Банки отказываются от бумажных договоров – так ли это?

Система быстрых платежей

Банки поощряют интерес клиентов к цифровым сервисам. Например, многие предлагают открыть вклад в мобильном приложении по более выгодной ставке. Фото: Алексей Кунилов

На днях во многие федеральных СМИ появилась информация о том, что некоторые банки планируют отказаться от бумажных договоров и подписывать соглашения только в электронном виде. «Облгазета» разобралась в этом вопросе и выяснила, что не всё так однозначно.

Оформить услуги в банках в цифровой форме можно уже сегодня при помощи мобильных приложений или с использованием электронной цифровой подписи – для банков это удобнее и дешевле. Полностью электронным этот подход назвать нельзя: если клиент захочет выполнять операции дистанционно, он всё равно должен прийти в офис банка и подписать договор комплексного обслуживания.

При этом, конечно, объём бумажного документооборота в банках сокращается. В Сбербанке рассказали, что 70 процентов операций частных клиентов (физлиц) происходят в цифре. Аналогичные данные приводит и Альфа-банк, там доля электронных сделок превышает 60 процентов.

– Экономический эффект от технологии достигается не только за счёт экономии бумаги, но и за счёт высвобождения времени клиента и сотрудника, транспортировки и хранения документов, – рассказал руководитель департамента розничного бизнеса, старший вице-президент ВТБ Мигель Маркарянц. – По нашим подсчётам, в 2022 году в ВТБ экономия на печати документов превысит 130 млн рублей, за счёт хранения и транспортировки – 17,6 млн и 5,5 млн рублей соответственно.

Тем не менее полностью отказываться от бумаги банки в ближайшее время не собираются.

– Банк не ограничивает клиентов в выборе, – объясняет руководитель операционного департамента Альфа-Банка Дмитрий Фролов. – Поэтому по желанию клиента мы заключаем сделки и в электронном виде, и на бумаге. Кто-то настаивает на последнем, предпочитая традиционные методы, у кого-то нет технической возможности.

Даже если банки в ближайшее время захотят полностью перейти на безбумажные технологии, пока у людей есть потребность в физических носителях, Банк России вряд ли позволит им это. В пресс-службе регулятора подчёркивают: кредитные организации должны доступно доводить информацию об услугах до клиентов. А при изменении форматов учитывать интересы всех потребителей, в том числе людей с ограниченными возможностями здоровья и пожилых граждан. По мнению Центробанка, есть и ещё один нюанс: подписание документов без личного присутствия – риск, который требует усиленных мер в части идентификации клиентов.

Аналитик ГК «ФИНАМ» Алексей Коренев соглашается, что вопрос безопасности – один из главных стопорящих факторов:

– Серьёзным ограничением для полномасштабного внедрения электронного оформления договоров оказания банковских услуг является обеспечение надёжной системы защиты персональных данных и блокировка попыток несанкционированного доступа к деталям договоров. В значительной степени это обязанность кредитных учреждений. Но учитывая, что расширение линейки банковских услуг за счёт электронного оформления договоров сулит банкирам дополнительную прибыль благодаря увеличению численности лояльных клиентов, ускорению документооборота, снижению операционных издержек, полагаю, вряд ли кто-то станет скупиться на создание неуязвимой для мошенников системы.

Подготовлено в соответствии с критериями, утверждёнными приказом Департамента информационной политики Свердловской области от 09.01.2018 №1 «Об утверждении критериев отнесения информационных материалов, публикуемых государственными учреждениями Свердловской области, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляет Департамент информационной политики Свердловской области, к социально значимой информации».

  • Опубликовано в №37 от 29.02.2020
Областная газета Свердловской области