Поэт Иван Пинженин даёт концерты по всей стране и работает детским клоуном

Ваня всегда появляется на сцене в очках или кепке – так его и изображают молодые художники.

Ваня всегда появляется на сцене в очках или кепке – так его и изображают молодые художники.

Современные поэты читают под музыку, записывают аудио и снимают клипы, собирают полные залы в клубах и на концертных площадках. Ваня Пинженин – из разряда тех, чьи стихи становятся модными. Музыканты приглашают его выступить на «разогреве» и написать куплеты к их песням, во всей стране проходят концерты, продаются книги.

«Ходил на выступление питерского поэта Пинженина», – похвастался недавно знакомый, живущий в Петербурге. Пришлось возразить: «Да он же наш, екатеринбургский». Действительно, Ваня Пинженин учился в немецкой гимназии №37, затем – в Уральской академии государственной службы. Но как поэт проявился только в 2006 году, когда уехал в Санкт-Петербург. Хотя иногда кажется, что он и не уезжал вовсе – слишком часто его имя мелькает в местных творческих проектах.

– Я начал писать стихи лет в 17, но выступать с ними в Екатеринбурге было попросту негде, – говорит Ваня. – Это сейчас в городе куча поэтических тусовок, а тогда они ещё не приобрели популярность. В Питере буквально через несколько дней мне рассказали про кафе, где читают стихи. Я пришёл туда, в первый раз просто посмотреть, во второй решился выступать. Так может сделать каждый. Приходишь, записываешься и читаешь – никаких проблем. Понятно, что ты на следующее утро не проснёшься знаменитым, но если стихи хорошие, через какое-то время тебя начинают узнавать.

– Не кажется ли тебе, что из всех литературных жанров у молодёжи сейчас популярнее всего поэзия?

–Да, это так. Мой знакомый питерский писатель Александр Житинский говорит, что война и поэзия – дело молодых. Он уверен, что стихи можно писать до тридцати, а потом переходить на прозу. У него самого так и вышло. Житинский написал несколько хороших книг о рок-музыке, в том числе «Путешествие рок-дилетанта». В его издательстве вышла и моя книга «В моём магазине».

– Это он предложил её издать?

– Да, и это дало мне понимание, что мои стихи кому-то интересны и нужны. Издавать книгу на свои деньги я бы не стал. Это как-то бессмысленно – выпускать сто штук, потом предлагать их кому-то, раздаривать знакомым. Первый тираж моей книги был 700 экземпляров, второй – тысяча, скоро планируем ещё раз переиздать. Хотя большинство моих стихов есть в Сети, книгу покупают. Она продаётся в Интернете и небольших питерских книжных. Хотя с магазинами работать я не люблю. Они наглеют и делают такую накрутку, что самому стыдно перед читателями.

– Видела в Интернете, что читатели фотографируют твою книгу в разных уголках страны и мира. Что это за фишка?

– Знакомые недавно спросили меня: «Ваня, откуда у тебя столько денег на путешествия?». Подумали, что это я езжу с книгой и фотографирую. На самом деле, это затеяли мои друзья из Украины по аналогии с сюжетом фильма «Амели». Потом стали подключаться люди из других городов. Некоторые едут путешествовать и берут книги с собой, фотографируют там. Так, помимо России, книжки уже побывали в Германии, Англии и даже на Кубе.

– Сейчас один из твоих проектов – организованная поэтическая группировка «Подельники». Чем вы занимаетесь?

– Мы с моим другом Ромой Гонзой отбираем ребят, которые пишут, как нам кажется, взрослые, серьёзные стихи, и выпускаем в Интернете регулярный видеожурнал. Каждый выпуск – четыре-пять минут. Сначала свои стихи читает сам автор. Это очень важно, поскольку именно в авторском чтении можно лучше всего понять все мысли и акценты. В конце выпуска известный человек читает стихотворение классика. В проекте уже принимали участие Александр Гагарин («Сансара»), Стёпа Тропин («Айфо»), Олег Ягодин («Курара»), Вася Васин («Кирпичи») и другие музыканты.

– Как часто ты выступаешь?

– Раз в месяц, чаще и не надо. Люди должны почувствовать потребность в стихах. Поэтический вечер – это не рок-концерт, на который можно ходить три раза в неделю. К стихам обращаются в тот момент, когда чувствуют, что трудно. Они нужны, чтобы подлечиться, а вы же не пьёте аспирин каждый день.

– Получается ли зарабатывать на поэзии?

– Да, но пока это не настолько весомо, чтобы содержать семью. Поэтому я работаю детским клоуном. Ещё когда жил в Екатеринбурге, подрабатывал перед новогодними праздниками Дедом Морозом. Мне это очень нравилось. Моя работа позволяет мне не быть загруженным пять дней в неделю и оставлять время на творчество. Зимой у меня выступления в Питере, в том числе с уральской группой «Алое вера», для которой я пишу песни. Весной – гастрольный тур. Приятно, что залы не пустуют даже в тех городах, куда я приезжаю впервые. Например, недавно меня порадовала публика в Омске. От питерских групп уже поступали предложения написать тексты к их музыке, но пока я ещё ни одно не принял, потому что их творчество меня не впечатлило.

– В чём, на твой взгляд, особенность современной поэзии?

– Сейчас в обществе много дискуссий об этом явлении. Одни говорят, что поэзия нашего времени – чушь собачья. Другие – что возрождение Серебряного века. Но стихи – это не заводские детали, которые должны быть изготовлены строго по ГОСТУ. У поэзии, как мне кажется, один критерий – она должна трогать. Если этого не происходит, всё остальное уже не важно.

Стихи

Отрывок из песни «Георгины» группы «Алое вера»

Вы говорили со мной просто так,

лишь бы хоть как-то

заполнить пространство,

Вот мы и встретились:

«Милый мой, здравствуй.

Ты такой же, как раньше, чудак».

Вы говорили со мной по душам

Во всех «Кофехаузах»

нашей столицы.

И если бы вы

перестали мне сниться,

То я перестала бы вам.

Вы говорили, что сможете жить

Только со мной

в доме с видом на море.

В мире так много

прекрасных историй

О безудержной сладостной лжи.

***

Без тебя голодают утки,

В кинотеатрах

не делают сладкий поп-корн.

Проходящие мимо маршрутки

Не видят меня в упор.

Без тебя загнивает клубника

На прилавках у местных узбеков.

Всем артистам и клоунам цирка

В эту белую ночь не до смеха.

Без тебя все цветы в этом городе

Увядают без права на запах.

Мы с тобой не чужие вроде бы,

Но по-разному любим закат.

***

Посмотри, как кончается лето

На аллеях, дворах и проспектах.

Я не помню,

кем задан был вектор,

Но мы явно идем не туда.

Я не помню, чего мы хотели,

Когда матери наши портфели

Разноцветной на вкус акварелью

Наполняли до самых краев.

И мы верили чьим-то рассказам,

Что, увы, не бывает всё сразу,

Что на каждую хитрую попу

Есть отцовский военный ремень.

А сейчас

я всё с тем же портфелем

И при деле, и вроде бездельник,

И друзья все давно повзрослели,

А мне будто бы двадцать лет

Областная газета Свердловской области