«Это серьёзный челендж*»: приоритетную региональную программу «Умный регион» разработают к августу текущего года

Евгений Гурарий курирует разработку программы «Умный регион». Фото: Алексей Кунилов

Евгений Гурарий курирует разработку программы «Умный регион». Фото: Алексей Кунилов

В апреле на Совете при Губернаторе области по приоритетным стратегическим проектам была презентована концепция построения «Умного региона». Уже в августе Евгению Куйвашеву представят паспорт приоритетной региональной программы. О том, что предстоит для этого сделать в ближайшее время и как изменится жизнь свердловчан в интервью «Областной газете» рассказал замруководителя администрации губернатора Евгений ГУРАРИЙ.

Концепция построения «Умного региона» – это разъяснительный аналитический документ для органов власти, бизнеса и общественных организаций, – рассказывает Евгений Гурарий. – Она структурирована в трёх сегментах: это пространство сервисов и технологий — те смарт-решения, которые будут внедряться; это центры смарт-компетенций — полигоны для внедрения этих решений; а также пространство коммуникаций с ключевыми заинтересованными сторонами — населением, научным сообществом, бизнесом, органами власти, институтами развития.

Концепцию уже проанализировали профильные министерства. Все замечания были учтены. В начале июня её вынесли на общественное обсуждение. Это наша инициатива для полноценной оценки и участия общества. Разработка непосредственно приоритетной региональной программы «Умный регион» тоже уже ведётся. Это документ прикладного уровня, где будут прописаны первоочередные смарт-решения для внедрения в регионе, конкретные проекты и задачи для органов власти.

– Какие территории могут стать полигонами для внедрения решений?

– Безусловно, если мы получим право проведения выставки ЭКСПО-2025, основным полигоном для апробирования и разработки решений станет территория будущего ЭКСПО-городка. Но, как сказал губернатор области Евгений Владимирович Куйвашев, даже в случае, если выставка будет проходить не у нас, территория на берегу Верх-Исетского пруда будет развиваться именно как «умный город».

Кроме того, в нашем понимании полигоном может стать любой район комплексной застройки. Например, имеет смысл масштабировать решения, связанные с умным управлением жилфонда, внедрённые в микрорайоне Академический, на другие районы. Там уже многое сделано в рамках внедрения «умных технологий»: есть вещи, связанные с энергоэффективностью, мониторингом потребления ресурсов.

К реализации будем привлекать не только крупные компании, способные внедрить какие-то цифровые решения «под ключ», но и небольшие организации, которые могут разработать отдельные сервисы или заниматься обработкой и аналитикой данных.

– Понятно, в Екатеринбурге «умные сервисы» уже развиваются. Не так давно появилась возможность бесконтактной оплаты проезда в общественном транспорте и каршеринг (сервис поминутной аренды и суточного проката автомобилей без водителя). Внедряются ли смарт-решения в других городах области и готовы ли муниципалитеты подключиться к реализации этой программы?

– В моём понимании любой город может внедрить такие решения. Сейчас у нас идёт период коммуникации с главами, определение пилотных площадок, и, я думаю, в приоритетную попадут несколько муниципалитетов. В формате кейса рассматривали решения по городам присутствия ГК «Росатом». Госкорпорация готова вложить определённые ресурсы. Сейчас в этих муниципалитетах проводят опросы на уровне руководства, бизнеса и жителей, чтобы определить реальные потребности и сформулировать задачи.

Стоит заметить, что в таких городах, как Нижний Тагил, Каменск-Уральский, Верхняя Пышма и других, «умные сервисы» уже реализуются, но не в таком объёме, как в Екатеринбурге. В Тагиле, например, работает система элементов «безопасного города», установлена система фото- и видеофиксации нарушений. Есть хорошие наработки по энергоэффективности в Сухом Логе. Есть решения по «умному освещению», которые только начинают внедряться.

– Возможно ли, что рано или поздно помимо «умных городов» появятся «умные посёлки»? На территории области есть муниципалитеты, население которых составляет 3–5 тысяч жителей.

– В любом муниципалитете вне зависимости от его величины есть потребность во внедрении некоторых сервисов. Но здесь должен работать принцип целесообразности. Понятно, что, например, в Малышевском ГО система платных парковок не так актуальна, как в Екатеринбурге и Нижнем Тагиле. Но, например, сервисы «безопасного города» и потребления энергоресурсов актуальны для всех. Хотя любое внедрение сервиса должно быть разумным с точки зрения бюджетного и социального эффекта. Идеальный вариант — если такие смарт-решения окупаются за 3–5 лет.

