Три вопроса работодателей к пенсионной реформе

Цех завода «Демидовский»

Менеджеры считают, что женщинам рабочих профессий будет тяжело трудиться после 55 лет. Фото: Владимир Мартьянов

Известие о будущем повышении пенсионного возраста для женщин до 63 лет, а для мужчин – до 65 вызвало нестихающую дискуссию в обществе. Давно в России не было темы, столь широко обсуждаемой. «Областная газета» решила взглянуть на ситуацию глазами работодателей: мы опросили более десяти менеджеров и узнали, как они относятся к грядущей реформе и какие моменты им кажутся противоречивыми.

Увольнять нельзя, а зарплату снижать можно?

Сразу несколько опрошенных нами работодателей выразили недовольство по поводу возможного введения уголовного преследования за увольнение пожилых сотрудников. Само слово «заставить» держать таких сотрудников на предприятии вызвало отторжение. Более того, запрет ещё не принят, а менеджеры уже думают, как его обойти без риска для себя. Весьма вероятно, что к моменту одобрения соответствующего документа бизнес-структуры будут иметь целый набор средств, позволяющих избавиться от работников в возрасте. Не исключено, что некоторые из последних лишатся своего места ещё до вступления запрета в силу.

Но это ещё не всё – работодатели с радостью отметили, что потенциальных сотрудников станет больше, а конкуренция между ними – жёстче. Чтобы получить работу, люди будут соглашаться на зарплату меньше, чем сейчас. В этом плане представители бизнеса видят для себя большой плюс.

На кого переучивать?

А вот вопрос, на кого можно переучить работающих у них людей, поставил начальников в тупик. Сосредоточенные на деятельности своих компаний, они не смогли даже предположить, кем может стать бывший штамповщик или продавец. При этом чуть не в голос заявили, что такая работа не для пожилых.

В этом вопросе менеджеры проявили искреннее сочувствие к людям рабочих профессий – если стало тяжело трудиться за станком или прилавком, то пора уходить на пенсию. Переучиться на выполнение интеллектуальной работы практически невозможно – в силу возраста получить высшее образование такие люди уже не могут. Более того, многие из них имеют стойкий профессиональный навык, избавиться от которого не так-то просто.

Пенсионный возраст будет наступать с разницей в одно поколение?

Тот факт, что реформа не заденет людей, работающих на вредных производствах, у менеджеров вызвал противоречивые чувства. С одной стороны, они вновь проявили солидарность с простыми тружениками и заявили, что досрочный выход на пенсию для таких работников – единственно верный выход. С другой стороны, представители бизнеса пришли в недоумение: женщина, работающая на вредном производстве, уйдёт на заслуженный отдых в 45 лет, а её коллега, которая трудится в офисе, – в 63. Несложная арифметика даёт разницу в 18 лет – это целое поколение! Из-за этого у работодателей возник резонный вопрос: в предстоящей реформе действительно всё тщательно продумано?

При этом некоторые из опрошенных «Облгазетой» бизнесменов прямо признались, что грядущие перемены иногда вызывают неприятие в силу неготовности ломать уклад, ставший привычным за несколько поколений собственной семьи. «Обе мои бабушки вышли на пенсию в 55 лет и стали заниматься внуками», «Люди ждут выхода на заслуженный отдых, а тут получается, что они его ещё не заслужили», «Я ни разу не встречал женщину, которая хотела бы продолжить работу после достижения пенсионного возраста. Ведь есть семья, дом, сад-огород», «Люди будут злиться, что их заставляют работать дольше, чем раньше. А негатив будут срывать на окружающих, в том числе на нас, работодателях», – сетовали начальники.

Какое решение видят работодатели?

