Темы дня

Новый министр финансов Галина Кулаченко обещает быть ближе к народу

Галина Кулаченко: «надо искать компромиссы и выстраивать отношения, чтобы все стороны удовлетворили свои интересы». Фото Александра Зайцева

Галина Кулаченко: «надо искать компромиссы и выстраивать отношения, чтобы все стороны удовлетворили свои интересы». Фото Александра Зайцева

Новый министр финансов Свердловской области Галина КУЛАЧЕНКО провела первую рабочую неделю в этом статусе. Специально для читателей «Областной газеты» она рассказала о приоритетных направлениях финансирования региона, о налоговой культуре и о том, чем финансист отличается от бухгалтера.

Задачник для министра.

—Мы все знаем, что Президент Владимир Путин в своём Бюджетном послании отметил: «властям придётся ввести жёсткие ограничения на расходы». С вашей точки зрения, какие бюджетные расходы региональной казны могут быть сокращены в первую очередь?

—Неэффективные. Нам предстоит большая работа, чтобы определить, какие именно расходы областного бюджета не приносят конечного результата. Причём эта работа уже началась: первые шаги мы делаем в этом направлении совместно с министерством экономики. Наша конечная цель — заставить гос-

учреждения эффективно работать, что обязательно должно отразиться на качестве услуг. Для этого, в том числе, будем выстраивать систему мониторинга, определяя четкие нормативы для финансирования. То есть речь идет об оптимизации бюджетных расходов, что, я уверена, поможет нам найти финансовые резервы.

—Галина Максимовна, отвечая на вопросы депутатов Законодательного Собрания, вы сказали, что «бюджет никогда не бывает хорошим, денег всегда не хватает». Какие приоритетные направления для финансирования вы сегодня видите?

—Приоритеты в финансировании сегодня четко определил губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев. Это — дороги, ЖКХ, детские сады, здравоохранение, промышленность, агропром. Стоит непростая задача — сохранить социально ориентированный бюджет, но при этом сделать всё возможное, чтобы перейти на бюджет развития.

—Эффективное расходование бюджетных средств вещь, конечно, хорошая и архиважная, но ведь детские сады и школы денежного потока не генерируют...

—А это вторая часть нашей задачи: пополнение доходной базы регионального бюджета. Это, во-первых, привлечение в область новых налогоплательщиков, во-вторых, принятие мер к недопущению сокрытия доходов.

— Нет ли здесь противоречия? Если у нас будет жёсткая борьба с неплательщиками, новые как-то станут опасаться и не придут?

—А зачем нам такие плательщики, которые будут скрывать доходы, скажите, пожалуйста? Это ведь налоговая культура, вот её и надо прививать. Надо искать компромиссы и выстраивать отношения, чтобы все стороны удовлетворили свои интересы. Мы же сравниваем разные субъекты и видим, что в них по-разному налогоплательщики себя ведут. Почему? Где-то такие условия, что удобно не платить налоги. А субъекту-то от этого какая радость? Значит, надо таким неплательщикам создать условия, чтобы они почувствовали от этого себя некомфортно. Давить не надо, надо выстраивать нормальные партнёрские отношения. Если у вас есть производственная база, налажен бизнес, то умный бизнесмен, понимая, что «лафа кончилась», просчитает, что ему выгодней пойти на разумный компромисс, чем переводить производство в другой регион.

— Вы — автор диссертации, посвящённой межбюджетным отношениям, и некоторые положения вашей работы уже внедрены в деятельность органов местного самоуправления. Будут ли пересмотрены межбюджетные отношения в Свердловской области?

—Считаю, что Свердловская область по-настоящему уникальна, но нужно учитывать, что здесь совсем другие особенности, нежели в соседних регионах УрФО. Хочу ещё раз отметить, что в первую очередь нам предстоит задача разобраться со структурой расходов муниципалитетов, чтобы понимать, какие резервы здесь существуют.

—В течение последних пяти лет вы руководили финансовой консалтинговой компанией. Как вы считаете, что из этого опыта вам пригодится на новом посту?

