Александр Высокинский: «Нужно забыть о конкуренции регионов»

По словам Александр Высокинского, экономика Среднего Урала сама становится катализатором таких крупных проектов, как ВСМ Екатеринбург – Челябинск. Фото: Алексей Кунилов

По словам Александр Высокинского, экономика Среднего Урала сама становится катализатором таких крупных проектов, как ВСМ Екатеринбург – Челябинск. Фото: Алексей Кунилов

Минэкономразвития РФ завершает разработку Стратегии пространственного развития страны. В документе будут отражены особенности и проблемы экономического роста регионов, а также пути решения этих проблем. Одновременно в Свердловской области продолжается разработка стратегий муниципалитетами и профильными министерствами, от которых будет зависеть развитие уже нашего региона. В интервью «Областной газете» вице-губернатор Александр ВЫСОКИНСКИЙ рассказал, почему наш регион будет не конкурировать, а сотрудничать с другими, и какие проекты федерального масштаба мы будем воплощать в жизнь.

Стратегии для отраслей и территорий

– Александр Геннадьевич, на каком этапе сейчас разработка стратегий в муниципалитетах и министерствах и как эти документы будут увязываться с федеральной?

– Мы ждём федеральную стратегию до сентября, там для нас будут обозначены основные векторы развития. К этому моменту ставим задачу сделать порядка 60 муниципальных и 23 отраслевых и межотраслевых стратегий. Рассматриваем их практически в еженедельном режиме. Сейчас мы примерно на половине пути. Понятно, что эти планы будут ещё дорабатываться: пока не будет готовой стратегии, например, Министерства энергетики и ЖКХ, местную главы никак не доработают. И наоборот. А когда мы со всем этим определимся – мы будем смотреть реперные точки-связки.

Основной механизм реализации стратегий – это проекты. Мы готовимся к реализации тех, которые считаем правильными и необходимыми, а затем согласовываемся с федералами. Какие-то проекты мы уже туда принесли – это высокоскоростная магистраль (ВСМ) Екатеринбург – Челябинск, которая уже официально вошла в Транспортную стратегию РФ, и одна из крупнейших в мире сортировочных станций с производсвенно-логистичеким комплексом под Большим Седельниково.

– Какие специализации нашего региона будут заложены в федеральной стратегии?

– Это логистика, машиностроение, металлургия, однозначно нужно растить IT-сферу. Будем разбираться с оборонкой: когда мне говорят, что предприятия ОПК должны производить товары народного потребления, меня это пугает. Во-первых, оборонщики всё-таки занимаются мелкосерийным производством, это определённый технологический уклад. А во-вторых, делать на одном оборудовании ракеты и сковородки нельзя. Поэтому стратегия развития промышленности предполагает производство на территории региона средств производства.

– Каковы наши конкурентные преимущества перед другими регионами?

- Нужно забыть о тезисе западных консультантов, которые говорили, что регионы должны конкурировать между собой. Екатеринбург, Челябинск и Пермь – это уральский промышленный узел, поэтому ни о какой конкуренции между нами речь вести нельзя. Сильной стороной Екатеринбурга является то, что мы сегодня – точка притяжения. Поэтому вместе с Челябинском мы делаем ВСМ и хотим создать третью по величине агломерацию, крупнейший центр концентрации человеческого капитала Урала и Сибири.Экономический эффект от этого будет больше. Тем более что экономика региона становится катализатором таких проектов. Поэтому мы говорим: давайте рельсы будет делать ММК, арматуру – НТМК, кабельную продукцию – УГМК. И это всё – наши налоги, наши рабочие места. Это уже достаточно конкретный разговор. На нынешнем ИННОПРОМе губернаторы Свердловской и Челябинской областей провели рабочую встречу с представителями крупнейших промышленных предприятий наших регионов и обсудили эти вопросы.

– Про так называемый «Екателябинск» говорят уже давно. С Пермью и Тюменью есть подобные проекты?

