Литейный кризис ли?

Рабочие на заводе

За последние 10 лет объём производства литых деталей для нужд машиностроения в Свердловской области сократился почти втрое Фото: Алексей Кунилов

В то время, как во всём мире объём производства литых деталей растёт, в России за последние 10 лет он упал вдвое, а на Среднем Урале – почти втрое. Без литья машиностроительному комплексу области не обойтись, поэтому вопрос о развитии этого производства всерьёз беспокоит отраслевые союзы и профильное министерство. Сегодня в регионе работает 53 литейных производства и только 15 из них технически и технологически перевооружены. Остальным требуется помощь.

Точка падения

В былые времена у многих машиностроительных предприятий региона были свои литейные подразделения. Но за последнее время большинство из них закрылось: на Уральском турбинном, заводе имени Калинина, Пневмостроймашине, Уралгидромаше, Стройдормаше, заводе имени Воровского и ряде других свердловских предприятий.

Последней каплей стало событие 2013 года, когда на Уралмашзаводе, многие годы, являвшегося брендом Свердловской области, закрыли литейный цех, который производил более 100 тысяч тонн литых деталей в год. Тогда литейщики региона, которые с начала 2000-х не раз обращали внимание региональной власти на непростую ситуацию в отрасли, во всю забили тревогу – обратившись в Госдуму РФ, к полпреду Президента РФ в УрФО, а также губернатору Евгению Куйвашеву с просьбой предотвратить дальнейший развал литейной отрасли.Ситуация дублирует общефедеральный тренд. Сегодня российская литейная отрасль, несмотря на происходящую модернизацию, – это устаревшие мощности и малые масштабы производства. Уровень загрузки составляет всего 32 процента. Большинство предприятий выпускают менее 10 тысяч тонн литья в год.

Причин сложившейся в последние годы непростой ситуации несколько. К примеру, в Свердловской области литейщики до недавнего времени были очень разобщены. Отсутствие единой концепции развития и слабая кооперация мешали принятию общих решений. Соответственно, не было налажено содействие в привлечении инвесторов и заказчиков, а все потребности машиностроения были перенаправлены на поставки литья из-за рубежа, в частности Китая. К слову, в Китае давно создано массовое производство с применением самых современных технологий – КНР сегодня производит около 45 процентов мирового литья, в эту отрасль вкладывают, ее развивают и модернизируют.

Проблема или фарс?

По мнению президента Свердловского Союза малого и среднего бизнеса Анатолия Филиппенкова, главной причиной отставания литейной отрасли Среднего Урала является не отсутствие новых технологий, а проблемы с их внедрением.

– Сегодня в производство внедряется менее 1 процента патентов. Например, уральское предприятие по сталям для отливок ООО «НПП ФАН» за три года сотрудничества с Уралвагонзаводом подготовило шесть заявок на изобретения, получили три патента. Ничего из новаций не внедрено. Имей завод налоговые льготы при производстве инновационной продукции, как принято в развитых странах, это могло бы существенно ускорить освоение её выпуска, – отмечает он.

Конкурировать с литейщиками из Поднебесной наши не могут не только по цене, но зачастую и по качеству. И проблема не только в устаревшем оборудовании. На предприятиях ещё есть толковые инженеры, но рабочие кадры в нужном объёме и специфике готовить давно перестали, считают литейщики.

Представители вузов с ними не согласны. По мнению директора института новых материалов и технологий УрФУ Олега Шешукова, где сегодня готовят металлургов и материаловедов, направления подготовки института сегодня соответствуют приоритетным направлениям модернизации и технологического развития российской экономики. Партнёрами института являются крупные производственные предприятия региона, некоторые директора даже возглавляют базовые кафедры.

Промышленники Среднего Урала уже пытаются решить ситуацию своими силами. Как пояснил Александр Филиппенков, по поручению губернатора и областного минпромнауки, в рамках Союза МСБ начала работать секция литейщиков. Аналогичная структура появилась в составе Совета главных конструкторов Свердловской области – в неё вошли представители малого и крупного бизнеса, а также литейщики от оборонных предприятий. В том числе – Уралвагонзавод и Уралтрансмаш. Сделаны первые шаги по созданию областной ассоциации литейщиков.

Нужен стратегический подход

Попытки найти выход из ситуации предпринимает и Российская ассоциация литейщиков. В середине сентября в Казани состоялся XIV Международный съезд литейщиков «Литьё-2019», где была масштабно представлена делегация Свердловской области. Нашим литейщикам там удалось наладить контакты с партнёрами из Татарстана и получить доступ к информационной площадке субконтрактации для развития кооперационных связей и продвижения их продукции на внутреннем и международном рынках.

При всех существующих проблемах президент ассоциации литейщиков Иван Дибров отметил, что нельзя говорить, что отечественное производство сильно отставало от мирового уровня. За последние пять лет реконструировано более 170 предприятий. Передовые компании отрасли переходят на числовые технологии, внедряют выпуск отливок из высокопрочного чугуна, алюминиевых и магниевых сплавов, других передовых материалов.

Однако, по его словам, необходимо решить несколько важных вопросов. В частности – создать стратегию развития литейного производства на 10–15 лет.

