В классе только девочки

Единственный мальчик в классе может рассчитывать на щедрые привилегии: девочки с удовольствием помогают ему по учёбе. Фото Евгения Лондкевич.

Единственный мальчик в классе может рассчитывать на щедрые привилегии: девочки с удовольствием помогают ему по учёбе. Фото Евгения Лондкевич.

По данным Росстата количество девчонок и парней в возрасте 15-19 лет в нашей стране примерно одинаковое, а точнее — 9 к 10. Но в реальности в старших классах школы равновесие нарушается. В сельской местности парни после девятой ступени зачастую уходят в технические колледжи, и остаётся целый класс одних девчат. Как им живётся и с какими проблемами они сталкиваются?

Парней на всех не хватает

Автор «Новой эры» Маша Васильева из посёлка Прогресс недавно пережила эту ситуацию. Сейчас она студентка журфака Уральского федерального университета, а ещё полгода назад выпускалась из школы чисто женского коллектива.

—Вроде бы с девчонками хорошо. Мы всегда можем обсудить какие-то личные проблемы, никого не стесняясь. Но очень не хватало мужского плеча. Всё равно оно необходимо, как и мужское внимание.

На недостаток мужского внимания девчонки жалуются, когда в их классе всего один-два мальчика. Это очень распространённая ситуация. Например, сейчас она сложилась в выпускном классе в школе посёлка Горноуральский, что возле Нижнего Тагила.

—Наши мальчики с нами даже не разговаривают. Когда мы болтаем о том о сём, чаще всего просто надевают наушники, — рассказывает ученица Горноуральской школы Алина Михайлова. — Неудивительно, что большинство моих ровесниц-одиннадцатиклассниц встречается с парнями постарше — 20-24 года. А о тайнах сердца наших мальчиков-одноклассников мы совсем ничего не знаем — они очень скромные.

История любви между одноклассниками в старших классах сегодня большая редкость. А что делать, если поухаживать за девчонками просто некому? Парней на всех не хватает. Другой пример: в школе села Знаменского Сухоложского городского округа в десятом классе на семь девочек один мальчик.

—Уживаются нормально, потому что знают друг друга с первого класса, — выражает своё мнение на ситуацию директор Знаменской школы Алексей Паклин. — А то, что девочки могут дружить с парнями постарше, это нормально. На селе все друг друга знают, и в одной компании могут быть ученики седьмого и десятого классов, одиннадцатиклассники и выпускники.

Ещё одна проблема: дефицит мужских кадров в школе среди учителей. Как правило, сильная половина человечества представлена в основном физруком и учителем технологии. В лучшем случае ещё и учитель ОБЖ. В Знаменской школой, кроме директора, из мужчин только учитель физкультуры.

—Пусть коллеги-женщины не воспринимают мои слова критично, но в идеале мужчин в школе должно быть больше, — уверен Алексей Палкин. — Мужчина менее эмоционален, его персона выглядит более основательной. Особенно это важно в современной школе, когда большинство школьников растут либо в неполных семьях, либо в семьях, где отцы играют слабую роль в воспитании. Мужской заботы не чувствуют не то что девочки, даже мальчики — для них это особенно важно, чтобы было с кого брать пример, по-мужски вести себя в коллективе. Школа никогда не заменит семью, но в какой-то степени она должна восполнять пробелы воспитания.

Аналогичная ситуация и в техникумах. Специальности, которые считаются женскими, мужскому полу тоже не чужды. Так, в Артинском агропромышленном техникуме в группе поваров на каждом курсе всего один-два мальчика. Но педагоги на них не нарадуются. Парни и ведут себя как настоящие джентльмены, и занятия не пропускают. А девочки, в свою очередь, опекают своих единственных мужчин, помогают им по учёбе.

Всё наоборот

Обратная ситуация складывается в специальных учебных заведениях военной или технической направленности, куда идёт учиться больше парней. В том же Артинском агропромышленном техникуме на специальности «мастер сельского хозяйства» учится исключительно мужская компания. Мальчикам по 16-17 лет. Учителя, конечно, замечают издержки воспитания. Парни, привыкшие к своему кругу, по манере поведения более резкие. К ним требуется особый подход.

В Сысертский кадетский корпус идут учиться и мальчики, и девочки, но обучение раздельное. Это связано с профилем школы и разными требованиями к военной подготовке. Учителям даже проще спрашивать с учеников каждого класса по своим нормативам. Обычно в параллели несколько классов, но в десятом остаётся один. Обучение здесь продолжают те, кто нацелен на получение военного образования. Класс получается смешанным. В прошлом году выпустились 17 мальчиков и всего две девочки.

—Девочки у нас боевые, целеустремлённые, поэтому в коллектив вливаются нормально, — говорит заместитель директора Сысертского кадетского корпуса по социально-правовой работе Екатерина Ковальчук. — Но в первом полугодии в десятом классе стабильно возникают проблемы. Мальчики и девочки впервые оказываются в одном коллективе, начинается взаимное увлечение. Они стараются понравиться друг другу, тратят на это своё время. Но потом психологически привыкают к соседству.

Чтобы сгладить переход, в этом году в кадетском корпусе решились на эксперимент. Впервые в истории набрали смешанный пятый класс (обучение в кадетке происходит с пятого класса). А ещё в силу малочисленности двух восьмых классов мальчиков и девочек решили объединить и посмотреть, что будет.

Педагоги считают, что в классах по возможности должно быть равновесие. Обычно девочки взрослеют раньше, они целеустремлённее, ответственнее и усерднее учатся. А мальчики рассудительнее и решительнее. Когда в их количестве баланс, они уравновешивают друг друга, как две половинки одного целого.

Областная газета Свердловской области