– Скоростное движение между регионами – это то будущее, которое нас ожидает. Поэтому – да, мы предварительные проработки с коллегами ведём. Тюмень в этом заинтересована, пермякам идея тоже нравится, несмотря на то, что их искусственно отделили в другой федеральный округ. Но, учитывая тот факт, что идея ВСМ Екатеринбург – Челябинск обсуждалась ещё в 2000 году, когда мне было 27, дело это небыстрое.

«Большой Екатеринбург» и другие агломерации

– Работа над «Большим Екатеринбургом» сейчас на какой стадии?

– Проведён конкурс на разработку Схемы территориального планирования Свердловской области в части екатеринбургской агломерации. В основу технического задания положены представленные на обсуждение в 2016–2017 годах и рассмотренные во всех муниципалитетах основные параметры пяти градостроительных схем. Это единая схема транспорта, экологического каркаса, инженерной и социальной инфраструктуры. По результатам конкурса разработкой схемы, а также перечня конкретных проектов будет заниматься московская компания «Гипрогор». Мы понимаем, что в области есть важный инвестиционный ресурс.

– Будут ли в области ещё какие-то агломерации?

– Они в документах уже фигурируют – это Горноуральская и Северная (или Серовская). Просто мы сейчас отрабатываем на Екатеринбурге методологию, и как только будет готова матрица, будем в неё всё грузить.

– И когда эта матрица будет готова?

– Рассчитываю, что в начале следующего года. Кстати, кроме этих трёх агломераций, в процессе разработки муниципальных стратегий некоторые муниципалитеты видят дополнительные возможности развития в тесном сотрудничестве с соседями для реализации межмуниципальных проектов. Хотя к стандартному определению агломераций такие «кусты» муниципалитетов не отнесёшь, эти предложения и проекты рассматриваются с особым вниманием. Эти три агломерации и системы городов, объединённых общими проектами и инфраструктурой, формируют наше пространственное видение региональной стратегии и также войдут в актуализированную схему территориального планирования Свердловской области.

– Планируется ли в перспективе объединение или реорганизация каких-то муниципалитетов?

– Объединять или нет – это инструментарий, а мы ещё со стратегией не определились. Как только поймём, каковы сильные и слабые стороны муниципалитетов, кто и что может привнести в общую копилку развития области, будем делать выводы. Есть множество предложений о внесении изменений в федеральное законодательство в части определения агломераций и закрепления инструментов реализации проектов развития агломераций. Уже несколько лет они вносятся и обсуждаются. Но если в перспективе выяснится, что инвестор не хочет реализовывать проект на пять миллиардов рублей на границе двух муниципалитетов просто потому, что ему неудобно работать сразу с двумя главами – не исключаю, что мы такой вариант обсудим. Это экономическая логика, её можно объяснять гражданам.

Нужны не только инженеры

– Возвращаясь к федеральной стратегии и нашей специализации: трудовых ресурсов для выполнения задач хватит?

– У нас с ними неплохо, похуже с квалифицированными ресурсами.

– Что с этим делать?

– Программа «Инженерная школа». Но работать нужно не только с будущими инженерами. Мы планируем к ЭКСПО-2025 как наследие создать четыре школы: инженерную, физико-математическую, гуманитарную и медико-биологическую. Это будут огромные образовательные центры. Все понимают, что, если ребёнок в шесть лет не пришёл в спортзал, олимпийским чемпионом он уже не будет. И мы прекрасно понимаем, что выпускники, которые до 18 лет ничего кроме игровых приставок в руках не держали, окончив какой-то инженерный факультет, не пойдут работать по специальности. Поэтому ребёнок должен иметь возможность посмотреть интересные ему отрасли, что-то потрогать руками, посещать специализированный кружок и творческую студию, участвовать в конкурсах, а после университета должен на предприятии попасть в руки наставника молодых.

– С «Инженерной школой» понятно, но когда начнут работать остальные проекты?

– Мы планируем сформировать их к 2025 году, но основу начнём делать уже в следующем году.

  • Опубликовано в №122 от 13.07.2018
Областная газета Свердловской области