– Стратегию должны разрабатывать высококвалифицированные специалисты, которых у нас в Министерстве промышленности и торговли РФ нет. Мы всегда обращались с просьбой при министерстве создать отдел или департамент литейного производства, – сказал он.

Второй важный вопрос – отсутствие федерального научно-исследовательского института, который бы занимался развитием и управлением науки в этой области. Сейчас в этой сфере заняты около 340 тысяч россиян, и лишь 0,2 процента приходится на научных работников. Кроме того, сегодня лишь немногие абитуриенты вузов выбирают литейные направления.

Тенденции к росту

В областном министерстве промышленности и науки, между тем, уверены, что литейное производство в будущем сохранит лидирующее положение среди заготовительных производств. Сейчас в Свердловской области точечно внедряются технологии перевооружения. Например, на УОМЗ освоена технология литья под давлением из алюминиевых и термоупрочняемых и инварных сплавов. Нижнетагильский завод «Уралхимпласт» разработал и внедрил в производство новые связующие материалы для окраски литейных форм, не уступающие по характеристикам зарубежным аналогам. На Нижнетагильском котельно-радиаторный заводе прошла модернизация и диверсификация литейного производства практически на всех отделениях.

Есть пример в Полевском, где для приобретения оборудования предприятие «Полимет» воспользовалось мерами господдержки регионального Фонда развития промышленности, получив займ в размере 300 млн рублей, и сейчас применяет современные технологии, которые позволяют получать качественное литьё – завод производит литьё для гидравлики, автомобильной промышленности, компоненты электродвигателей, а также дорожные люки и бытовые конфорки.

Отметим, что сейчас ситуация меняется и на УВЗ. С приходом нового руководства в 2017 году, выпущены приказы и поручения, направленные на развитие и стимулирование инновационной патентно-изобретательской и рационализаторской деятельности.

Как пояснил «Облгазете» министр промышленности и науки региона Сергей Пересторонин, порядка 1,5 млрд рублей бюджетных средств планируется потратить на создание Центра литья на территории одного из промышленных предприятий Первоуральска с объёмом производства 20 тысяч тонн литья в год для удовлетворения потребностей предприятий области.

– Министерство держит это направление на контроле, и мы прекрасно понимаем, что машиностроение без литья не может обеспечить качество и увеличить объёмы производства. Что касается выбора площадки в Первоуральске, он продиктован возможностями потенциального инвестора, – сказал министр.

Завтра – День машиностроителя

Уважаемые машиностроители и ветераны отрасли!

Поздравляю вас с профессиональным праздником – Днём машиностроителя! В современных условиях машиностроительная промышленность является основой инновационного развития экономики, определяет социально-экономические успехи страны.

В Свердловской области машиностроение является высокодиверсифицированной отраслью и по объёму производства занимает второе место в структуре экономики региона. Машиностроительный комплекс Среднего Урала производит широкий спектр продукции и стабильно демонстрирует позитивную динамику развития отрасли. В минувшем 2018 году объём отгруженной промышленной продукции предприятиями машиностроения в регионе вырос на 16 процентов по отношению к уровню 2017 года.

Приятно отметить, что уральские машиностроительные предприятия осуществляют модернизацию производства, внедряют новые технологии, активно участвуют в реализации программ импортозамещения, наращивают объём выпуска высокотехнологичной продукции. В минувшем году реализован ряд крупных инвестиционных проектов в машиностроении региона. Открылось предприятие АО «Урал Боинг Мануфэктуринг» по производству титановых заготовок для самолётов. Приступил к работе новый производственный комплекс Уральского завода гражданской авиации по изготовлению самолётов Л-410. Уже в этом году на Кушвинском заводе прокатных валков пущен в эксплуатацию энергоцентр, который позволит обеспечить рост мощностей предприятия и производства. На Серовском механическом заводе завершилась масштабная программа технического перевооружения, пущена линия по производству специальной продукции. 

Совместно с конструкторами и учёными уральские предприятия разрабатывают и налаживают выпуск новой высокотехнологичной продукции. Так, в минувшем году Уралмашзавод презентовал гидравлический экскаватор УГЭ-300 собственного производства для нужд горнодобывающей отрасли, способный конкурировать с импортными машинами. Уральский турбинный завод отгрузил оборудование для серии новых российских атомных ледоколов. Уральский электрохимический комбинат презентовал инновационную разработку – отечественный 3D-принтер для печати металлических изделий, серийное производство которого планируется наладить уже в этом году.

В основе этих и многих других успехов и достижений машиностроительного комплекса региона лежит высокий профессионализм, богатый опыт, творческий потенциал и ответственность работников уральских предприятий, учёных, инженеров, технологов.

Уважаемые работники машиностроительной отрасли! Благодарю вас за добросовестный труд, весомый вклад в социально-экономическое развитие региона, повышение конкурентоспособности уральской экономики. Желаю вам крепкого здоровья, счастья, благополучия и новых успехов в ответственной работе на благо Свердловской области и России!

Губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев

Ежегодно в мире производится немногим более 100 млн т литья. 45 процентов выпускает Китай, 11 процентов – США, 10 процентов – Индия, по 5 процентов – Германия и Япония. Доля России составляет около 4 процентов, или порядка 4 млн тонн Фото: Павел Ворожцов
  • Опубликовано в №177 от 28.09.2019
Областная газета Свердловской области