Плюс два процента: как скажется повышение НДС на уровне жизни россиян

НДС берут с предприниматетелей, но его повышение скажется даже на стоимости услуг ЖКХ … Фото: Алексей Кунилов

НДС берут с предприниматетелей, но его повышение скажется даже на стоимости услуг ЖКХ … Фото: Алексей Кунилов

4 августа Президент России Владимир Путин подписал принятый Госдумой РФ закон, повышающий с 1 января 2019 года налог на добавленную стоимость (НДС) до 20 процентов с ныне действующих 18 процентов. Официальный сайт duma.ru сообщает, что это будет приносить в федеральный бюджет дополнительные 620 миллиардов рублей ежегодно.

Заметим, что НДС распространяется на всю производственную цепочку: его уплачивают и добытчики сырья, и те, кто производит из него полуфабрикаты и продукты более высоких переделов, выступающие в роли товара. А также те, кто затем эти товары продаёт и перепродаёт. Так что фактически размер НДС увеличивается на каждой стадии перепродажи каждой единицы товара — чем выше передел, чем больше посредников в цепочке продаж, тем выше добавленная стоимость товара, а значит, и налог с неё.

В России НДС был введён в 1992 году вместо налога с продаж, который брался со всей выручки предприятия, организации или индивидуального предпринимателя. Но налог с продаж был сложен, неудобен в подсчёте и для бизнесменов, и для фискальных органов.

НДС же, как говорится, – на виду. Несколько утрированно это выглядит так: потратил на производство (приобретение) товара такую-то сумму, а реализовал готовый продукт за такую-то. Разница — и есть добавленная стоимость, которую и предпринимателю, и налоговому инспектору легче подсчитать.

Кстати

В странах Евросоюза величина НДС составляет от 20 процентов и выше. Например, в Португалии, Польше и Ирландии – 23 процента, в Греции, Финляндии и Исландии— 24, а в Норвегии, Швеции и Дании — 25. Самая высокая ставка этого налога — в Венгрии – 27 процентов.

В России же в момент введения этого налога в 1992 году ставка НДС была установлена на уровне 28 процентов, но уже в 1993 году её снизили до 20 процентов и на этом уровне она оставалась до 2004 года, когда её снизили до нынешних 18 процентов.

Выплачивают этот налог предприниматели, но основная нагрузка по его уплате ложится на конечного потребителя товара, в цену которого НДС включается вместе с себестоимостью продукции, акцизными сборами, долей прибыли предприятия. Важно – в какие именно суммы роста цен на товары и услуги это выльется для всех нас. По простой логике – в те же два процента. Курирующая в Правительстве России вице-премьер Татьяна Голикова, выступая по ТВ в июле, поясняла, что первоначально рассматривалась возможность увеличения НДС даже на четыре процента, но от этой цифры решено было отказаться в связи с риском роста инфляции. А рост на два процента правительство считает вполне приемлемым, поскольку его вполне компенсирует планируемое на следующий год увеличение зарплат и пенсий.

Кроме того, в отношении продовольственных (кроме деликатесных) и детских товаров, периодических печатных изданий (кроме рекламных и эротических) и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, а также лекарств сохраняется льготная ставка НДС в размере всего 10 процентов.

Комментарии

Владимир Фролов, доктор экономических наук, президент ассоциации «Налоги России»:

— Я отрицательно отношусь к налоговой реформе 1992 года. Считаю, что тогдашний просчёт со ставкой НДС — 28 процентов — причинил много бед российской экономике. Потери тех лет ощущаются и поныне. В то время я активно сотрудничал с Верховным Советом РФ и писал в своих заключениях о губительности такого решения. Предлагал ставку 18-20 процентов. Но и это предложение, с которым Правительство России в конце концов согласилось, снизив ставку сначала до 20, а затем и до 18 процентов, было компромиссным. А надо было, по моему мнению, снижать до 13-15 процентов. Я и сегодня остаюсь при своём мнении, что в интересах развития экономики страны надо снижать, а не повышать ставку налога.

Владимир Терешков, председатель комитета по бюджету, финансам и налогам областного Заксобрания:

- Конечно, решение о повышении НДС не радует никого. Мы ведь понимаем, что эти два процента войдут в стоимость товарной массы. Даже на цене услуг ЖКХ это скажется. Но понимаем мы и то, что мера эта вынужденная. Хорошо, что одновременно внесены поправки в Налоговый кодекс и из налогообложения выводится движимое имущество. Для РЖД, например, это очень существенно — у них 60 процентов налогооблагаемой базы — подвижной состав. Возможно, и в других отраслях благодаря поправкам в Налоговый кодекс последствия роста НДС не будут болезненными.

  • Опубликовано в №140 от 08.08.2018
Областная газета Свердловской области