Современные поэты читают под музыку, записывают аудио и снимают клипы, собирают полные залы в клубах и на концертных площадках. Ваня Пинженин – из разряда тех, чьи стихи становятся модными. Музыканты приглашают его выступить на «разогреве» и написать куплеты к их песням, во всей стране проходят концерты, продаются книги.
«Ходил на выступление питерского поэта Пинженина», – похвастался недавно знакомый, живущий в Петербурге. Пришлось возразить: «Да он же наш, екатеринбургский». Действительно, Ваня Пинженин учился в немецкой гимназии №37, затем – в Уральской академии государственной службы. Но как поэт проявился только в 2006 году, когда уехал в Санкт-Петербург. Хотя иногда кажется, что он и не уезжал вовсе – слишком часто его имя мелькает в местных творческих проектах.
– Я начал писать стихи лет в 17, но выступать с ними в Екатеринбурге было попросту негде, – говорит Ваня. – Это сейчас в городе куча поэтических тусовок, а тогда они ещё не приобрели популярность. В Питере буквально через несколько дней мне рассказали про кафе, где читают стихи. Я пришёл туда, в первый раз просто посмотреть, во второй решился выступать. Так может сделать каждый. Приходишь, записываешься и читаешь – никаких проблем. Понятно, что ты на следующее утро не проснёшься знаменитым, но если стихи хорошие, через какое-то время тебя начинают узнавать.
– Не кажется ли тебе, что из всех литературных жанров у молодёжи сейчас популярнее всего поэзия?
–Да, это так. Мой знакомый питерский писатель Александр Житинский говорит, что война и поэзия – дело молодых. Он уверен, что стихи можно писать до тридцати, а потом переходить на прозу. У него самого так и вышло. Житинский написал несколько хороших книг о рок-музыке, в том числе «Путешествие рок-дилетанта». В его издательстве вышла и моя книга «В моём магазине».
– Это он предложил её издать?
– Да, и это дало мне понимание, что мои стихи кому-то интересны и нужны. Издавать книгу на свои деньги я бы не стал. Это как-то бессмысленно – выпускать сто штук, потом предлагать их кому-то, раздаривать знакомым. Первый тираж моей книги был 700 экземпляров, второй – тысяча, скоро планируем ещё раз переиздать. Хотя большинство моих стихов есть в Сети, книгу покупают. Она продаётся в Интернете и небольших питерских книжных. Хотя с магазинами работать я не люблю. Они наглеют и делают такую накрутку, что самому стыдно перед читателями.
– Видела в Интернете, что читатели фотографируют твою книгу в разных уголках страны и мира. Что это за фишка?
– Знакомые недавно спросили меня: «Ваня, откуда у тебя столько денег на путешествия?». Подумали, что это я езжу с книгой и фотографирую. На самом деле, это затеяли мои друзья из Украины по аналогии с сюжетом фильма «Амели». Потом стали подключаться люди из других городов. Некоторые едут путешествовать и берут книги с собой, фотографируют там. Так, помимо России, книжки уже побывали в Германии, Англии и даже на Кубе.
– Сейчас один из твоих проектов – организованная поэтическая группировка «Подельники». Чем вы занимаетесь?
– Мы с моим другом Ромой Гонзой отбираем ребят, которые пишут, как нам кажется, взрослые, серьёзные стихи, и выпускаем в Интернете регулярный видеожурнал. Каждый выпуск – четыре-пять минут. Сначала свои стихи читает сам автор. Это очень важно, поскольку именно в авторском чтении можно лучше всего понять все мысли и акценты. В конце выпуска известный человек читает стихотворение классика. В проекте уже принимали участие Александр Гагарин («Сансара»), Стёпа Тропин («Айфо»), Олег Ягодин («Курара»), Вася Васин («Кирпичи») и другие музыканты.
– Как часто ты выступаешь?
– Раз в месяц, чаще и не надо. Люди должны почувствовать потребность в стихах. Поэтический вечер – это не рок-концерт, на который можно ходить три раза в неделю. К стихам обращаются в тот момент, когда чувствуют, что трудно. Они нужны, чтобы подлечиться, а вы же не пьёте аспирин каждый день.
– Получается ли зарабатывать на поэзии?
– Да, но пока это не настолько весомо, чтобы содержать семью. Поэтому я работаю детским клоуном. Ещё когда жил в Екатеринбурге, подрабатывал перед новогодними праздниками Дедом Морозом. Мне это очень нравилось. Моя работа позволяет мне не быть загруженным пять дней в неделю и оставлять время на творчество. Зимой у меня выступления в Питере, в том числе с уральской группой «Алое вера», для которой я пишу песни. Весной – гастрольный тур. Приятно, что залы не пустуют даже в тех городах, куда я приезжаю впервые. Например, недавно меня порадовала публика в Омске. От питерских групп уже поступали предложения написать тексты к их музыке, но пока я ещё ни одно не принял, потому что их творчество меня не впечатлило.
– В чём, на твой взгляд, особенность современной поэзии?
– Сейчас в обществе много дискуссий об этом явлении. Одни говорят, что поэзия нашего времени – чушь собачья. Другие – что возрождение Серебряного века. Но стихи – это не заводские детали, которые должны быть изготовлены строго по ГОСТУ. У поэзии, как мне кажется, один критерий – она должна трогать. Если этого не происходит, всё остальное уже не важно.
Стихи
Отрывок из песни «Георгины» группы «Алое вера»
Вы говорили со мной просто так,
лишь бы хоть как-то
заполнить пространство,
Вот мы и встретились:
«Милый мой, здравствуй.
Ты такой же, как раньше, чудак».
Вы говорили со мной по душам
Во всех «Кофехаузах»
нашей столицы.
И если бы вы
перестали мне сниться,
То я перестала бы вам.
Вы говорили, что сможете жить
Только со мной
в доме с видом на море.
В мире так много
прекрасных историй
О безудержной сладостной лжи.
***
Без тебя голодают утки,
В кинотеатрах
не делают сладкий поп-корн.
Проходящие мимо маршрутки
Не видят меня в упор.
Без тебя загнивает клубника
На прилавках у местных узбеков.
Всем артистам и клоунам цирка
В эту белую ночь не до смеха.
Без тебя все цветы в этом городе
Увядают без права на запах.
Мы с тобой не чужие вроде бы,
Но по-разному любим закат.
***
Посмотри, как кончается лето
На аллеях, дворах и проспектах.
Я не помню,
кем задан был вектор,
Но мы явно идем не туда.
Я не помню, чего мы хотели,
Когда матери наши портфели
Разноцветной на вкус акварелью
Наполняли до самых краев.
И мы верили чьим-то рассказам,
Что, увы, не бывает всё сразу,
Что на каждую хитрую попу
Есть отцовский военный ремень.
А сейчас
я всё с тем же портфелем
И при деле, и вроде бездельник,
И друзья все давно повзрослели,
А мне будто бы двадцать лет