Пять вопросов о биометрии для банков

замер биометрических данных человека

Российские банки начали собирать биометрические данные своих клиентов для дистанционного оказания услуг. Фото: Алексей Кунилов

Российские банки начали собирать биометрические данные своих клиентов для дистанционного оказания услуг. До конца 2018 года такой сервис должны предоставлять не менее 20 процентов структурных подразделений банков, а к 2019 году – каждое из них. Предполагается, что нововведение позволит упростить и обезопасить получение услуг. У «Облгазеты» возникло к системе пять вопросов.

Кто предоставляет услугу?

Ещё недавно российское законодательство не позволяло банкам открывать счета клиентам-физлицам без их личного присутствия, в частности, такая норма была закреплена в законе «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём». Необходимый для удалённого оказания услуг блок поправок Госдума приняла в конце декабря 2017 года.

Оператором единой биометрической системы стал «Ростелеком». Доступ к системе для пилотного тестирования получили 12 крупнейших банков страны, в том числе Сбербанк, ВТБ, СКБ-Банк, Тинькофф, Альфа-Банк и другие.

На днях Центробанк опубликовал Карту точек банковского обслуживания, где можно сдать биометрию – с адресами и временем работы подразделений. Она, как пояснили «Облгазете» в пресс-службе регулятора, будет обновляться в постоянном режиме. На момент подготовки материала точки отмечены в 81 субъекте РФ – от Калининграда до Владивостока. В Екатеринбурге сейчас, по данным Центробанка, услугу можно получить в девяти точках банковского обслуживания – в подразделениях Совкомбанка, Почта Банка, Росбанка и Хоум Кредит Банка.

Как сдать данные?

Для того чтобы проверить, как работает система, отправляемся в одну из предложенных Центробанком точек. Начинаю расспрашивать менеджера о том, действительно ли они собирают биометрические данные. Сначала вижу на его лице непонимание, потом удивление, но в конечном итоге меня отправляют к специально обученному сотруднику.

Вопреки ожиданиям, специальной комнаты и даже аппаратуры для сбора биометрии нет. Как и положено, отдаю менеджеру паспорт и СНИЛС, подписываю соглашение на обработку данных. Затем меня пытаются сфотографировать на веб-камеру ноутбука – её сотрудники банка используют по умолчанию, открывая своим клиентам счета и оформляя кредиты. Следующий этап – запись голоса. Мне по команде предлагают прочитать три последовательности цифр: от нуля до девяти, от девяти до нуля и ещё 10 цифр в хаотичном порядке. Микрофоном выступает всё та же многострадальная веб-камера, правда, на этот раз на неё одевают шумовку.

Процедура заняла не более пяти минут. После записи голоса сотрудник банка предупреждает меня, что в ближайшее время мои биометрические данные появятся в системе Госуслуг. Однако чёткого ответа на вопрос о том, какие преимущества у меня есть, оставив свои данные, получить так и не удалось.

замер биометрических данных человека

Для того чтобы подтвердить свою личность, необходимо будет прочитать определённую последовательность цифр, глядя во фронтальную камеру мобильного телефона. Фото: Алексей Кунилов

Как работает система?

Возникает резонный вопрос, почему в списке Центробанка не фигурируют другие крупные кредитные организации. Оператор горячей линии СКБ-Банка рассказал «Облгазете», что такая услуга для клиентов скоро заработает. Как оказалось, в Сбербанке, несмотря на то, что организация не числится в списке Банка России, многим клиентам уже предлагают сдать биометрические данные. В отделении, которое посетил корреспондент «ОГ», заверили, что уже сейчас при звонке в контакт-центр тебя будут узнавать по голосу (к слову, у пользователей мобильного банка эта услуга работала и раньше). Впоследствии в отделения можно будет приходить без паспорта – пока эта возможность, по словам сотрудника банка, действует в тестовом режиме.

– Со временем предоставление услуг в банках должно перейти в удалённый формат. Это будет особенно удобно для жителей небольших городков, где, как правило, представлены только 1–2 банка, и большого спектра услуг нет. Житель этого городка узнаёт, что за сотни километров от него есть интересные условия депозита, выгодные условия кредитования или какие-то другие интересующие его услуги. И, позвонив в этот банк – возможно, для этого даже будут использовать скайп, – человек сможет произнести определённый текст, и идентификационная система считает его данные, – пояснил «ОГ» завкафедрой финансовых рынков и банковского дела УрГЭУ Максим Марамыгин.

Безопасно ли это?

Сбор, обработку и хранение биометрических данных, а также проверку их соответствия первично сданным биометрическим образцам обеспечивает «Ростелеком». Как рассказали «Облгазете» в макрорегиональном филиале компании, два типа биометрии – голос и лицо – были выбраны для удалённой идентификации как самые доступные для массового использования. Другие типы данных могут быть считаны только при помощи специального оборудования. При этом отпечатки пальца, которые многие используют для разблокировки смартфона, применяться для идентификации широкого круга пользователей не могут – из-за низкой чувствительности сканера и закрытого программно-аппаратного комплекса смартфонов определённых марок.

Для того чтобы обеспечить информационную безопасность биометрических данных в единой системе, биометрический шаблон хранится в обезличенной форме отдельно от персональных данных (фамилии, имени, отчества, паспорных данных, СНИЛСа), включённых в базы ЕСИА (портал Госуслуг). Биометическая платформа работает со множеством алгоритмов. Взлом даже одного из них, заверяют в компании, – сложный и дорогостоящий процесс.

Биометрические образцы проверяет специальный модуль системы. Сначала обрабатывается изображение и голос с поступившего видео. Определяется степень схожести с биометрическим шаблоном в процентах. Ответ отправляется в банк. Параллельно система запускает проверку видео с помощью других биометрических алгоритмов: если один или несколько из них не идентифицировали гражданина, система анализирует причины расхождений и в случае мошеннических действий отправляет уведомление в банк.

Каковы перспективы?

По мнению Максима Марамыгина, использование биометрии приведёт к изменениям в банковском секторе:

– Для хороших и крупных банков – это возможность расширить поле своего влияния. Для небольших банков, к сожалению, это угроза – сегодня многие из них не в состоянии предложить очень выгодный продукт в силу ограниченных возможностей. Поэтому в небольших городках банки могут попросту потерять своих клиентов, которые будут дистанционно пользоваться услугами крупных банков, и даже закрыться.

Если говорить о биометрии в целом, уже в ближайшие годы технология может серьёзно облегчить повседневную жизнь многих людей. Уже сейчас в аэропортах Финляндии и США тестируют систему идентификации пассажиров по биометрическим данным. Сбербанк в нескольких офисах тестирует технологию распознавания сотрудников с использованием динамической биометрии в своих офисах. А в сети «Азбука вкуса» запустили сервис по оплате покупок с помощью биометрии – причём камеры запоминают посетителя, анализируют, сколько времени он проводит у стоек с определёнными товарами, а при повторном посещении магазина покупатель получает конкретные рекомендации через приложение в смартфоне.

  • Опубликовано в №191 от 18.10.2018 под заголовком «Паспорт уходит в прошлое»
Областная газета Свердловской области