«Всевидящее око» Кольцово

Екатеринбургский укрупнённый центр Единой системы организации воздушного движения, ОрВД

Благодаря новой автоматизированной системе у диспетчеров стало больше времени на координацию с пилотами в небе Фото: Алексей Кунилов

В Екатеринбурге начал работу укрупнённый Центр единой системы организации воздушного движения (ОрВД), который будет обеспечивать аэронавигационное обслуживание над территорией шести регионов России. Как уже писала «Облгазета», на торжественное открытие в минувший понедельник приезжал министр транспорта РФ Евгений Дитрих. Мы пообщались с сотрудниками центра и узнали, как организована его работа. 

Опорный пункт

Центр отвечает за обеспечение безопасности полёта в верхнем воздушном пространстве – от 8 километров. Раньше эту задачу выполняли более 120 региональных центров управления воздушным движением, удалённых друг от друга. Основной проблемой была передача контроля за движением воздушного судна на границе зон ответственности диспетчерских пунктов.

 – Уральский центр – это новейшее современное здание, оснащённое новейшим оборудованием, которое позволяет объединить все диспетчерские службы в одном месте, это поможет принимать оперативные решения, – пояснил корреспонденту «Областной газеты» Евгений Дитрих. – Это оборудование подсказывает диспетчерам варианты возможных действий для работы в нештатных ситуациях. Кроме того, работа в современных помещениях совместно с руководителями управления полётами позволит принимать решения гораздо быстрее, чем если бы центры были разбросаны по нескольким регионам.

Новая система также позволяет уменьшить риски по возникновению внештатных ситуаций как на земле, так и в воздухе. Если по каким-то причинам временно перестают работать локаторы, определяющие местоположение самолётов в небе, система способна работать автономно, просчитывая алгоритм курса на 5–10 минут вперёд.

«Брейн-ринг» для диспетчеров

В едином укрупнённом центре работает 195 профессионально подготовленных диспетчеров и 56 человек отдела планирования.

– Диспетчер – это очень эмоциональная работа. Она связана не только с принятием информации и слежением за курсом воздушного транспорта; диспетчер должен также правильно определить интонацию голоса у члена экипажа, чтобы знать, что происходит на борту самолёта, – рассказал заместитель начальника Екатеринбургского укрупнённого центра Единой системы организации воздушного движения Алексей Синюхин. – Этому учатся довольно долго, в том числе и на специальных тренажёрах, где отрабатываются разные внештатные ситуации. Если диспетчер слышит нервный тон в голосе пилота, значит, самолёт находится в критической ситуации, и диспетчер мгновенно принимает решение предоставить кратчайший путь до ближайшего аэродрома, обеспечив необходимый интервал и свободное воздушное пространство. Это очень ответственная работа и в подобных ситуациях сотрудник центра должен вести себя хладнокровно.

заместитель начальника Екатеринбургского укрупнённого центра Единой системы организации воздушного движения Алексей Синюхин
Алексей Синюхин объясняет, как диспетчер видит на экране условное обозначение воздушного судна Фото: Алексей Кунилов

По словам Алексея Синюхина, диспетчеры, ранее работавшие в региональных центрах, перед тем как выйти на новое место работы, прошли специальную подготовку. 

– Надо было устроить своеобразный «брейн-ринг» (интеллектуальное состязание. – Прим. ред.), чтобы сотрудники освоили новую систему и условия работы. Всё это проходило в течение полутора лет, и могу вам сказать, что оно того стоило – отметил он.

Один из таких профессионалов, работающих в центре организации воздушного движения, – диспетчер первого класса Яна Подсухо. В профессии она уже более 5 лет. По её словам, современное оборудование и новая автоматизированная система, установленные в центре, позволяют диспетчеру уделять больше времени пилотам и решать вопросы в небе, не теряя время на согласование с другими диспетчерскими пунктами на земле. 

– Раньше нам приходилось согласовывать различные маршруты и движение воздушных судов посредством удалённой координации и телефонной связи, теперь у нас работают сотрудники не только из Екатеринбурга, но также из Челябинска, Кирова и Перми. Сейчас время координации заметно ускорилось, – рассказала Яна. 

Зона ответственности

Екатеринбургский укрупнённый центр объединил функции шести оперативных органов, расположенных на территории Республики Удмуртия, Кировской, Курганской, Свердловской, Челябинской областей и Пермского края. Зона ответственности центра поделена на три потока: северный, средний и южный. В случае неблагоприятных изменений погодных условий на пути полёта воздушного судна диспетчер может скоординировать маршрут с пилотом и перевести его с северного потока на средний и также со среднего на южный, тем самым не теряя общий трафик транзитных авиарейсов.

В зоне ответственности центра находится 86 воздушных маршрутов общей протяжённостью более 36,5 тысячи километров с ежедневной пропускной способностью около 2,5 тысячи самолётов. Основная масса полётов над Уралом – это транзитные полёты между Европой и Азией. Есть ещё относительно новое направление – маршруты, которые проходят через Северный полюс и связывают Индию и страны Ближнего Востока с Канадой и Японией, – так называемые кроссполярные маршруты. 

– Отечественная авиация ежегодно увеличивает пассажирские авиаперевозки. На конец ноября российские авиакомпании перевезли более 107 миллионов пассажиров, – отметил руководитель Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация) Александр Нерадько. - Это один из важнейших этапов развития и технического переоснащения отечественной аэронавигации, так как Екатеринбургский укрупнённый центр ОрВД находится на стыке Европы и Азии. Через него проходит 70 процентов всех полётов над Россией. 

ВАЖНО

Специально для «Облгазеты» министр транспорта РФ (который, к слову, на днях возглавил совет директоров «Аэрофлота») объяснил решение о строительстве регионального хаба этой компании в Кольцово: 

– Этот вопрос обсуждался в процессе подготовки комплексного плана модернизации и развития транспортной инфраструктуры РФ. В него входит федеральный проект развития авиаперевозок. В нём предусмотрено, что в Сибири будет начато строительство двух крупных авиахабов – это Новосибирск и Красноярск, – пояснил Евгений Дитрих. – Аэропорт Кольцово в данном случае по своему историческому статусу уже является неким хабом. Но чтобы в полной мере соответствовать этому статусу, необходимо обеспечивать перекрестие транспортных потоков российского и международного уровня. Также важна развитая инфраструктура для наземной доставки пассажиров к аэропорту. Кроме того, это ещё и наличие достаточных грузовых мощностей и грузовых терминалов. Сегодня в Кольцово всё это есть. Думаю, что Екатеринбург будет задействован в обслуживании региональных авиарейсов в полном объёме наряду с теми аэропортами, о которых я сказал ранее.

  • Опубликовано в №231 от 14.12.2018
Областная газета Свердловской области