В регионе начинают производить аддитивные машины

Демонстрация стенда ОСК на ИННОПРОМе-2018 вице-премьеру РФ Дмитрию Козаку

На ИННОПРОМе-2018 Объединённая судостроительная корпорация презентовала высоким гостям только мирную продукцию. Фото: Павел Ворожцов

Прошедший в Екатеринбурге ИННОПРОМ-2018 принёс Свердловской области настоящий прорыв в производстве оборудования. Достигнута договорённость о выпуске в регионе аддитивных машин, которые позволяют моделировать и выпускать изделия в разы быстрее, чем сейчас. Об этом вчера рассказал журналистам министр промышленности и науки Среднего Урала Сергей Пересторонин.

Аддитивные технологии (от английского слова additive – прибавляемый) – это послойное наращивание и синтез объекта с помощью компьютерных 3D-технологий. Они позволяют смоделировать и сразу запустить в производство определённые узлы и агрегаты. Для наращивания слоёв используются специальные порошки.

– Наши машиностроительные заводы в настоящее время зачастую заняты мелкосерийным производством. При этом иногда от разработки до внедрения конкретного изделия проходит 5–10 лет. Аддитивные технологии позволяют в кратчайшие сроки не только смоделировать, но и произвести спроектированный узел либо агрегат, потратив на это в 10–15 раз меньше времени, чем сейчас, – пояснил Сергей Пересторонин.

По его словам, в регионе уже создали опытный образец. А в следующем году планируется произвести две аддитивные машины для оборонных заводов. Для каких именно – секрет. Зато министр назвал разработчиков. Это госкорпорация «Росатом», концерн воздушно-космической обороны «Алмаз-Антей» и Уральский федеральный университет. Стоимость каждой такой машины будет равна минимум ста миллионам рублей. Но главное заключается в том, что в Свердловской области нашлись люди, которые умеют работать на новом оборудовании.

Вообще аддитивные разработки стали темой отдельного разговора на ИННОПРОМе-2018, чьей главной темой была цифровизация производства. Но поскольку речь шла о двойных технологиях, которые используются в том числе в оборонном комплексе страны, то широкую публику на такие экспозиции не приглашали. Между тем только Объединённая судостроительная корпорация (ОСК) посвятила этому новшеству отдельный стенд, который продемонстрировала курирующему промышленность вице-премьеру РФ Дмитрию Козаку. Совместно с Санкт-Петербургским государственным морским техническим университетом ОСК создала новые возможности для производства комплектующих, используемых при строительстве кораблей.

– Говоря об аддитивных технологиях в судостроительной отрасли, мы говорим о высокопрочных, жаростойких металлах, в частности, о титане. При этом изготовление, например, лопасти винта подруливающего устройства путём аддитивного наращивания занимает теперь до трёх раз меньше времени. Более того, данная технология значительно снижает объём механической обработки, практически 100 процентов материала идёт не в корзину, а на формообразование детали. Соответственно, заметно улучшается экономика производства, – подчеркнул президент корпорации Алексей Рахманов, сообщает пресс-служба корпорации.

Сергей Пересторонин также рассказал, что аддитивные машины для предприятий Свердловской области пока будут редкостью. Такое производство слишком дорого – немалых денег стоит не только оборудование, но и расходные материалы. Однако правительство региона намерено приложить все усилия, чтобы ускорить внедрение новых технологий.

  • Опубликовано в №139 от 07.08.2018
Областная газета Свердловской области