Лесфонд не знает границ?

Глава Сысертского Городского Округа Дмитрий Нисковских

В Сысертском ГО решением арбитражного суда остановили освоение заброшенных сельхозземель, которое начало АО «Уральские нивы» Фото: Алексей Кунилов

В номере «Облгазеты» за 9 июля вышел материал о том, что в Сысертском городском округе решением арбитражного суда остановили освоение заброшенных сельхозземель, которое начало АО «Уральские нивы». Теперь планы сельхозпредприятия по расширению мясного скотоводства под угрозой из-за того, что приобретённая для освоения территория числится как земля лесного фонда. «Облгазета» поговорила с главой Сысертского городского округа Дмитрием НИСКОВСКИХ и выяснила, что эта проблема стоит особенно остро для всего ГО.

Дмитрий Нисковских считает, что из-за позиции Рослесхоза генеральный план городского округа, который в 2013 году прошёл все согласования, просто не работает Фото: Павел Ворожцов

 – Дмитрий Андреевич, как получается, что предприятие, приобретая землю сельскохозяйственного назначения, сталкивается с тем, что этот же участок числится в лесном фонде?

– Дело в том, что те же «Уральские нивы» не покупали землю: они приобрели предприятие, которое до них работало довольно давно, но потом оказалось в тяжёлом экономическом состоянии. Новые владельцы стали разбираться с теми активами, которые находились на балансе: коровниками, зданиями различного назначения, землёй. Согласно свидетельству, выданному в 1993 году, эта земля была в постоянном (бессрочном) пользовании, что в то время приравнивалось к праву собственности. Как добросовестные покупатели «Уральские нивы» занялись оформлением прав на землю: поставили эти участки на кадастровый учёт, провели межевание, оформили в установленном порядке по новому законодательству ранее возникшее право собственности на землю. Это было даже не право, а обязанность, потому что в Кодексе РФ об административных правонарушениях есть норма: если юридическое лицо не переоформило право бессрочного пользования, это влечёт за собой наложение административного штрафа.

Предприятие воспользовалось этим правом в рамках нашего областного закона № 18-ОЗ «Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Свердловской области». И по нему им предоставили в собственность этот участок. Но в департаменте лесного хозяйства Свердловской области посчитали, что эта земля обременена лесом. Поэтому обратились в арбитражный суд с требованием о признании недействительным права собственности на данный участок. Почему так произошло? Потому что у нас нет точных сведений о наличии или отсутствии в каком-либо месте земель лесного фонда. И такая ситуация по всей стране. Этих данных нет даже в Едином государственном реестре недвижимости. Почему-то даже фермеры и предприятия малого и среднего бизнеса озадачились поставить на кадастровый учёт земельные участки, которыми пользуются. А леса, относящиеся к федеральному имуществу, каких только на территории нашего округа больше 120 тысяч гектаров, на таком учёте не стоят. И каждый раз, чтобы выяснить, есть ли в конкретном месте участки лесфонда или нет, нужно выезжать на место с лесником или кадастровым инженером.

– Насколько часто происходят такие ситуации на территории Сысертского ГО?

– Точно так же лишилась нескольких сот гектаров в судебном порядке агрофирма «Патруши». Похожая ситуация сейчас и у ООО «Бородулинское». Как ни парадоксально, но при огромном спросе на землю на территории Сысертского городского округа есть земельные участки, которые, согласно Единому государственному реестру недвижимости, абсолютно свободны от прав третьих лиц. Они стоят на кадастровом учёте, имеют чёткие координаты с границами и сельскохозяйственное назначение. То есть они свободны и могут использоваться в сельхозпроизводстве. Но когда мы начинаем ими распоряжаться, выясняется, что это земли лесного фонда. Хотя если изучить генеральный план Сысертского ГО, который находится на сайте нашего ГО, то видно, что вокруг того же села Новоипатово, где располагаются земельные участки «Уральских нив», всё земли сельскохозяйственного назначения. Но в Рослесхозе считают наш генеральный план недействительным в отношении лесных земельных участков. Однако где эти лесные участки, определить невозможно: это могут сделать только сами лесники. По этому поводу руководство городского округа вынуждено находиться в постоянной переписке с департаментом лесного хозяйства области. Так приходится делать по обращению любого заявителя, будь то физическое лицо или, к примеру, газоснабжающая компания, которая хочет провести газопровод к населённому пункту. То есть деятельность по предоставлению земельных участков сегодня у нас крайне затруднена и фактически обременена дополнительными процедурами.

– Как это сказывается на развитии городского округа?

– Отрицательно. Например, у нас порядка 880 многодетных семей стоят в очереди на предоставление земельного участка. Часть таких семей воспользовались денежными выплатами, но многие принципиально хотят получить именно участки. Мы пытаемся использовать для этого земли запаса. Есть такая возможность в селе Кашино, где земельный участок 80 гектаров можно отдать многодетным семьям под строительство. Обратились в правительство Свердловской области, потому что только оно может перевести земли запаса в другую категорию, прошли все необходимые согласования, но в итоге наткнулись на департамент лесного хозяйства. Там утверждают, что это лес и строить нельзя. Доходит вообще до смешного: у нас земли лесного фонда оказываются… в границах населённых пунктов.

В Патрушах собрались строить детский сад, и недавно выяснилось, что это земля лесфонда. И сейчас мы вынуждены начинать процедуру перевода земельного участка из лесного фонда в земли населённых пунктов. Но это же абсурд! К нам обращаются главы фермерских хозяйств, а мы не можем им помочь с участками, хотя по всем документам треть сельхозземель не используется и зарастает. И в то же время многие хозяйства просто задыхаются без земли. Например, фермер Наталья Акулиничева держит более ста коров айширской породы, запустила сыроварню, хочет расширяться, но у неё всего 24 гектара земли, а требуется 300. Как только начинаем процедуру предоставления земли, сразу возникает Рослесхоз, и, оказывается, что мы собираемся распорядиться участком лесного фонда.

– Если не замораживать эту проблему, а пытаться решить, то с чего нужно начинать?

– Пока не будет наведён порядок с постановкой на кадастровый учёт лесов, у сельхозпредприятий и фермеров постоянно будут возникать такие проблемы. Рослесхозу нужно в срочном порядке отмежевать все свои леса, поставить их на кадастровый учёт и согласиться с реалиями генеральных планов территорий. Со своей стороны мы предложили министерству агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области, региональному министерству природных ресурсов и экологии, департаменту лесного хозяйства на базе нашего ГО отработать механизмы, которые бы помогли поставить на кадастровый учёт все земли лесного фонда и урегулировать спорные вопросы с другими правообладателями. Но для того чтобы этот вопрос сдвинулся с мёртвой точки, необходимо встречное движение со стороны Рослесхоза, потому что речь идёт о собственности Российской Федерации, которой ни правительство области, ни мы как муниципалитет распоряжаться не можем. Если этого не произойдёт, сельскохозяйственные земли продолжат зарастать бурьяном, а фермеры будут маяться без земли.

Комментарий

Сергей Куплевацкий, исполняющий обязанности начальника Департамента лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу:

- Параллельно существует два самостоятельных реестра недвижимости: Единый государственный реестр недвижимости и Государственный лесной реестр. Сегодня ведется работа по приведению их в соответствие друг другу в рамках межведомственных рабочих групп при Росреестре, рассмотрении обращений граждан: собирается пакет документов, выясняется законность или незаконность приобретения, проводятся судебные разбирательства и, таким образом, определяется судьба каждого спорного участка.

  • Опубликовано в №130 от 25.07.2019 
Областная газета Свердловской области