Потребители финансовых услуг через суды возвращают свои кровные

В прошлом году россияне заняли у банков 7,5 триллиона рублей. При этом сбережения есть только у трети россиян. Большинству просто нечего нести в банк. Фото Алексея Кунилова

В прошлом году россияне заняли у банков 7,5 триллиона рублей. При этом сбережения есть только у трети россиян. Большинству просто нечего нести в банк. Фото Алексея Кунилова

Всё чаще рядовые граждане берутся оспаривать навязанные им банками комиссии и штрафы. Вот одна из таких историй.

Валентина Семёновна в апреле 2008 года взяла кредит в банке в размере 160 тысяч рублей под среднюю на то время ставку 14 процентов. Документы банк оформил таким образом, что кредит выдавался только на карточный счёт.

Ведение такого счёта для кредита — платное. Это нужно банку, чтобы без привлечения операциониста автоматически списывать платежи по кредиту. Но платит за это почему-то потребитель. И платила так Валентина Семёновна почти четыре года, не ведая, что данная комиссия незаконна. Узнала она это на консультации в екатеринбургском Центре защиты прав потребителей. На претензию клиента банк ответил женщине отказом-отпиской. Тогда она обратилась в одну из общественных организаций, которые предлагают свои услуги по отстаиванию прав потребителей. Услуги эти бесплатные. Зарабатывает же такая организация на том, что суд накладывает на нарушителя, добровольно не исполнившего его решения, дополнительный штраф, который, согласно закону, делится пополам с истцом.

Анализ документов показал, что банк взимал с Валентины Семёновны не только комиссии, но и пени за якобы просроченные выплаты по кредиту. В суд было направлено исковое заявление с требованиями вернуть 63 тысячи рублей комиссий и 76 тысяч незаконных штрафов. Орджоникидзевский суд 20 июля 2012 года иск удовлетворил, дополнительно наказал банк штрафом в размере 40 тысяч рублей в пользу потребителя и столько же — общественной организации.

Банк пробовал судиться с потребителем по выплате остатка кредита. Но ответчик от этого никогда и не отказывалась. Тем более сейчас полученных Валентиной Семёновной сумм хватит не только на оплату кредита, но и помощь детям, о чём она давно мечтала. Чистая победа составила более 80 тысяч рублей!

Как рассказал руководитель филиала межрегиональной общественной организации по защите прав потребителей «Блок-пост» Дамир Садритдинов, наработанной судебной практике по искам потребителей к кредитным организациям в пользу граждан всего-то года три-четыре. Раньше считалось: если банк идёт в суд, то он прав. Но понемногу в разных областях страны начались выигрышные для потребителей дела, дошло до Верховного суда РФ. Он и поставил точку в спорах потребителей по незаконным комиссиям кредитных организаций — в пользу потребителей.

Несмотря на то что банки уже года два как перестали вписывать в договоры незаконные комиссии, в судах сегодня в основном дела по комиссиям. Это связано с тем, что срок исковой давности — три года, поэтому те, кто взял кредит в 2010 году, ещё не опоздал судиться.

В редких случаях дело не доходит до суда. Банк предлагает вернуть часть оспариваемой суммы, клиент, если деньги ему нужны срочно, соглашается.

Распростившись с комиссиями, банки перешли на новые схемы обмана клиентов. Сегодня при получении кредита потребителю всё чаще навязывается страхование его жизни и здоровья. В любом случае надо знать: незаконны любые дополнительные платные услуги, если от них невозможно отказаться, либо от них зависит судьба кредита.

Областная газета Свердловской области