В качестве средства, способного преодолеть эти стереотипы, некоторые менеджеры предложили сделать переход на новый пенсионный возраст более продолжительным, вплоть до того, что растянуть этот период на 20 лет. Тогда люди смогут более спокойно перестроиться на новый лад. В 35–40 лет большинство работающих ещё не думают о пенсии, у них нет такого неприятия реформы, как у тех, кому до заслуженного отдыха осталось совсем чуть-чуть. Кроме того, возникающие проблемы, многие из которых сейчас трудно предсказать, будут проявляться постепенно, а не все враз. А это значит, что решить их будет проще.

Также бизнесмены напомнили, что при повышении пенсионного возраста нужно всерьёз заняться тем, что называется «комфортными условиями жизни». Чтобы люди дольше могли полноценно жить и работать, как минимум необходимо сделать более доступными медицинские услуги и поездки в отпуск с семьёй.

Прямая речь

Андрей БЕСЕДИН, президент Уральской торгово-промышленной палаты:

– У работодателей как раз станет меньше трудностей, потому что расширится рынок труда. Люди, которым придётся бороться за рабочее место в возрасте 60–65 лет, не смогут ставить серьёзные условия в ходе переговоров с нанимающей их стороной. Это даст возможность снизить таким людям зарплату. Со временем то же самое распространится и на остальных работников.

Что касается заявленного запрета на увольнение работника по возрастным мотивам, то его, увы, можно обойти. В России кадровые службы работают весьма профессионально. Они найдут для увольнения сотрудника формулировки, которые не будут носить дискриминационного характера.

Дмитрий ХАНИН, вице-председатель регионального отделения общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России»:

– В пенсионной реформе есть определённые риски для предпринимателей, в первую очередь для малого бизнеса. Возьмём, к примеру, торговлю. Работа продавца связана с постоянным нахождением на ногах, с возрастом это приводит к проблемам с венами, суставами и прочим. Возникает вопрос: как женщина 55 лет, которая всю жизнь провела за прилавком, сможет работать дальше?

Ещё один вопрос: а на какие рабочие места будет приходить молодёжь, если пожилые люди продолжат трудиться? Мы ведь уже переживали такие времена, когда было много безработных молодых людей. В 1990-е они создали много организованных преступных групп. Это тоже является потенциальной угрозой для малого бизнеса – мы помним, какое силовое давление оказывали на предпринимателей в те годы все эти формирования.

Леонид ГУНКЕВИЧ, председатель областного отделения организации «Деловая Россия»:

– Я считаю, что работодателям повышение пенсионного возраста только на пользу. Эта мера оживит рынок труда и сделает его более конкурентным. Главное беспокойство вызывает желание некоторых представителей органов власти заложить какие-то особые дискриминационные меры в отношении работодателя при его взаимоотношении с работником. Ни один работодатель не откажется от эффективного, нужного, полезного сотрудника. И без разницы, сколько ему лет! Критерий один: полезен работник предприятию или нет.

Владимир ПАКЛЯНОВ, главный инженер завода «Демидовский» в Каменске-Уральском:

– У нас на предприятии есть возрастные работники. Но здесь всё зависит от человека. Так, бывший главный технолог проработал до 75 лет, в этом году ему исполнится 80. Я недавно его видел: ездит на велосипеде, бодр, находится в здравом уме. Было очень приятно с ним поговорить. Также у нас до сих пор работает электрик, которому в этом году будет 75 лет. К сожалению, могу констатировать, что его профессиональный уровень не растёт так, как это происходит у молодых: да, он ответственный работник, который знает своё дело, но ему недоступна, например, работа с современными контроллерами и другим новым оборудованием.

Есть такие рабочие профессии, которые под силу только абсолютно здоровым людям. Тот же штамповщик не сможет трудиться до 65 лет. Да и насчёт других специальностей есть сомнения. Что будет, если женщинам, задействованным в нашем производстве, увеличат срок работы на восемь лет, я сейчас не могу судить. Работа не требует высоких профессиональных навыков, но человек привыкает действовать в определённом темпе. Насколько такая способность сохранится в более пожилом возрасте, я не знаю. Но есть понимание, что это получится не у всех.

  • Опубликовано в №141 от 09.08.2018
Областная газета Свердловской области