– Ситуация с сервисами, связанными с развитием транспорта и коммунального хозяйства, относительно понятна. Планируются ли какие-то решения в социальной сфере?

– Есть запрос на внедрение решений в сферах здравоохренения, образования. Например, сейчас на федеральном уровне идёт разработка проекта «Цифровая школа». В нём будет идти речь о формировании у школьников цифровых навыков в области обработки и анализа данных, разработки собственных проектов в сфере цифровизации. В отрасли образования есть ряд задач, связанных с реализацией онлайн-курсов и выстраиванием системы профориентации. На основе данных об успеваемости ученика, информационная система может задавать ему траекторию развития, подсказывать, какие направления нужно усилить. Сегодня мы находимся в новой реальности, и это серьёзный челендж*. В частности – для системы образования. Сейчас необходимо не только и не столько доносить знания, сколкьо развивать навыки поиска, обработки и анализа информации.

* Сhallenge в переводе с английского – вызов

– Резонный вопрос: как такое повсеместное внедрение сервисов отразится на рабочих местах?

– Я бы не стал ждать какого-то апокалипсиса. Мировая история неоднократно переживала периоды перехода от одного технологического уклада к другому. Да, технологии будут приводить к необходимости пересмотра компетенций и тех профессий, которые нужны на рынке. Например, с внедрением «умных камер», которые идентифицируют человека, чтобы пустить его в здание, возникает вопрос о необходимости работы охранников. Но появляются другие задачи, например, управление такими системами и устройствами.

– Вопрос финансирования уже прорабатывали?

– Всё будет зависеть от конкретных проектов. Есть три варианта источников финансирования. Первый – это бюджет. Например, государству необходимо вложиться в развитие систем контроля энергопотребления, и спустя какое-то время это приведёт не только к снижению энергозатрат, но и к экономии бюджета. Второй вариант – это государственно-частное партнёрство, концессии. Например, проекты, связанные с организацией платного парковочного пространства, «умных остановок». И третий вариант – проекты исключительно с частным финансированием. Регион может оказать инвесторам какую-то административную поддержку, поэтому мы включаем их в общий контур программы. Пример такого проекта — каршеринг. Инвестор вкладывает в него собственные средства, и за счёт создания платформ продвигает сервис.

– Есть ли сегодня какие-то законодательные ограничения для реализации проектов с использованием смарт-технологий?

– Есть. Например, IT-решения сегодня не могут стать объектом государственно-частного партнёрства. Законопроект, который разрешит эту ситуацию на федеральном уровне, проходит процедуру обсуждения. Кроме того, есть отдельные аспекты, связанные с применением норм закона о персональных данных.

– Разработка аналогичных программ в других регионах сейчас ведётся?

– Да, но кто-то концепции уже утвердил и перешёл к реализации программ, а кто-то занимает выжидательную позицию, чтобы проанализировать лучшие практики. Со временем между регионами развернётся конкуренция за человеческий капитал. Губернатор перед нами поставил задачу: максимально быстро сформировать первоочередные решения, которые будут внедрены в регионе, и запустить их.

Реализация программы «Умный регион» – это один из факторов, который позволит сделать так, чтобы люди не уезжали из Екатеринбурга и других городов области. А вместе с тем будет нарастать конкуренция за те компании, которые могут прийти в наш регион, обкатать и реализовать свои смарт-решения.

– Таким образом, когда среднестатистический житель Среднего Урала почувствует себя жителем «умного региона»?

– Это зависит от того, что каждый из жителей понимает под «умным регионом». Для одних – возможность бесконтактной оплаты в магазине, для других – сервис, который на основе идентификации пассажира будет автоматически списывать плату за проезд. В зависимости от возраста, жизненной позиции и уровня социальной активности потребности у людей — разные. Многое сегодня уже сделано, но зачастую не все об этом знают. Надеюсь, что со стартом реализации программы в конце 2018 – начале 2019 года, жители области почувствуют изменения.

КСТАТИ

В рамках выставки ИННОПРОМ стенд Свердловской области будет посвящён программе «Умный регион». Компании, которые являются производителями и интеграторами смарт-решений, получат хорошую возможность продемонстрировать свою продукцию и компетенции.

  • Опубликовано в №103 от 16.06.2018
Областная газета Свердловской области