В Екатеринбурге создан первый на Урале Центр франчайзинга

В Свердловской области в настоящее время работают более 200 тысяч средних, малых и микропредприятий, на которых заняты 639 тысяч человек или более 28 процентов экономически активного населения региона, что на 3 процента больше, чем в среднем по стране. По этим показателям Средний Урал занимает вполне достойное 5-е место в России, уступая лишь Москве, Санкт-Петербургу, Краснодарскому краю и Московской области. Тем не менее губернатором Евгением Куйвашевым поставлена задача вывести регион к 2035 году по количеству МСП и трудоустроенных на них людей на более престижное 3-е место в стране.

Выполнение этой задачи потребует от областного правительства выделения значительных средств на поддержку малого бизнеса. Что, кстати, у нас делается уже не первый год. Между тем, как показывает мировой опыт, действенную помощь малым предприятиям государство может оказать, задействуя и другие механизмы. Например, через вовлечение их в систему франчайзинга. Толчок к развитию этой системы в нашем регионе был дан в июле текущего года. Тогда на полях выставки «ИННОПРОМ-2019» между областным фондом поддержки предпринимательства и региональным представительством Российской ассоциации франчайзинга было подписано соглашение о сотрудничестве в реализации нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».

О ходе выполнения этого соглашения шла речь на прошедшем вчера в Доме журналистов круглом столе, в котором приняли участие замминистра инвестиций и развития области Евгений Копелян, и.о. директора областного фонда поддержки предпринимательства Валерий Пиличев, региональный представитель Российской ассоциации франчайзинга Андрей Разуваев, а также предприниматели и представители СМИ. Отмечалось, что в результате проведённого недавно маркетингового исследования 500 компаний Свердловской области установлено, что только 33 из них разработали и продвигают свои франшизы. Компания ПивКо, например, имеет сеть из 395 магазинов по всей России, а СтрижкаShop — 20 салонов в 14 городах страны. Большинство же только начинают свой путь в этой сфере, имея от 3 до 10 партнёров. В том числе парикмахерская «Барбершоп Алебарда», пекарня «Мякушка» и аварийная служба «Труба Дело», руководители которых Александр Горев, Денис Петров и Иван Зубарев тоже приняли участие в разговоре за круглым столом. Они рассказали как о преимуществах, которые даёт предпринимателям, особенно начинающим, участие во франчайзинговых проектах, так и о проблемах, с которыми им приходится сталкиваться.

О том, что франчайзинг выгоден предпринимателям, говорит и мировой опыт – в развитых странах он охватывает 75 сфер деятельности, из которых торговля, общественное питание и услуги занимают лишь 35–40 процентов. В России же, как подчеркнул Андрей Разуваев, именно эти три сферы составляют почти 70 процентов рынка, а в таких областях, как риелторские услуги, аренда жилья, сервисы ЖКХ, аутсорсинг технического персонала, придорожный сервис и другие, франчайзинг в нашей стране пока не очень популярен.

Главные же из проблем, с которыми сталкиваются российские предприниматели — недостаточный уровень знаний о возможностях приобретения имеющихся или разработки собственных франшиз, трудности получения достоверной информации о них, а также отсутствие квалифицированного персонала в сфере франчайзинга. К счастью, в Екатеринбурге уже создан первый на Урале Центр франчайзинга, который готов оказывать бизнесменам всяческое содействие в решении этих проблем.

Справка «ОГ»

Франча́йзинг или франшиза (от англ. Franchising — льгота, привилегия) – это коммерческая концессия, то есть вид отношений между рыночными субъектами, когда одна сторона (франча́йзер) передаёт другой стороне (франча́йзи) за плату право на определённый вид бизнеса, используя разработанную бизнес-модель его ведения: действовать от своего имени, используя технологию, сырьё, бренд (товарный знак) франчайзера.

  • Опубликовано в №145 от 15.08.2019 
Областная газета Свердловской области