчеркнул он. — И не факт, что Россия сможет вернуть себе позиции лидера, если на несколько лет останется без основных потребителей титановой продукции в лице крупных зарубежных авиастроителей.

Артемий Кызласов отметил, правда, что доля Boeing составляет лишь немногим более 20 процентов общего объёма инвестиций в «Титановую долину». Всего резиденты ОЭЗ объявили о вложениях в проект 24 миллиардов рублей, из которых на Ural Boeing Manufacturing приходится 5,5 миллиарда. Самый же крупный инвестор — компания «СТОД-Урал», которая вложит в проект около 15 миллиардов рублей. Сообщается, что компания уже закончила проектирование и в июне 2018 года начнёт строительство нового производства, на котором будет создано 500 высококвалифицированных рабочих мест, независимо от антироссийских санкций США и принимаемых российской стороной ответных действий.

Надо понимать, что ВСМПО-Ависма — ведущий поставщик узлов и деталей из титана и для европейской авиастроительной корпорации Airbus, и для американской корпорации Boeing, и для двигателестроительной компании Rolls-Royсe. Конечно, прекращение наших поставок создаст серьёзные проблемы для них. Но и для уральских производителей титана и изделий из него отказ от европейского и американского рынков сбыта своей продукции может обернуться не менее серьёзными издержками. Ведь, по данным министерства международных и внешнеэкономических связей Свердловской области, США являются основным торговым партнёром нашего региона именно благодаря поставкам за океан верхнесалдинского титана.

И всё же оснований для излишнего беспокойства нет. Хотя бы потому, что, как отметил спикер Госдумы Вячеслав Володин, уже сейчас проект закона о контрсанкциях направлен в регионы, мнение которых будет обязательно учтено в окончательном варианте документа. К тому же закон будет носить рамочный характер, что даст возможность Правительству России применять его, исходя из практической целесообразности, с учётом всех возможных негативных последствий.

Кстати, по итогам 2017 года, несмотря на снижение объёма прибыли (из-за прошлогоднего укрепления курса рубля), рост продаж титановой продукции компании «ВСМПО-Ависма» в натуральном выражении составил 14 процентов.

Комментарии

Сергей Пересторонин, министр промышленности и науки Свердловской области:

— ПАО «ВСМПО-Ависма» входит в холдинг «Ростех», а это — государственная структура, просчитывающая все экономические и социальные риски. Помимо этого, только на территории Свердловской области у холдинга есть более 20 предприятий, которые диверсифицированы по ряду направлений — от оборонного производства до выпуска разнообразной гражданской продукции. В случае, если будет принято решение, затрагивающее интересы работающих на них людей, то будут предприняты определённые меры государственной поддержки. Они будут тщательно просчитаны, и на выходе будет результат, который позволит людям чувствовать себя уверенно.

Алексей БАЛЫБЕРДИН, депутат Госдумы:

— Законопроект пока ещё готовится, мы его будем принимать в весеннюю сессию. При разработке необходим взвешенный подход. Например, многие возмущены, что Россия планирует запретить ввоз иностранных лекарств. Но при внимательном прочтении становится ясно, что запрет коснётся только лекарств, у которых есть отечественные аналоги. По корпорации «ВСМПО-Ависма». Невозможно, вводя санкции, не навредить себе. Введение ответных санкций отразится на производстве титана. Наша задача — минимизировать этот ущерб. Я живу на Вагонке в Нижнем Тагиле — совсем рядом с Верхней Салдой, отлично понимаю, насколько тяжело придётся предприятию. Но санкции неизбежны: оставаться безучастными к недружественным шагам по отношению к России нельзя. Все понимают, что, находя политические предлоги, лоббируются экономические интересы наших конкурентов. Не реагировать на их выпады мы не можем, нужны симметричные ответы.

Леонид ШМЕЛЁВ, профсоюзный лидер цеха №51 «ВСМПО-Ависма»:

— Я, как и все заводчане, против ввода санкций. Если мы не будем работать с Boeing, наше место тут же займёт Китай. Мы лишимся работы, без доходов останутся наши семьи, без налогов — город и область. Получается: бей своих, чтобы чужие боялись?

  • Опубликовано в №67 от 18.04.2018 под заголовком «Тучи над Титановой долиной»
Областная газета Свердловской области