Темы дня

Бизнесменов Урала всё чаще проверяют внепланово

Свердловский бизнес-омбудсмен Елена Артюх

Елена Артюх отметила, что среди ключевых затруднений, мешающих бизнесу развиваться, – постоянное изменение законодательства. Фото: Алексей Кунилов

Число внеплановых проверок свердловских предпринимателей за 2018 год увеличилось почти в два раза. Об этом сообщила региональный бизнес-омбудсмен Елена Артюх, выступая на окружном совещании в Челябинске, которое было посвящено состоянию инвестклимата в субъектах РФ.

Свердловский бизнес-омбудсмен в своём выступлении обратилась к результатам проводимого ежегодно аппаратом уполномоченного анкетирования, которые показывают, что бизнес скептически оценивает сегодняшнее состояние правового регулирования предпринимательской деятельности.

– По результатам прошлого года в нашем опросе приняли участие почти 500 предпринимателей. Из них 92 процента отметили, что вести бизнес стало сложнее. Среди ключевых затруднений, мешающих бизнесу развиваться, – постоянное изменение законодательства, особенно в части введения всё новых и новых обязательных требований без критического анализа действующих. И, к сожалению, не работает заявленный принцип «Вводя одно новое требование, отменяй два», – сказала Елена Артюх. – По итогам проводимого нами анкетирования предприниматели также отмечают, что проверять их меньше не стали. Если плановые проверки сейчас проводятся значительно реже, то число внеплановых, согласно анкетированию, за 2018 год, по сравнению с 2017 годом, увеличилось почти в два раза: с 19 до 32 процентов.

Аналогичные данные были получены свердловским бизнес-омбудсменом и от контрольно-надзорных органов. Например, в прошлом году возросло число проверочных мероприятий со стороны Управления Роспотребнадзора по Свердловской области (на 38 процентов), Управления Ростехнадзора по УрФО (на 55,2 процента), Управления Росприроднадзора (на 4,6 процента).

«Облгазета» поинтересовалась у свердловского бизнес-омбудсмена, кто заинтересован в постоянных проверках предпринимателей.

– На самом деле заинтересованных субъектов несколько, – пояснила Елена Артюх. – Прежде всего это потребители, недовольные качеством или сроком предоставления товаров и услуг. Недавно внесены изменения в федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 № 294-ФЗ, в соответствии с которыми потребитель, в случае недовольства оказанной услугой или качеством товара, должен попытаться урегулировать отношения с предпринимателем напрямую, и только если это не получилось, может подать жалобу в контрольно-надзорные органы. К сожалению, многие предприниматели плохо работают с претензиями и тем многократно увеличивают вероятность попадания под проверочные мероприятия контрольно-надзорных органов.

Далее, это сами контрольно-надзорные органы, обязанность которых проводить как плановые, так и внеплановые проверки. И если с плановыми в связи с переходом на риско-ориентированный подход, вопрос более-менее урегулирован, то оснований для внеплановых проверок в соответствии с 294-ФЗ огромное количество. Кроме того, нет методики отбора объектов, субъектов, видов деятельности для таких проверок, поэтому возникает проблема отсутствия прозрачности во время проведения проверочных мероприятий.

Заинтересованы в проверках могут быть и недобросовестные предприниматели, использующие жалобы в контрольно-надзорные органы для травли своих конкурентов по бизнесу. Эту тенденцию подтвердила Елена Артюх. В этом случае используются анонимные обращения. Причём «анонимкой» может быть не только то обращение, которое никем не подписано, но и то, которое подписано вымышленными именем и фамилией. Сейчас, правда, законодательно закреплены некоторые элементы противодействия анонимным жалобам, связанные с необходимостью минимальной идентификации гражданина. Для борьбы с карательной активностью проверяющих Елена Артюх предлагает способ, в котором, по её словам, заинтересованы сами добросовестные предприниматели: у них должна быть возможность заказать профилактическую проверку, по результатам которой их не будут штрафовать, а разъяснят, какие у них недочёты, и как их можно исправить.

  • Опубликовано в №70 от 19.04.2019
Областная газета Свердловской области