—Вы знаете, финансовый консалтинг стал продолжением моей предыдущей работы в органах власти, только уже в более расширенном варианте. В компании «Растам» (она названа так по фамилии её владелицы) мы занимались разработкой стратегий социально-экономического развития для муниципалитетов и регионов. Здесь учитывалась взаимосвязь развития территории и её бюджета. Наши программы участвовали в конкурсах и в ситуации победы реализовывались за счёт муниципальных и федеральных средств. Кстати, одна из наших программ, которая готовилась для Пермского края, города Березники, получила высокую оценку министерства финансов Российской Федерации. А работа в бизнес-структуре, думаю, научила меня такому стилю работы, когда каждый сотрудник имеет право отстаивать своё мнение и чувствует себя внутренне свободным. Хотя я и жёсткий руководитель, считаю, что эффективнее предоставлять свободу в выборе решений, нежели заниматься мелочной опёкой.

Стратег или бухгалтер?

—Кстати, планируете ли вы какие-то структурные и кадровые изменения в областном минфине?

—Вы знаете, в министерстве финансов Свердловской области очень трудоспособный коллектив. Здесь работают профессионалы высочайшего уровня. И я могу сказать, что очень рада, что мы разговариваем на одном языке. Кроме того, финансисты, как правило, трудоголики и люди, очень увлечённые своей работой. Поэтому те, кто «без души», надолго в финансовой сфере не задерживаются. И я уверена, в министерстве таких нет.

—Наш президент недавно сказал, что министр финансов должен быть по-хорошему жадным. Вы жадный человек? По вашему, финансовый руководитель — это стратег или бухгалтер?

— Да, я по-хорошему жадный человек (смеётся). Финансист в первую очередь должен быть взвешенным. Ведь финансовые потоки — это деньги налогоплательщиков, а это — огромная ответственность. И если бухгалтер учитывает то, что уже свершилось, то финансист планирует и будущее.

— Почему вы выбрали своей профессией именно финансы?

— На самом деле я мечтала стать геологом. Но и математикой увлекалась с детства, училась в Новосибирской школе при Академии наук. А когда пришла пора выбирать, куда поступать, взвесила все за и против и выбрала самый популярный тогда экономический факультет Тюменского госуниверситета... Конкурс, помню, был десять человек на место.

—А сейчас у вас три высших образования...

— Ну, как три, два, наверное, всё-таки, юридическое и экономическое...

—Подождите: финансы, кредит, экономика — раз. Государственное управление финансами — два, юрис-пруденция — три ?

—А госуправление финансами — это разве не экономическое образование? А дипломов- то да, больше, плюс ещё разные виды курсов, да и сейчас учусь в докторантуре УрГЭУ.

—И у вас дочь студентка, тоже учится на финансиста?

—Нет, она будущий великий ландшафтный дизайнер (улыбается немного иронично). Сейчас гостит у меня, готовит ужин. Я знаю, здесь очень хорошая Архитектурная академия, надо с ней обсудить эту тему...

—Кстати, говорят, что один ремонт равен двум переездам. С ремонтом, то есть с задачами по работе министерства, вроде разобрались, а что непосредственно с переездом, в чисто житейском плане?

—Для меня это вообще не переезд на самом деле. Дома за последние полтора года я была по два-три дня в месяц, всё остальное время по работе в Москве. И для меня Екатеринбург гораздо ближе, чем Москва. Может, оттого, что работа последние годы имела такой вот разъездной характер, мне сейчас очень комфортно в Екатеринбурге.

—Последний вопрос: может министр финансов быть «ближе к народу» и не использовать непонятные основной массе термины, типа «лимит бюджетных обязательств» или «ГРБС» (главные распорядители бюджетных средств)?

— Обещаю. Мы уже об этом говорили и в министерстве, и с вышестоящим руководством. Будем менять свои доклады и отчеты, в которых будут отражаться конкретные результаты, то есть, говоря простым языком, сколько услуг получено гражданами за бюджетные деньги. Так понятней обычным людям, и контрольным органам будет работать легче.

Досье «ОГ».
Кулаченко Галина Максимовна.
Родилась в 1960 году в деревне Новолокти Ишимского района Тюменской области. Имеет три высших образования по специальностям: финансы и кредит, экономика; государственное управление финансами; юриспруденция. Кандидат экономических наук, заслуженный экономист РФ. Автор диссертации "Межбюджетные отношения в условиях реформирования бюджетного процесса".Галина Кулаченко работает в финансовой системе 30 лет, из которых более 25 — в секторе государственного и муниципального управления. Трудовой путь начала старшим экономистом в горздравотделе Тюменского горисполкома, работала заместителем главы города Тюмень, директором департамента финансов и налоговой политики администрации города. С 2007 года возглавляла общество с ограниченной ответственностью "Растам — бюджетные технологии".Замужем, воспитывает дочь.
Областная газета Свердловской области