Свердловскую область свяжут с Северным морским путём

Карское море.  Фото: Владимир Мартьянов

Карское море. Фото: Владимир Мартьянов

Средний Урал станет логистическим хабом мирового уровня в ближайшие 17 лет (концепция развития логистического комплекса и оптовой торговли Свердловской области на период до 2035 года опубликована на сайте pravo.gov66.ru). Все условия для этого есть – рост объёмов оптовой торговли и грузоперевозок, наличие свободной складской недвижимости, удобное географическое положение. Да и реалии российской экономики не оставляют выбора: чтобы войти в топ-3 сильнейших регионов страны (как предписывает губернаторская программа «Пятилетка развития»), Среднему Уралу придется усовершенствовать логистическую инфраструктуру. 

Область ищет свой путь

В общероссийском рейтинге конкурентоспособности регионов Свердловская область занимает 6-е место после Москвы, Санкт-Петербурга, Московской области, Татарстана и Краснодарского края, проинформировал областной министр экономики и территориального развития Александр Ковальчик.По данным независимого Леонтьевского центра социально-экономических исследований, конкуренция между регионами в ближайшие годы будет только усиливаться. И правительству нужны прорывные решения, чтобы повысить статус области и качество жизни уральцев.

В торговых делах Свердловская область преуспела: в прошлом году оборот оптовой торговли составил почти два триллиона рублей, а за девять месяцев этого года – уже полтора триллиона (это один из лучших показателей в России, отметил министр). В регионе растёт грузооборот товаров посредством автомобильного (с 5,7 до 5,8 миллиарда тонн/км за два года) и железнодорожного транспорта (с 59 до 60 миллионов тонн). Область также подхватила общероссийский тренд продаж товаров по Интернету.

Основные грузовые потоки идут с востока на запад – в центральную часть страны, в том числе по транспортно-логистической сети региона.

– Если мы трансформируем область в полноценный логистический хаб, осуществляющий перевозку, переработку и перераспределение грузов, это станет мощным конкурентным преимуществом, – сказал Ковальчик.

Схема размещения планируемых приоритетных транспортно-логистических центров Свердловской области
Пока большинство объектов логистики сосредоточены вокруг Екатеринбурга. В перспективе будет сформирован транспортно-логистический каркас с несколькими центрами, который будет интегрирован в федеральные и международные транспортные коридоры

Из Ивделя – в порт Сабетта

Проблема в том, что логистический комплекс области был образован стихийно – с приходом крупных торговых сетей, и сегодня существует сам по себе, заявил министр. Большая часть  комплексов сосредоточена в пределах ЕКАДа, единой информационной платформы по логистике нет, а складская недвижимость ориентирована на крупных арендаторов.

– Эта система не обеспечивает единство экономического пространства, не учитывает создание агломераций внутри области и не интегрирована в общероссийскую и мировую логистическую сеть, – резюмировал Ковальчик.

Исходя из этого, областное правительство разработало концепцию развития логистического комплекса и оптовой торговли до 2035 года. Власти региона намерены существенно расширить логистическую сеть и привязать её к федеральным и международным транспортным коридорам.

По словам Ковальчика, до 2025 года крупные транспортно-логистические центры появятся в Екатеринбурге (станция Седельниково), Талице и Горноуральском округе. Екатеринбургский ТЛЦ ориентирован на грузовые потоки через аэропорт Кольцово и по железнодорожным магистралям «Евразия» и «Транссиб». ТЛЦ в Талице и Горноуральском ГО – на хранение, обработку и отгрузку продукции сельского хозяйства с выходом в Курганскую область и Пермский край.

Ещё три центра будут построены в период с 2025-го по 2035 год в Красноуфимске (связь с Башкирией и Пермским краем), Краснотурьинске (связь с городами северной агломерации) и Ивделе (грузопотоки севера России).

Через Ивдель при этом пройдёт «Северный широтный ход» – новая железнодорожная магистраль, которая свяжет Северную железную дорогу со Свердловской. В результате регион получит выход в порт Сабетта на Карском море, где осуществляется круглогодичная навигация.

Пока большинство объектов логистики сосредоточено вблизи Екатеринбурга и не включены в единое экономическое пространство. В такую систему местным товаропроизводителям встроиться непросто. Фото: Павел Ворожцов

Логика российской логистики

Чтобы увеличить грузооборот товаров и повысить эффективность работы логистических комплексов, в аэропорту Кольцово будет построен новый грузовой таможенный терминал – его включат в общероссийскую логистическую сеть, сообщил Ковальчик. В стратегической перспективе Кольцово планируют трансформировать в авиационный грузовой трансферный узел – хаб, в том числе для отправки пассажиров и грузов на североамериканский континент.

Особая ставка правительства сделана на развитие высокоскоростного железнодорожного сообщения (уже внедряется в регионе) и на федеральный проект «Белкомур» – железнодорожную магистраль, которая свяжет Пермский край, Урал, Республику Коми и Архангельскую область.

В «Белкомур» войдёт участок железной дороги «Соликамск – Екатеринбург». В результате регион получит выход в Северную Европу, регионы Сибири, Казахстана и Средней Азии.

Кстати

Как рассказали «Облгазете» в областном минэкономики, сейчас статистика ведётся только по складским комплексам класса А, большинство из которых расположено в границах Екатеринбурга. По данным за 2017 год, их общая площадь составляла 1 млн квадратных метров, ежегодно в эксплуатацию сдаётся около 50 тысяч квадратных метров новых складских помещений. По результатам 2017 года Екатеринбург находится на третьем месте после Москвы и Санкт-Петербурга, но уральскую столицу активно догоняет Новосибирск, поэтому по итогам 2018 года расклад может измениться. 

– Мы можем сохранить уверенную третью позицию только в том случае, если будем активнее развивать наш промышленный бизнес, – пояснил «Облгазете» председатель правления Союза малого и среднего бизнеса области Сергей Мазуркевич. – Это позволит образовать собственный промышленный грузопоток продукции. Причём ставку нужно делать на предприятия среднего бизнеса.

Отчасти его слова сегодня подтверждают многие владельцы индустриальных парков: основной спрос на помещения, обеспеченные всем необходимым для открытия производств, сегодня – именно со стороны предпринимателей из сегмента торговли.

  • Опубликовано в №208 от 14.11.2018
Областная газета Свердловской области